Практика управления ДОУ :: Статья «Профессиональное выгорание: многое зависит от руководителя»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Профессиональное выгорание: многое зависит от руководителя»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №1 2012 г.
Рубрика материала: Школа управления
Авторы: Пугачева Марина Леонидовна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (125147 байт)
 doc  скачать → (77824 байт)


   

 

Ничто не является для человека
такой сильной нагрузкой и таким
сильным испытанием, как другой человек.

В. Шмидбауэр

Стресс стал типичным явлением. Речь уже заходит об опасной и выходящей из-под контроля разрушительной эпидемии.

Понятие «стресс» было введено в науку около 70 лет назад канадским ученым Гансом Селье, одним из крупнейших физиологов XX века. Он открыл характерную защитную реакцию организма на любое затруднение или экстраординарное воздействие. По своей сути эта реакция, которую и назвали стрессом (от англ. stress — напряжение, давление, нажим), отражает экстренную мобилизацию внутреннего «запаса» сил организма для преодоления препятствия, защиты от вредоносного влияния. Это более чем полезная витальная способность, позволяющая выживать в постоянно изменяющейся среде. Но на определенных стадиях своего развития стресс становится опасным для здоровья и жизнедеятельности. Говорят о двух формах стресса. Продуктивный, или эустресс (eustress), позволяет не только справиться с затруднением, но и накопить полезный опыт по преодолению сходных «трудных» ситуаций. Деструктивный, или дистресс (distress), — это источник многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно предотвращать или лечить.

Если стрессы становятся очень сильными и слишком частыми, психика и организм человека начинают защищаться.

Эта реакция защиты и называется профессиональным выгоранием. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс. Один из важнейших источников профессионального выгорания — контакты с другими людьми. Когда эти контакты постоянны, необходимы и особенно когда невозможно выбирать себе «аудиторию» для общения, может появиться чувство внутренней эмоциональной опустошенности.

Выгорание может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами. Взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Профессор К. Чернисс в своей статье «Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет» говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе. Существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих на этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высокострессовых ситуациях, где от них ожидается отличный уровень выполнения работы и где они имеют слабый контроль над тем, что или как они делают. Автор также отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Симптомы этого явления в организации:

— высокая текучесть кадров;

— снижение вовлеченности сотрудников в работу;

— поиск «козла отпущения»;

— антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;

— режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство, в беспомощности и безнадежности;

— развитие критического отношения к сотрудникам;

— недостаток сотрудничества среди персонала;

— прогрессирующее падение инициативы;

— рост чувства неудовлетворенности от работы;

— негативизм относительно роли или функции отдела.

«Отравление людьми»: причины и следствия

Выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Профессиональное выгорание провоцируется внешними и внутренними факторами.

Внешние факторы: первый среди них — высокая эмоциональная загруженность, т.е. необходимость сопереживать, сочувствовать и нравственная ответственность за жизнь и здоровье детей, находящиеся под внешним и внутренним контролем. Второй — организационный фактор: он чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере, которая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель — подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега — коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

К внутренним факторам относят личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Стадии профессионального выгорания

Один из наиболее известных отечественных исследователей феномена профессионального выгорания, психолог Виктор Бойко, выделяет три последовательные стадии в этом процессе.

1. На первой преобладает эмоциональное напряжение. Человек чаще ощущает раздражение по поводу, казалось бы, обычных ситуаций. Препятствия начинают казаться значительными и труднопреодолимыми. Переживание чувства неудовлетворенности работой и собой приводит к росту ситуативной и личностной тревоги.

2. Чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Другими словами, формируется фаза сопротивления нарастающему стрессу — фаза резистенции, или сопротивления. На этой стадии человек в ходе рабочих контактов активно ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на запросы других людей. Общение становится формально-технологичным, отстраненным. При этом слабая мотивационная отдача в профессиональной деятельности воспринимается как неучтивость и равнодушие, что провоцирует еще больший стресс. Коллеги начинают восприниматься негативно, а вина за собственные неудачи приписывается другим людям. Должностные обязанности выполняются в зависимости от настроения и субъективных предпочтений. Перерывы в работе хочется сделать чуточку длиннее, прийти на работу немного позже, а уйти чуть-чуть пораньше. Режим экономии эмоций расширяется, в него включаются контакты вне профессиональной сферы — с родственниками, знакомыми.

3. Если не принять срочных мер психологической реабилитации, начинает формироваться фаза истощения. Ее главная отличительная черта — падение общего энергетического тонуса организма. Отрицательные эмоции начинают преобладать над положительными, затем эмоциональная составляющая полностью исключается из контекста профессионального общения. Постепенно развивается феномен «отравления людьми», приводящий к сокращению любых форм жизнедеятельности, требующих эмоциональных затрат. Активно начинают развиваться и прогрессировать различные психосоматические реакции. Иными словами, защитная реакция организма начинает выражаться в виде болезней. Снижается иммунитет, человек не может расслабиться даже в свободное время, появляется бессонница. Другие наиболее частые психосоматические заболевания — сексуальные расстройства и различные женские заболевания (эндометриоз, миомы, нарушения цикла); повышенное артериальное давление, тахикардия, головные боли; расстройства пищеварения, боли в области позвоночника; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя. Последние исследования показывают, что многие опухолевые процессы также напрямую связаны с чрезмерными стрессами.

Как предотвратить развитие профессионального выгорания или остановить его на начальных стадиях?

Ученые доказали, что чаще всего выгорают люди, неудовлетворенные своей работой.

Если человек не ошибся кардинально в выборе профессии, то дело, скорее всего, в условиях и организации его труда. Что важно учесть в организации труда, чтобы предотвратить этот процесс?

Посильная нагрузка (не слишком большая и не слишком малая); умение делегировать полномочия; признание и уважение со стороны профессионального сообщества; справедливость в решениях и распределении поощрений. Если сложно изменить все сразу — начните с чего-то одного. Доказано, что осознание и последовательное изменение в лучшую сторону хотя бы одного из этих факторов улучшает и остальные. Очень важен для предотвращения эмоционального выгорания сотрудников уровень развития эмоционального интеллекта руководителя. Эмоциональный интеллект — это способность осознавать и мотивировать свои эмоции и эмоции окружающих и управлять собственными эмоциями в одиночестве и при взаимодействии с другими людьми. Американский исследователь этого феномена Кэрри Чернисс доказал: чем выше уровень эмоционального интеллекта вашего непосредственного руководителя, тем ниже вероятность появления в коллективе «выгорающих» работников. Объясняется это тем, что когда у работника возникает проблема, то он обращается за помощью к своему руководителю в том случае, если у последнего достаточно высокий уровень эмоционального интеллекта. Если же этот уровень низкий, то работник пытается решить проблему самостоятельно. Когда слишком часто приходится решать проблемы самостоятельно, создается почва для появления выгорания. Так что руководителю важно быть внимательным к себе и своим сотрудникам: это не только сохранит хорошие отношения, но и положительно скажется на эффективности работы всего коллектива.

Развитие коммуникативных навыков — умения эффективно общаться и налаживать контакты с людьми — также необходимо для предотвращения эмоционального выгорания. Ориентация на сотрудничество и компромисс помогает решать проблемы по мере их поступления, препятствует развитию апатии и накоплению раздражения.

Умение распознавать свои состояния и реакции дает возможность не допускать многие конфликты или своевременно изменять ситуацию.

Профилактика и коррекция

Наиболее распространенное средство психологической коррекции профессионального выгорания — непрерывное психолого-педагогическое образование, повышение квалификации. Ведь знания, полученные в вузе, быстро устаревают.

Со стороны администрации нужна система поощрений; обеспечение возможности использования педагогами методов психологической разгрузки, релаксации прямо на работе; оптимальное структурирование работы и организация рабочих мест, благодаря чему дело становится более значимым для исполнителей.

Педагогу нужно владеть и навыками саморегуляции. Саморегуляция — это управление своим поведением при возникновении трудной проблемы, повышенного эмоционального и физического напряжения, в случае, когда педагог оценивается детьми, коллегами, другими людьми. В настоящее время для саморегуляции используется так называемое нейролингвистическое программирование — цикл упражнений, ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, можно эффективнее, рациональнее распределять свои силы в течение дня и учебного года. Другой способ — аутогенная тренировка, т.е. система  упражнений для сознательного психологического воздействия на свой организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации, изменения настроения и самочувствия, что положительно отражается на работоспособности и здоровье.

С помощью специалиста проводится психокоррекция, т.е. направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью полноценного развития и функционирования индивида. Психокоррекционная работа улучшает адаптацию, снимает повседневные внешние и внутренние напряжения; предупреждает и разрешает конфликты, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе.

Еще одно важное условие для профилактики профессионального выгорания — разделение между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, можно облегчить мероприятиями, позволяющими педагогу расслабиться, перестать думать о работе, возвращаясь домой: физическими упражнениями, уединением на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячей ванной. И еще — смотрите на жизнь с оптимизмом, понимайте, чего вы хотите достичь, и сохраняйте свои ценности. Все это поможет избежать профессионального выгорания и сделает вашу работу не только средством заработка, но и источником творческого вдохновения.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.