Практика управления ДОУ :: Статья «Координационный совет по дошкольному образованию: необходимость и реальность»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Координационный совет по дошкольному образованию: необходимость и реальность»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №5 2012 г.
Рубрика материала: Образовательная политика
Авторы: Волосовец Татьяна Владимировна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (1031109 байт)
 doc  скачать → (62464 байт)


   

 

В последние годы в системе дошкольного образования России произошли значительные изменения на разных уровнях ее организации. В разработанной сотрудниками нашего института «Концепции развития дошкольного образования» (В.И. Слободчиков и др., 2005) зафиксирован характер этих изменений.

ФГТ, утвержденные в ноябре 2009 г., активно обсуждались на страницах журналов, профессиональных форумах, в большинстве регионов России педагогами и руководителями ДОУ, анализировались авторами действующих дошкольных программ, специалистами управлений образования и системы повышения квалификации. В связи со сменой кабинета министров данный вопрос актуализировался вновь.

В июле этого года на сайте Министерства образования и науки было опубликовано приглашение к обсуждению предложений о необходимости внесения изменений в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, подписанное директором департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ И.М. Реморенко. Поводом послужило письмо, написанное ведущими специалистами дошкольного образования: Кравцовой Е.Е. (директор Института психологии РГГУ), Крыловой Н.М. (доцент Пермского педагогического университета, преподаватель СПбАППО), Парамоновой Л.А. (директор НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца, председатель Российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕП) при ЮНЕСКО), Свирской Л.В. (доцент кафедры дошкольного образования Новгородского центра развития образования) и др.

Авторы письма указали на проблемы, ставшие очевидными в ходе обсуждения и попыток использования ФГТ, а также внесли предложения, направленные на:

— исправление содержания текста ФГТ;
— изменение подхода к соотношению основной примерной программы и образовательной программы конкретного детского сада;
— признание неадекватности подхода ФГТ к нормированию программ по дошкольному образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья;
— разработку корректных формулировок для нормативных актов по данному вопросу.

Письмо вызвало интерес и как минимум реакцию. В связи с этим были запрошены предложения по совершенствованию содержания ФГТ или описание проблем,
с которыми столкнулись педагогические работники дошкольного
образования при внедрении ФГТ в педагогическую практику. Правда, сделано это было в период отпусков… Грядут новые обсуждения. Что они принесут?

На финансово-экономическом уровне — система дошкольного образования финансируется региональными и муниципальными бюджетами и не финансируется федеральным бюджетом, появилось финансирование из нескольких источников, увеличилось количество платных образовательных услуг.

На организационном уровне — унифицированный детский сад сменили три типа и шесть видов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), четко обозначились попытки обеспечить преемственность дошкольного и общего среднего образования за счет создания учебно-воспитательных комплексов «Школа — детский сад», «Центр развития», открытия дошкольных групп на базе школ и др.

На программно-методическом уровне изменения связаны со сменой типовой программы вариативными, широким использованием инновационных вариантов программного и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, разработкой сквозных, интегрированных программ и здоровьесберегающих образовательных технологий, развитием системы психологического сопровождения образовательного процесса.

Таким образом, изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 20 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер.

Сегодня необходима разработка стратегии, которая бы связывала воедино социальные, организационные, правовые, финансово-экономические, материально-технические, психолого-педагогические и другие аспекты дошкольного образования, определяя тем самым продуманную программу действий на ближайшие 15–20 лет.

Для разработки содержания стратегии, а также для анализа и разработки нормативно-правовой документации в сфере дошкольного образования необходим Координационный совет при Министерстве образования и науки по дошкольному образованию. Создание такого совета возможно на базе Института психолого-педагогических проблем детства РАО.

Целями деятельности совета должна стать координация работы Министерства образования и науки РФ и других организаций по созданию условий для получений качественного дошкольного образования детьми, увеличение охвата детей дошкольным образованием, анализ и обобщение опыта по вопросам сохранения сети дошкольных образовательных учреждений, организации их деятельности, выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию дошкольного образования, формирование предложений по разработке нормативных актов в области дошкольного образования.

Основными задачами и функциями Координационного совета могли бы стать:

— создание стратегии развития дошкольного образования на 15–20 лет;

— участие в определении приоритетных направлений политики в области дошкольного образования;

— комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития дошкольного образования с учетом социальных, организационных, правовых, финансово-экономических, материально-технических, психолого-педагогических и других аспектов;

— участие в разработке комплекса мер по обеспечению условий, способствующих общедоступности дошкольного образования;

— предоставление СМИ информации о работе совета.

Координационный совет должен быть коллегиальным совещательным органом, не входящим в структуру Министерства образования и науки и функционирующим на общественных началах. Решения совета будут приниматься коллегиально и носить рекомендательный характер. Решения совета могут стать основанием для подготовки нормативно-правовых и распорядительных документов Министерства образования и науки РФ.

Членами совета могли бы стать специалисты в области дошкольного образования, ученые из различных научных учреждений и вузов, педагоги и психологи ДОУ, специалисты аппарата уполномоченного по правам ребенка, представители профессиональных СМИ, профсоюзных и других общественных организаций, родительской общественности и др. На заседания совета могли бы приглашаться представители других министерств и ведомств, органов управления образованием, органов местного самоуправления, оргaнизaций, обеспечивающих деятельность дошкольных образовательных учреждений.

Члены Координационного совета могли бы объединяться в рабочие группы для решения вопросов, касающихся как стратегии развития дошкольного образования, так и тактических задач. По итогам работы этих групп могли бы быть организованы публикации актуальных материалов и публичное обсуждение рассматриваемых проблем в профессиональной печати, на сайтах, в ходе различных мероприятий и т.д.

Совет мог бы взять на себя формирование информационно-аналитической и консультационной службы для региональных и муниципальных систем образования по грамотному использованию законодательной и нормативной базы в сфере дошкольного образования.

Координационный совет мог бы стать координационным центром по взаимодействию с авторскими коллективами дошкольных программ, другими ведущими учеными, органами управления образования субъектов РФ и региональными институтами повышения квалификации в области дошкольного образования.

Уже в ближайшее время (сентябрь — декабрь 2012 г.) Координационный совет мог бы внести следующие изменения в законодательные и нормативные акты:

— необходимые поправки в проект закона «Об образовании» (сентябрь);
— необходимые поправки в ФГТ (сентябрь —октябрь);
— подготовка предложений по разработке стандартов дошкольного образования, с учетом изменения структуры и содержания требований (в структуру федерального государственного образовательного стандарта должны входить лишь две составляющие: требования к структуре основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ);
— анализ и корректировка иных нормативных актов и регламентов, разрабатываемых Министерством образования и науки и касающихся системы дошкольного образования.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ в структуру стандарта входить не должны!

В долгосрочной перспективе представляется целесообразным:

— поручить КС создать консолидированными усилиями ведущих научных центров рамочный документ, фиксирующий научные основы дошкольного образования, его специфику и основные направления, общую модель образовательного процесса для дошкольного возраста;

— приступить к формированию основ государственно-общественной системы управления образованием, в том числе дошкольным;

— апробировать различные механизмы обеспечения доступности дошкольного образования;

— развернуть проведение широкого круга экспериментов по обновлению содержания и структуры дошкольного образования, введению новых организационно-экономических механизмов развития данной сферы;

— создать научно-методическую базу для развития вариативных форм дошкольного образования, обеспечивающих равные стартовые возможности детей при поступлении в начальную школу;

— рассмотреть вопрос о вариативных организационных формах дошкольного образования. К существующему в настоящее время типу «Дошкольное образовательное учреждение» имеет смысл добавить как организационную единицу «Дошкольную образовательную группу». Дошкольная образовательная группа как организационная форма мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня (это не исключает и более эффективного использования инфраструктуры детского сада для групп кратковременного пребывания разного типа). При этом речь должна идти именно о дошкольной образовательной группе, а не о классах раннего развития при школах;

— обсудить вопрос о расширении организационных форм дошкольного образования с кардинальным пересмотром существующих СанПиНов;

— оказать содействие в разработке комплексных методов оценки эффективности вариативных форм дошкольного образования в соответствии с критериями его качества. 

— оказать содействие региональным системам образования в подготовке квалифицированных участников сети взаимного консультирования, соразработчиков нормативных документов разного уровня, организаторов новых моделей повышения квалификации и педагогического образования.

Таким образом, если удастся решить проблемы, о которых говорилось выше, то
— в России сложится и заработает инновационная система дошкольного образования как уровень образования;
— будут созданы действительно равные стартовые возможности для дошкольников, что повысит качество образования на последующих его уровнях;
— произойдет консолидация родительской и образовательной общественности.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.