Практика управления ДОУ :: Статья «Результаты мониторинга руководителей дошкольного образования»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Результаты мониторинга руководителей дошкольного образования»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №3 2012 г.
Рубрика материала: Образовательная политика
Авторы: Абанкина Ирина Всеволодовна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (319457 байт)
 doc  скачать → (78848 байт)


   

 

До настоящего времени в мониторинговые исследования, проводимые Высшей школой экономики в период с 2003 по 2009 годы, не были включены опросы руководителей дошкольных образовательных учреждений. Однако сейчас расширение мониторинга на дошкольное образование стало остро актуальным. Во-первых, преобразования, которые осуществляются в дошкольном образовании, затрагивают интересы подавляющего большинства населения, а во-вторых, находятся в фокусе государственной политики в области образования.

За последние годы наметились положительные тенденции: увеличилась численность воспитанников в учреждениях дошкольного образования и показатели охвата детей дошкольным образованием с 58% в 2005году до 59,8% в 2011 году. В списках детей, нуждающихся на сегодняшний день в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, числятся более 1,5млн. человек.

Показатели очередности свидетельствуют о том, что во многом внутренние резервы системы дошкольного образования оказываются исчерпанными. Встает вопрос о необходимости привлечения к оказанию услуг дошкольного образования негосударственного сектора, создание комплекса мероприятий по стимулированию развития как государственных и муниципальных систем дошкольного образования, так и негосударственного сектора и частных организаций.

По результатам опроса руководителей дошкольных образовательных учреждений выявлен высокий уровень обеспеченности такими видами ресурсов как:

  • кадровые ресурсы (административно-управленческий персонал, квалифицированный педагогический персонал);
  • материально-технические ресурсы (детская мебель и инвентарь, игрушки и спортивный инвентарь, учебное оборудование);
  • учебные площади (помещениями для групповых занятий).

Уровень обеспеченностями этими видами ресурсов выше критического уровня (60 %).

Необходимо отметить, что руководители всех дошкольных образовательных учреждений оценивают обеспеченность административно-управленческим персоналом несколько выше обеспеченности педагогическим персоналом, что является следствием низкого уровня заработной платы педагогического персонала дошкольных образовательных учреждений, трудностями в привлечении молодых педагогов и закреплении в дошкольных учреждениях. В целом можно говорить о тенденции консервации низкого, даже по сравнению со школьными педагогами, уровня заработной платы педагогического персонала дошкольных образовательных учреждений, что лишает руководителей ДОУ возможности проводить эффективную кадровую политику, применять в образовательном процессе современные методики обучения воспитанников, снижает качество услуг по содержанию и обучению воспитанников.

Максимальное количество руководителей по всем типам населенных пунктов отвечают, что низкая зарплата в дошкольном образовании более всего мешает развитию дошкольных образовательных учреждений.

Второе место по частоте выбора занял фактор, касающийся финансирования только по смете, утвержденной учредителем, что ограничивает маневры ресурсами, не позволяет оперативно изменять направления расходования средств. Чаще всего его выбирают руководители дошкольных образовательных учреждений в крупных городах и селах (61,9 % и 54,1 % соответственно).

Следует отметить высокий показатель обеспеченности помещениями для музыкальных занятий, в частности, музыкальным залом оборудованы дошкольные образовательные учреждения от 78,8 % на селе до 95,7 % в городах от 100 тыс. чел. Заметно более низкая обеспеченность спортивным залом — от 52,4 % в городах до 100 тыс. чел. до 82,4 % в Москве.

Для развития детей очень полезно оснащение библиотекой или библиотечным фондом.

Детские сады должны быть обеспечены соответствующими возрасту книжками, альбомами, наглядными пособиями. Однако библиотеки встречаются в детских садах совсем нечасто: от 9,4 % на селе до 27,5 % в Москве. Можно предположить, что книги находятся в каждой группе отдельно, но нельзя допускать отсутствие работы с книгой для умственного, а также и эстетического развития.

Практически все учреждения в Москве подключены к Интернету (99 %), в городах, свыше 1 млн., — среднее значение равно 66,7 %, в городах от 100 тыс. — до 1 млн. 71,3 %. Наименьшее количество дошкольных образовательных учреждений имеют выход в Интернет в маленьких городах (39,3 %) и селах (29,4 %), что связано с финансовой несбалансированностью муниципальных бюджетов и малым охватом дошкольных образовательных учреждений мероприятиями целевых программ развития образования различных уровней. Кроме того, дошкольные образовательные учреждения не были охвачены мероприятиями комплексных проектов модернизации региональных систем образования, в ходе которых общеобразовательные учреждения получали на условиях софинансирования финансовую поддержку из федерального бюджета на развитие материально-технической базы. Исключение составляют ДОУ, входящие в структуру общеобразовательных учреждений. В результате на сегодняшний день сложилась заметная дифференциация в использовании информационных ресурсов и информационных технологий в дошкольном образовании.

Очевидно, что задачей ближайшего будущего должно стать выравнивание условий доступа к информационным ресурсам и поддержка активности в использовании ИКТ в образовательном процессе с учетом возрастных особенностей детей и заботы об их здоровье.

Прием в дошкольные образовательные учреждения в силу очередности стал одной из самых острых тем для дискуссий. В настоящее время изыскиваются все возможности для повышения наполняемости детских садов: за счет уплотнения, пересмотра функционального назначения помещений с целью максимизации размещения групп, осуществляется реконструкция и пристрой спортивных или музыкальных залов для высвобождения помещений для групп. Результаты опроса подтверждают рост наполняемости дошкольных образовательных учреждений во всех типах населенных пунктов. При ответе на вопрос, связанный с динамикой приема детей в дошкольные образовательные учреждения за последние три года большинство руководителей фиксируют рост приема детей в свои учреждения. Рост наполняемости дошкольных образовательных учреждений наблюдается в среднем в 71,4 % учреждений. Данный результат отражает повышение спроса на услуги дошкольного образования, обусловленный как доверием родителей к дошкольным образовательным учреждениям, к педагогам-профессионалам, так и ростом рождаемости по всей стране, даже в населенных пунктах с небольшим количеством населения.

Сегодня посещение детского сада становится не просто модой, а скорее социальной нормой вне зависимости от места проживания и доходов родителей.

Семьи сегодня признают значимость дошкольного образования как первого уровня образования и разделяют ответственность за воспитание и обучение детей с дошкольными образовательными учреждениями. Это отражает формирование в России «просвещенного родительства», ответственного за воспитание и образование детей с самого раннего возраста, а также рост доверия к дошкольным учреждениям, их профессионализму и качеству.

Опрос выявил перенос полномочий по контролю за наполняемостью дошкольных образовательных учреждений (направление и зачисление детей в конкретные дошкольные учреждения) с уровня администрации дошкольного образовательного учреждения на уровень учредителя — муниципальных органов управления образованием, что связано с высокими показателями очередности в дошкольные образовательные учреждения, в особенности в городах. Фактически речь идет о централизации полномочий, взятие процесса зачисления детей в дошкольные учреждения под контроль органов управления в целях снижения злоупотреблений, повышения прозрачности и обеспечения справедливости.

Эффективным инструментом повышения качества обучения и содержания воспитанников в ДОУ традиционно признается диссеминация лучших практик, применяемых педагогами в образовательном процессе через формальное (в рамках повышения квалификации) и неформальное взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений, обмен позитивным опытом.

В регионах больше половины руководителей (52,8 %) отмечают одинаковую интенсивность обмена лучшими практиками между дошкольными образовательными учреждениями. Это достаточно высокий показатель, характеризующий профессиональную активность педагогов дошкольного образования, их открытость к изменениям и адаптивность. Доля тех, кто признает себя реципиентами лучших практик и донорами практически совпадает.

По мнению руководителей дошкольных образовательных учреждений самое важное, что говорит о высоком качестве обучения и содержания в дошкольном образовательном учреждении — это здоровье воспитанников (от 67 % в городах с населением от 100 тыс.чел. до 1 млн. до 85,7 % в городах с населением свыше 1 млн. чел., 77,5 % руководителей в Москве).

На втором месте по значимости для руководителей — это отзывы родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений (от 57 % в Москве до 70,2 % в городах с населением от 100 тыс. чел. до 1 млн., в остальных населенных пунктах процент ответов приближается к 70 %). Это характеризует активность диалога с родителями, вовлеченность родителей в процесс воспитания и обучения детей в раннем возрасте, ориентацию детских дошкольных учреждений на запросы семей и их требования к качеству.

Все остальные ответы расположились ниже 40 %. Так про высокую квалификацию педагогов (с наличием степеней и званий) отвечают от 27,4 % руководителей в малых городах до 41,2 % в Москве. Важным считают наличие разнообразных игрушек, спортивного оборудования 13,7 % руководителей в Москве, 10,6 % руководителей в селах. Приблизительно такие же значения ответов даются и в других типах населенных пунктов.

Таким образом, стратегия сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении является ведущей, иногда даже в ущерб стратегии обучения детей, развития их индивидуальных способностей.

Ответ «наличие дополнительных программ, вариативность обучения» выбирают не более 22 % ответивших. Такая невысокая значимость этого ответа, вероятно, характеризует доверие к профессионалам (педагогам) в выборе программ обучения, поэтому спектр разнообразия программ перестает быть ключевым фактором, характеризующим качество дошкольного образования. Ключевыми факторами по результатам обследования оказались здоровье детей и открытость системы дошкольного образования запросам родителей, это по значимости первый и второй факторы, определяющие качество образования в дошкольном учреждении.

Внедрение финансово-хозяйственной самостоятельности дошкольных образовательных учреждений является необходимым условием повышения качества услуг дошкольного образования в условиях ограниченности ресурсов. Большинство руководителей характеризуют динамику объемов бюджетного финансирования как «небольшой рост в пределах инфляции». Снижение объемов бюджетного финансирования отмечают 37,9% руководителей в Москве, 17,1%— в городах с населением свыше 1млн. человек, 11,4%— в городах с населением от 100тыс. до 1млн. человек, 28,8%— в городах до 100тыс. чел., 26,5%— в селах и поселках городского типа.

При организации финансирования дошкольных образовательных учреждений используется долевая схема— за счет муниципального бюджета и родительской платы. По оценкам руководителей основу бюджета дошкольных образовательных учреждений составляют средства местного бюджета, что обусловлено требованиями федеральных законов, относящих расходные обязательства по финансированию предоставления населению услуг дошкольного образования к муниципальным полномочиям. Однако в силу несбалансированности муниципальных бюджетов субъекты Российской Федерации выделяют дотации некоторым муниципалитетам (особенно сельским районам) для финансирования дошкольного образования, поэтому доля софинансирования со стороны региона достигает 20%. Финансирование социальных услуг (питание, отдых) производится за счет родительской платы (не превышающей 20% их стоимости). Представленная структура доходов дошкольного образовательного учреждения отражает долевую схему финансирования. Если дошкольное учреждение входит как структурное подразделение в общеобразовательное учреждение, то заработная плата и учебные расходы финансируются за счет субвенции из регионального бюджета, если дошкольное учреждение— самостоятельное юридическое лицо, то ответственность за его финансирование целиком возлагается на муниципальный бюджет. Это вызывает не всегда оправданное объединение дошкольных учреждений со школой. Вопрос о распределении расходных обязательств в этой сфере находится в фокусе острых дискуссий.

Основные направления в структуре расходов приходятся на такие виды расходов как оплата труда и начисления на оплату труда, расходы на питание детей, оплата коммунальных расходов. Повышение квалификации воспитателей и педагогов, пополнение фондов учебной и методической литературы, обновление учебного оборудования, мягкого инвентаря, т.е. все то, что подпадает под определение «учебные расходы» составляет незначительную долю расходов дошкольного учреждения. Подобная структура расходов не позволяет реализовать программу развития дошкольного образовательного учреждения, соответствует стратегии поддержания имеющегося уровня, но не обеспечивает качественного скачка в развитии в соответствии с современными требованиями и запросом родителей. Переход на игровые методы воспитания и обучения требует существенно больших затрат на приобретение игрушек, мягкого инвентаря, предметов развивающего обучения для формирования современной предметной среды в дошкольных учреждениях.

Ключевыми задачами внедрения новой системы оплаты труда педагогов являлось:

  • повышение престижа труда педагога,
  • рост заработной платы,
  • расширение стимулирующей функции заработной платы.

Результаты опроса руководителей демонстрируют, что рост значений заработной платы в результате введения НСОТ педагогов произошел в 47,2% дошкольных образовательных учреждений, расположенных в городах с населением свыше 1 млн. чел., в 41,5% дошкольных образовательных учреждений в городах с населением от 100тыс. до 1млн. чел., в 52,6% дошкольных образовательных учреждений, расположенных в городах с населением до 100тыс. чел., в 32,9% дошкольных образовательных учреждений, расположенных в сельских территориях. Однако этих мер оказалось недостаточно для обеспечения достойной заработной платы в дошкольном образовании, соответствующей сложности, профессионализму и интенсивности труда.

Уровень фактической средней заработной платы педагогов дошкольных образовательных учреждений (воспитателей, дефектологов, логопедов и др.) даже в Москве, не позволяет руководителям дошкольных образовательных учреждений проводить эффективную кадровую политику (нанимать наиболее квалифицированных педагогов, производить ротацию кадров, активно привлекать молодых педагогов), поскольку превышение требуемого уровня заработной платы (для молодых педагогов, «педагогов своей мечты») над имеющимся составляет более 2,5раз в Москве. В регионах это превышение составляет более 3 раз.

Отсутствие финансовой помощи со стороны спонсоров отмечают большинство руководителей во всех типах населенных пунктов, участвовавших в опросе (в среднем 80,7% ответивших). Одной из причин такого распределения ответов руководителей можно считать то, что в большинстве случаев спонсорская помощь дошкольным образовательным учреждениям оказывается в натуральной форме (участие родителей в проведении ремонта помещений, предоставление игрушек для детей и др.). Если спонсорская помощь оказывается в денежной форме, то эти средства поступают на счет в отделении федерального казначейства учредителя дошкольного образовательного учреждения, т.к. большинство дошкольных образовательных учреждений не имеют статуса юридического лица.

Рост родительской платы, опережающий показатели инфляции, отмечается в среднем в 27%дошкольных образовательных учреждений, расположенных в малых городах, селах и поселках городского типа, т.е. в населенных пунктах с наименьшей платежеспособностью населения. Это свидетельствует о тенденции переноса финансовой нагрузки за предоставление услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных учреждениях с муниципальных бюджетов на бюджеты домохозяйств. Объяснение этой тенденции кроется в финансовой несбалансированности муниципальных бюджетов, на которые возложены полномочия по финансированию предоставления услуг дошкольного образования населению.

В дошкольном образовании явно проявляется доминирование сектора государственных (муниципальных) услуг, реализуемых государственными или муниципальными учреждениями, которые пока не испытывают конкуренции со стороны негосударственного сектора. Это означает, что конкуренция как механизм повышения качества и привлекательности учреждения для потребителей не задействованы в дошкольном образовании. Фактически фактором, мотивирующим учреждения повышать качество услуг, служит спрос со стороны семей и их требования. В условиях повышенного спроса со стороны семей и дефицита мест в дошкольных учреждениях, такого механизма явно недостаточно.

Результаты проведения опроса руководителей дошкольных образовательных учреждений, являющихся представителями одной из сторон диалога, подтверждают, что влияние родителей на жизнь дошкольного образовательного учреждения усилилось (45,8%), усилилась ориентация образования на интересы потребителей (37,4%), система управления дошкольным образовательным учреждением стала более открытой (67,7%). Это характеризует результаты внедрения модели государственно-общественного управления дошкольными образовательными учреждениями как эффективные. Стратегию партнерства дошкольных учреждений с родителями, грамотную организацию конструктивного диалога в интересах детей надо признать ведущей стратегией развития дошкольного образования.

В рамках проведенного мониторинга экономики дошкольного образования были опрошены руководители дошкольных образовательных учреждений Москвы, городов с населением свыше 1млн. чел., с населением от 100тыс. до 1млн. чел., до 100тыс. чел, а также сел и поселков городского типа. Опрос был проведен в 407дошкольных образовательных учреждений. Опрашивались руководители преимущественно государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждений и только 13негосударственных детских садов. Руководители дошкольных образовательных учреждений выступают и как эксперты в своей области, и как лица, принимающие ответственные решения.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.