Практика управления ДОУ :: Статья «Родительское собрание в нетрадиционной форме»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Родительское собрание в нетрадиционной форме»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №6 2012 г.
Рубрика материала: Методическая работа
Авторы: Калина Мария Андреевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (1229218 байт)
 doc  скачать → (36864 байт)


   

 

Родительское собрание — это способ взаимодействия воспитателя и родителей по какой-либо актуальной проблеме, однако на сегодняшний день смысл таких собраний сводится лишь к решению организацион­ных вопросов.

Задача любого воспитателя как педагога — серьезно готовиться к встречам с родителями. Чтобы взаимодействие было эффективным, мало разработать ход собрания, обозначить ключевые моменты, надо выстроить встречу так, чтобы воспитатель из лектора, из субъекта взаимодействия стал партнером родителям, одним из них.

В своем опыте воспитательной работы я придерживаюсь принципа, что любое родительское собрание должно быть необычно, нетрадиционно, оно должно проходить как праздник, как игра. В этом случае у родителей возникает большее желание присутствовать на нем, ведь взрослые, как известно, — это большие дети и им, как и малышам, просто необходимы положительные эмоции.

Так же как мы формируем детский коллектив с целью облегчения работы с детьми, надо формировать и коллектив родителей, потому что с группой работать проще и эффективнее.

Как бывает сложно организовать субботник, групповой выезд, приходят помогать единицы, и не потому что все родители слишком занятые люди, а просто нет желания. Поэтому необходимо формировать актив родителей (пусть на первое время это будет родительский комитет). Помните, как в фильме «Москва слезам не верит»? «Трудно с тремя, а когда трех научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения». Выстроив актив и доброжелательные отношения между всеми родителями группы, вы добьетесь усиления воспитательного процесса, найдете поддержку своим педагогическим начинаниям и творчеству, что в конечном счете благоприятнейшим образом скажется на развитии малышей.

Очень важно первое установочное родительское собрание, когда вы задаете тон всей вашей будущей работе, вы презентуете не только группу, но и себя.

Так как же провести это первое родительское собрание?

Ход собрания

Шаг 1. Правильно организовать обстановку

Традиционно родителей сажают за столы, а воспитатель стоит. А теперь представьте себе, как некомфортно себя чувствуют родители: на маленьком стульчике, за маленьким столом…

Всю жизнь мы привыкли сидеть таким образом: в детском саду, в школе, в институте. Психологически мы воспринимаем такую позу и размещение в пространстве однозначно: сейчас я буду только слушать, меня будут учить и к моему мнению особо никто не прислушается, потому что я на месте ученика или воспитанника, а не на месте воспитателя или учителя. Из-за такого размещения должный контакт с родителями установить чаще всего не удается.

Один из способов создания микроклимата — посадить родителей в круг. Таким образом все оказываются в равной позиции и может возникнуть именно диалог между воспитателем и родителем.

Шаг 2. Знакомство

Вежливые люди всегда при встрече здороваются. Почему-то в нашей системе образования принято представляться только воспитателю: меня зовут так-то и так-то. С точки зрения родителей, это расшифровывается так: а как зовут вас, мне не очень-то и важно, я все равно сразу всех не запомню, вас много, а я одна и т.д.

Напоминаю, у нас цель — формирование родительского коллектива, поэтому надо дать возможность представиться всем. Для этого можно использовать игрушку, которую участники передают по кругу, называя свое имя.

Также на этом этапе проводится экспресс-диагностика, чтобы понять, какие по характеру люди сидят перед вами. Для этого можно использовать методику Ю.А. Захарова «Геометрические фигуры».

Шаг 3. Установление благоприятного рабочего микроклимата

Родители приходят в новую группу настороженно: оно и понятно, отдать своего драгоценного ребенка на весь день незнакомому чужому человеку. Не будут ли его обижать? Станут ли о нем заботиться? Такие опасения часто подкреплены страшными телевизионными сюжетами или видеороликами из Интернета о воспитателях-тиранах и т.д.

Очень важно снять у родителей синдром тревожности. Этому может способствовать упражнение «Повтори, как зовут», «Поменяйтесь местами те, кто...» и т.д.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом, последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Шаг 4. Работа группы

Мы продолжаем знакомиться с родителями. Раскованные после игр и упражнений, узнавшие о характере воспитателя и друг друга, родители уже готовы к общению и диалогу.

Теперь мы можем узнать, а что они вообще ожидают от сада. Для этого можно использовать методику «Ваши ожидания». Родители пишут на доске по одному слову, характеризующему их ожидание от детского сада, воспитателей, администрации. Затем предлагается коллективно проранжировать в порядке убывания эти ожидания. Таким образом, и воспитатель понимает позицию родителей, и у родителей формируется представления о том, для чего нужен детский сад, что реально, а что нет.

Шаг 5. Дать возможность родителям задать вопросы

Многие родители по какой-либо причине стесняются задавать интересующие их вопросы, в результате потом переживают, что не получили полной информации о воспитательном процессе и бытовых вопросах. Поэтому можно использовать «Корзину вопросов» (на листочке анонимно написать самый важный, с точки зрения родителя, вопрос). В этом случае исчезает ситуация недосказанности, неопределенности.

Шаг 6. Окончание родительского собрания, подведение итогов — рефлексия

В конце собрания важно грамотно подвести итог, дать высказаться о чувствах и эмоциях, которые родители испытали при встрече на первом родительском собрании. Для этого можно использовать упражнение «Связующая нить».

Участники становятся в круг. Воспитатель, держа клубок, передает его по кругу и предлагает участникам высказаться:

— какое у них настроение,
— что они чувствуют, что понравилось, что нет и почему.

Хорошо, если в конце собрания все пожмут друг другу руки, это закрепит положительный и доброжелательный настрой.

После проведенного в такой форме родительского собрания родители, как правило, уходят в хорошем настроении, без чувства неудовлетворенности и усталости.

Первый кирпичик в построении родительского коллектива положен. Чем больше будет таких кирпичиков, тем интереснее, увлекательнее станет ваша работа по воспитанию молодого поколения.

Помните, взрослые — это большие дети и с ними тоже надо играть.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.