Практика управления ДОУ :: Статья «Этноэкологическое образование дошкольников»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Этноэкологическое образование дошкольников»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №4 2012 г.
Рубрика материала: Наука-практикам
Авторы: Гайсина Райса Сахиевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (794749 байт)
 doc  скачать → (48640 байт)


   

 

Самобытность и особенность традиций, этноса определяются во многом его природным окружением. Леса, поля, горы, реки, растительный и животный мир территории проживания нации накладывают неизгладимый отпечаток на его быт, культуру, деятельность.

На стыке этнографии и экологии человека

Мир природы отражается в традиционной материальной культуре человека: в орнаменте, вышивках, резьбе, росписи. Мир природы отражается также в духовной культуре нации — в народных праздниках, обрядах, песнях, верованиях. Поэтому вполне обоснованно выделение такого научного направления, как этноэкология, которое можно рассматривать в качестве связующего звена на стыке этнографии и экологии человека.

Этноэкология занимается изучением особенностей представлений о природе в традиционных культурах, традиционном природоохранном поведении, специфике использования народами природной среды и воздействия на нее. При этом этнос, его традиционная культура и осваиваемая природная среда рассматриваются в динамическом единстве как сложная развивающаяся система.

Этноэкологическое образование, выражающееся во взаимопроникновении национально-культурной и природной среды в образовательной области, способствует возрождению прогрессивных народных традиций среди молодого поколения, формированию экологической культуры, формированию любви к своей малой родине. И прав основоположник этнопедагогики Г.Н. Волков, выделяя «педагогику степей», «педагогику дубрав».

Одним из ведущих принципов этноэкологического образования в целом и дошкольного в частности является принцип диалога культур, сочетания национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностей.

Большое значение в процессе формирования экологической культуры личности дошкольника имеют произведения поэтического творчества наших предков. Глубокое восприятие художественных образов способствует обогащению эстетических переживаний и чувств ребенка. Многие страницы башкирского народного эпоса «Урал-батыр» отражают взаимосвязи между природой и национальным характером народа, нравственными представлениями наших предков об отношении к миру природы. Вот как описываются в нем живительные свойства родниковой воды:

Набрал в рот живую родниковую воду Урал-батыр
И, распрямившись, начал обрызгивать горы, долины,
Луга и холмы, леса и поляны.
И так говорил:
Леса и горы,
В зеленый наряд оденьтесь, цветите
И всему живому приют дайте.
Пусть мир возликует в своем цветенье,
Пусть птицы радость земли воспевают.

Фольклор

Важнейшим средством этноэкологического образования является фольклор, в котором в своеобразной форме запечатлены традиции и обычаи бережного, разумного отношения народа к природе, ее богатству, содержится огромный материал для расширения экологических знаний дошкольников, овладения умениями природоохранной деятельности, выработки привычек поведения в природной среде.

Пословицы, в которых проявляется народная мудрость, наблюдательность: «У кого есть земля — у того есть пища, у кого есть пища — у того есть сила», «Хлебороб просит дождя, путник — вёдра», можно использовать для раскрытия экологической идеи о значимости природы в жизни человека.

Раскрывая взаимосвязи в природе, педагог может включить в свою беседу такие башкирские народные пословицы, как «Зимой много инея — летом много меду», «На безводной земле и дерево засыхает».

Формированию бережного отношения к объектам неживой природы, гуманного отношения к животным и растениям помогут пословицы «И болото — земля, и колючий куст — лес», «Где красный бык уляжется, там сорок лет трава не покажется», «У торопливого лошадь задыхается, у ленивого — спотыкается», «Срубишь лес — на будущий год не вырастет».

Народная мудрость запечатлелась и в народных приметах. Наблюдая за природными явлениями, люди делали определенные выводы и обобщения, на основе которых планировали виды работ, связанные с природой.

Интерес к народным приметам, например связанным с наблюдениями за погодой, формирует в детях наблюдательность, понимание взаимосвязей в природе.

Природоведческие народные сказки также способствуют этноэкологическому образованию дошкольников. Во многих из них в увлекательной форме иллюстрируются отношение человека к природе, взаимосвязи между природными объектами и явлениями. Эффективны инсценировки народных сказок, в которых дети перевоплощаются в растения, животных, усваивают их признаки, повадки, воссоздают трудовые процессы, особенности быта народности, «играют в старину».

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство являлось традиционным у большинства народов. Женщинам, которые ткали паласы, вышивали полотенца, украшали свою одежду, хотелось перенести на них частички милой их сердцу природы: они использовали орнаменты, напоминавшие изображения цветов, птиц, зверей, речной волны. Дошкольникам предоставляется возможность с такой же любовью самостоятельно создавать изделия (во время рисования, лепки, работы с бумагой) с использованием элементов традиционных народных орнаментов, росписей, деталей народного костюма.

Использование бесценных сокровищ народной педагогики в этноэкологическом образовании детей дошкольного возраста как их носителей и творческих продолжателей — одно из важнейших направлений духовно-нравственного развития и воспитания личности.

 

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.