Практика управления ДОУ :: Статья «Формирование библиотечки детского сада»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Формирование библиотечки детского сада»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №1 2015 г.
Рубрика материала: Наука-практикам
Авторы: Первова Галина Михайловна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (120866 байт)
 doc  скачать → (40267 байт)


   

 

Ключевые слова: круг детского чтения, законы формирования, методика работы с книгами в детском саду.

Объявление 2015 года Годом литературы в России (инициатива президента РФ), Всероссийское литературное собрание, посвященное вопросам развития литературы и чтения, обсуждение проблем детского чтения в печати и массмедиа поднимают интерес педагогов к организации чтения на всех уровнях, начиная с первых этапов непрерывного образования человека.

В обществе активно дискутируется вопрос «Что читать?» на разных ступенях образования. Острее всего обсуждается содержание курса истории отечественной литературы в старших классах. Хрестоматии для малышей, наполненные традиционными текстами детской литературы, в этом отношении кажутся стабильными, а споры вызывает лишь доступность произведения для детей определенной возрастной группы. Однако педагогу в условиях свободного выбора произведений для чтения необходимо понимать, какими законами и принципами руководствоваться при составлении библиотечки для коллектива детей определенного возраста и для индивидуальной работы с ребенком. Осмысленный подход к формированию библиотеки детского сада — залог успешного литературного образования на первых ступенях развития ребенка.

Круг чтения дошкольника — это достаточный для развития и воспитания качественный и доступный объем и перечень детских книг и произведений, а также книг для совместного чтения взрослых и детей.

Книгами для совместного чтения педагога и малышей, для семейного чтения прежде всего являются хрестоматии, например: Хрестоматия для дошкольников: 2−4 года. Составитель: Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова (Фольклор народов мира. Произведения писателей России и зарубежных стран). Пособие для воспитателей д/с и родителей. М.: АСТ, 1997. 576 с.; Хрестоматия для дошкольников: 4−6 лет. 608 с.; Хрестоматия для дошкольников: 5−7 лет. 656 с.

Этот многообъемный трехтомник рекомендован Министерством образования и науки РФ и составлен в соответствии с государственной стандартной программой «Радуга». По типу стандартных пособий формируются и хрестоматии тематического или жанрового состава, например: Большая книга стихов для чтения в детском саду/Сост. Э. И. Иванова, И. П. Токмакова. М: Планета детства, 2002, 512 с., ил.

В типовую хрестоматию для детского сада занесено более тысячи произведений народного творчества и детской литературы, которые будут прочитаны воспитателем за пять лет пребывания ребенка в детском саду. Таков количественный показатель литературного кругозора, заложенного в государственные программы дошкольного образования.

С другой стороны, формируя будущего читателя, нужно привлекать к детскому чтению книги, изданные специально для детей, для их самостоятельной работы.

Детская книга — сложный предмет материальной и духовной культуры, заключающий в себе три вида искусств: слова, живописи (книжной графики) и дизайна. До трех лет книги в руки младенцев почти не попадают, кроме ламинированных твердых изданий в виде игрушек, так как ребенок не умеет с книгой действовать аккуратно и бережно. С книгой заинтересованно работает в младших группах детского сада воспитатель, задавая детям образец положительного отношения к этому предмету развивающей среды.

В младшем дошкольном возрасте (до 3-х лет) ребенок учится рассматривать предметы, в том числе книги, поэтому в библиотечке должны преобладать книги картинного типа: книги-панорамы, книги—ширмочки, игрушки, фигурные книги, книги с однопредметными четкими рисунками, ясно и ярко изображающие героя.

В среднем дошкольном возрасте (4−5 лет) начинается использование детских книг деятельностного типа: книги—раскраски, рассказки, театр и пр. Дети не только рассматривают, показывают и называют то, что видят, но и начинают участвовать в изобразительной, речевой, театральной, музыкальной, трудовой деятельности посредством книги. При этом надо предусмотреть разные издания раскрасок: книги, где есть штриховка, обводка, раскраска, дорисовывание, копирование образца и т. д.

Книги—деятельность учат ребенка общаться с книгой как с источником занятий, игр, развлечений, труда, речи. Возрастает мотивация обращения к источнику умственной и игровой деятельности, пользуясь которой воспитатель активно начинает работать с классической детской книгой художественного и познавательного типа.

Это особая форма издания и искусства, в которой источником развития речи является текст (предложения, слова, звуки-буквы), а источником наглядных впечатлений — иллюстрации (сюжетные картинки), элементы оформления (конфигурация книги, размер страницы, символические знаки, декорирование страниц и др.). Если в книгах для самых маленьких прежде всего привлекал наглядный, внетекстовый ряд книги, то в классике основное значение приобретает текст — словесное искусство.

Опираясь на возрастную психолого-педагогическую периодизацию детской жизнедеятельности, мы выделяем три закона формирования круга детского чтения классическими детскими книгами.

Законы формирования круга детского чтения классическими детскими книгами

1. Закон возрастных ограничений.

Произведения отличают отсутствие сложных, недетских проблем, доступность построения, объема, формы и языка текста. По этому закону производится адаптация сложных текстов: детям читается избранный эпизод, отрывок, кусок текста или пересказывается сокращенный вариант крупнообъемного произведения.

2. Закон возрастных соответствий.

Произведения написаны специально для детей определенной читательской группы, учитывают возрастные возможности и интересы ребенка. Они сохраняют «память детства»: изображают действительность с точки зрения ребенка, его глазами видят мир.

3. Закон возрастных перспектив.

Отобранные по этому закону произведения затрагивают «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), обогащают тематику и проблематику детского чтения. Круг детского чтения расширяется произведениями общей литературы.

По этим трем законам в детское чтение необходимо включать «легкие», «любимые» и «трудные» произведения и книги, гармонизируя литературный репертуар.

Следующий закон формирования круга детского чтения связан с содержанием чтения. Детские книги являются источником образов мира, поэтому следует подобрать книги, в которых представлены пять основных миров: детства, окружающая среда, природный мир, социальный и виртуальный мир. При этом естествен для дошкольного возраста приоритет виртуальной, фантастической действительности, однако заметьте, это пятая часть произведений, остальные знакомят ребенка с явлениями близкой и далекой реальной жизни: с другими детьми, родственными отношениями, с семьей, сменой времен года в городе и деревне, с животным и растительным миром, общественными отношениями. Только пятимирие обеспечит растущему человеку целостную картину человеческой жизни. «Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная с помощью вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л.И. Тимофеев).

Можно предложить тематический принцип подбора детских книг для библиотечки старших дошкольников: я и мои друзья, семья, мир человеческих отношений, человек и природа, картины разных времен года, животные и растения, родина большая и малая, другие страны, чудеса и волшебство, путешествия и приключения, мир знаний, мир искусства, труд и занятия детей и взрослых, профессии, народная мудрость…

Закон, учитывающий специфику формы произведения, обязывает подбирать библиотечку из произведений разных жанров и типов книг:

1. Книжки-игрушки, картинки, комиксы, самоделки, раскраски, фильмы, звуковые и другие оригинальные типы детских книг должны стать азбукой литературного образования малыша.

2. Книги с произведениями устного народного творчества: «Ладушки», «Гуленьки», «Гусельки», «Сорока-белобока», сборники песенок, маленьких сказок, загадок, считалок, потешек, шуток и других малых жанров составляют ядро круга детского чтения.

3. Авторские сказки — Ш. Перро, Г. Андерсена, братьев Гримм, А. Пушкина, В. Даля, Л. Толстого, К. Ушинского, Б. Житкова, В. Бианки, В. Сутеева, Г. Остера и др.

4. Для речевого воспитания детей важно показать детям богатство стихотворных текстов для дошкольников. Сюжетные стихотворные произведения или сказки и рассказы в стихах — один из самых популярных детских жанров. Примеры: С. Маршак — «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Кошкин дом» и т. п.; К. Чуковский — «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце» и т. п.

Сюжетные и лирические стихотворения сочинили для малышей А. Барто, С. Михалков, Е. Благинина, Е. Серова, Я. Аким, И. Пивоварова, Г. Кружков, М. Яснов, Р. Сеф, И. Токмакова, А. Усачев и многие другие. Стихотворная лирика развивает у детей чувственную сферу, если подобрать произведения, разные по настроению: развлекательные и грустные, раздумчивые, спокойные и веселые, игровые, юмористические и поучительные (басни).

5. Следующая часть библиотечки — художественные рассказы, сочиненные в основном с учетом малообъемного детского восприятия: Л. Н. Толстой («Косточка», «Котенок», «Муравей и Голубка», «Филипок»), К. Ушинский («Бишка», «Петушок с семьей»), Н. Носов («Ступеньки», «Фантазеры»), Е. Чарушин («Про Томку», «Волчишко»), Н. Артюхова, Л. Воронкова, В. Осеева, М. Пришвин, К. Паустовский, С. Алексеев и др. повествовали детям о природе, об исторических событиях и о бытовой жизни людей. Рассказы учат понимать поступки людей — детей и взрослых, носят в основном нравоописательный характер.

6. Дошкольникам нужны познавательные детские книги — энциклопедии, справочники, научно-художественные книги по различным отраслям знаний: В. Бианки — «Кто чем поет?», «Хвосты», «Как муравьишка домой спешил», другие сказки-несказки; Г. Снегирев — «Как птицы и звери к зиме готовятся»; И. Соколов-Микитов — «Листопадничек»; Н. Сладков — «Почему ноябрь пегий?»; Ю. Дмитриев — «Хитрецы и Невидимки», «Загадки леса», «Здравствуй, белка!», «Как живешь, крокодил?»; М. Ильин — «Рассказы о том, что тебя окружает»; И. Акимушкин — «Это все собаки».

7. Художественные и учебные азбуки для самообучения чтению. Эти книги решают прикладные задачи, учат различать буквы, звуки, запоминать алфавит, характеризовать явления языка и речи — обучают, развлекая.

С. Маршак — «Про все на свете», Б. Заходер — «Мохнатая азбука», В. Лунин — «Аз-бу-ка», В. Степанов — «Веселая азбука», Е. Благинина — «Научусь-ка я читать», В. Берестов — «Парад-алле! Цирковая азбука», И. Гамазкова — «Азбука в загадках», И. Токмакова — «Букваринск» и др.

8. Периодика для детей: журналы «Веселые картинки», «Мурзилка», «Веселый художник», «Колобок», «Кукумбер» и др.

В библиотечку полезно включить книги одинакового содержания, но оформленные по-разному, с иллюстрациями разных художников. Сравнительное рассматривание сказок Пушкина с иллюстрациями Дегтярева, Конашевича, Мавриной, Спирина — изумительный источник развития зрительного и интеллектуального восприятия. Так, Дегтярев и Спирин передают исторически правдивый фон действия, а Конашевич и Маврина подчеркивают сказочный характер сюжета. Интересно проходит сравнение героя Маршака «Усатый-полосатый» с иллюстрациями Лебедева и Калинычевой. На первой книге — строгий рисунок серого, пушистого, с полосками, серьезного, похожего на реального породистого среднерусской местности кота. На рисунке художницы — лукавый, с прищуром кот, весьма очеловеченный, с характером. Кстати, в книге Маршака «Усатый-полосатый» дети обнаружили четыре жанра в рамках одного произведения: заголовок — загадка, текст начинает сказка: «Жила-была девочка…». Затем автор вставляет в повествование стихи, а заканчивает произведение как рассказ. Шестилетки удивились такому литературному открытию, которое они сделали под руководством воспитателя.

Таким образом, библиотечка детского сада формируется по законам психологической доступности читаемого (законы возрастных ограничений, соответствий и перспектив), по законам, отображающим литературоведческий подход к отбору книг для детского чтения (законы содержательного пятимирия, тематического и жанрового разнообразия).

Методика работы с детскими книгами

Подбирая источники для ознакомления дошкольников с детской литературой, воспитатель проводит чтение-рассматривание и анализ детских книг с целью извлечения из этих процессов методику работы с данной книгой. Какова специфика работы с детскими книгами в каждой возрастной группе детского сада?

В младшей группе (до 3 лет) тип мышления ребенка конкретно-действенный, малыши учатся манипулировать вещами, предметами. Потребность в книге дети не испытывают, и в связи с этим должна действовать четкая установка: с книгой нельзя обращаться как с игрушкой (трясти, бросать, брать в рот и пр.), книга — особый предмет окружающего мира, с которым работает воспитатель. Книги стоят высоко на полке, в светлой части комнаты, их видно, но в руки их берет и показывает воспитатель.

Примерно один раз в день воспитатель делает книгу источником наглядных и звуковых впечатлений. Цель обращения к книгам в младшей группе — развивать чувственное восприятие, формировать отношение к книге как источнику положительных эмоций.

Воспитатель ставит на полку одну книгу для рассматривания, а остальные (примерно 30, по количеству недель в учебном году) прячет в шкаф. Это книги, вызывающие приятные слуховые и зрительные впечатления и тактильные ощущения, изобретательные по форме (цвету, конструкции, материалу, размерам). Дети данного возраста не столько понимают искусство слова, сколько всматриваются в предметную среду книги и реагируют в основном на нее.

Вот воспитатель ставит на ковер книжку-ширмочку. Восемь малышей (по количеству страниц) ложатся вокруг нее на животики и, переползая от одной страницы к другой, называют, кого они видят на предметных картинках: лиса, волк, медведь, заяц, кабан, лось, косуля, мышка. Дети затруднились назвать некоторых зверей (кабан, лось, косуля), так как они реже встречаются в сказках, но это и есть повод для обогащения речи трехлеток. В другой раз мальчикам предлагают рассмотреть книжку-игрушку «Машины». Они обводят пальцами части книги и называют их правильно: кабина, кузов, колеса, машина (автомобиль), а затем догадываются при перелистывании, какие виды машин уже видели на улице: хлеб перевозит, скорая помощь, бензовоз, кран и подобное.

В другой раз воспитатель показывает и читает сказку «Курочка Ряба». Детям разрешается на иллюстрации погладить по голове плачущих деда и бабу, которые разбили яичко, похлопать в ладоши, когда все хорошо закончилось, обвести пальчиком контуры фигурной книги — курочки и назвать ее — Ряба. Рябенькая курочка с пестрыми перышками (белыми, черными, коричневыми, серыми) запоминается надолго.

На первом этапе коммуникации ребенок — книга занятия носят спорадический (нерегулярный) характер, целиком определяются волей, интересами и знаниями воспитателя. Воспитатель организует слушание-рассматривание детских книг, рассказывает их содержание, комментирует иллюстрации, уточняет значения слов, которые запоминают дети. Дети непродолжительное время слушают чужую авторскую речь, стараются повторять доступные лексемы и фразы за воспитателем. Цель работы с книгой в младшей группе — окультуривать все проявления отношений детей к книге, озвучивать ее, в игровой форме извлекать из книги ее прикладную функцию — развитие детского словаря.

Кризис трех лет требует изменения методики работы с книгами. Концепция восприятия книг детьми 3−5 лет усложняется. Для средних групп детского сада книга — поставщик наглядно-образных (художественных) впечатлений в соответствии с их типом мышления, а кроме того, организатор досуга и занятий. Книга для детей от 2 до 5 лет — источник образцов речи. В этот период она начинает развивать в ребенке процессы воображения и мышления, закладывает основы речевого выражения внутренней жизни человека.

Можно ставить новую цель — совершенствовать чувственное восприятие искусства и формировать первоначальные умения ребенка общаться с книгой как источником творчества. Для реализации этой цели продолжаем использовать элементарные по содержанию, но разножанровые книги-произведения и книги-сборники, книги для драматизации сказок (театр) и книги-игры (с фишками, картами, вкладышами для игрового поля), книги-игрушки с встроенными деталями, с вырубкой, с движущимися персонажами, книги-фильмы (зарисовки мультфильмов), книги-альбомы для вырезания и оформления самоделок; книги, богатые песенками и стихами, для заучивания наизусть.

Именно такие книги призывают к соучастию в совместном с воспитателем процессе творческого чтения-рассматривания и дополнительной деятельности.

В группе среднего дошкольного возраста выполняются те действия и движения, которые производили герои: покажите, как ходила лиса, — крадучись; покажите, как сидел волк у проруби; какое выражение удивления было на лице у мишки и т. п. Постановка живых картин по следам прочитанного может сопровождаться элементами костюма (крылышки для стрекозы и усики для муравья, надетые на голову символы сказки), организуются ролевые игры после запоминания реплик или песенок литературных текстов. Удачно портретируются герои сказок К. Чуковского, С. Маршака, В. Сутеева, Е. Чарушина, народные сказки с иллюстрациями Васнецова и басни с иллюстрациями Рачева, художников, которые одевают героев-животных в человеческие одежды, чтобы раскрыть аллегорию произведения. Книги с рассказами вызывают желание побеседовать о героях.

В средней группе занятие с книгой состоит из трех этапов:

  1. до чтения идет подготовка детей к восприятию произведения (создается ситуация удивления, эмоционального настроя на слушание, возбуждается воображение, ставится проблема, интригуется восприятие знакомого явления новизной);
  2. в процессе чтения идет сопоставление словесных и иллюстративных образов книги, комментируются трудные места текста, объясняются непонятные слова;
  3. после чтения проводится проверка возникших мысленных картин-образов (уточняются место и время действия, характеры героев, представления о событиях, поступках). В итоге делаются выводы о том, чем понравился герой и книга в целом.

Проверка качества занятия проводится следующим образом: один и тот же вопрос задается детям в начале и конце занятия (о чем произведение?). Ответы детей показывают продвижение в развитии восприятия к полноценному уровню.

В старших группах от 5 до 7 лет правильно развивающиеся дошкольники проявляют познавательную активность, нервные процессы возбуждения и торможения выравниваются, типичным остается конкретно-образный и наглядно-образный тип мышления, однако появляются предпосылки для логического типа и художественного обобщения. Ознакомление с детской литературой в этот период способствует социальной ориентации ребенка. Начинает складываться понимание причинно-следственных связей события, проникновение в мотивы поведения героев (особенно при повторном чтении знакомых произведений, понравившихся детям). Успешное восприятие детских книг обеспечивается также возвращением к известным книгам на новом уровне развития.

Любимыми становятся книги-произведения, в которых герои переживают ряд событий, особенно приключенческого характера, сказочные повести, циклы стихов и рассказов об одном герое: А. Толстой, А. Волков, Н. Носов, Д. Родари, С. Михалков, В. Драгунский, Р. Погодин, Э. Успенский, Б. Заходер, С. Козлов, И. Токмакова, О. Пройслер и др.

В этот период закрепляются представления о классической детской книге, выполненной знаменитым писателем и не менее талантливым художником: С. Маршак с рисунками В. Лебедева, К. Чуковский с иллюстрациями В. Конашевича, И. Токмакова, книги которой оформлены мужем, Л. Токмаковым. Веселый В. Чижиков нравится детям смешным изображением страны овощей и фруктов, анималист Е. Чарушин правдиво изображает милых звериных детенышей, а Т. Маврина подражает детскому рисунку в иллюстрациях к книге Ю. Коваля. Особенно важно, чтобы в книгах В. Маяковского, А. Барто, Л. Пантелеева, В. Осеевой, которые пишут о детях, были рисунки вроде А. Пахомова, где дети изображены здоровыми, деятельными, красивыми. Весьма распространенное сегодня карикатурное изображение героев вызывает нездоровый смех детей, кривлянье и гримасничанье. Как известно, воспитание в дошкольном возрасте строится на подражании образцам.

Более того, хотелось бы заметить, что дошкольникам не подходят «толстые» книги, в несколько десятков и сотен страниц, зато нравятся «малышки», типовые книги в 4−8-16−32 страницы с крупными рисунками и крупным шрифтом, благодаря чему возникает желание научиться самому читать.

Необходимо предупредить, что редко, но встречаются на прилавках книжных развалов контрафактные издания. Так, однажды мы отвергли книгу «Дюймовочка», в которой эксплуатировалось андерсеновское брендовое имя сказочной героини, а содержание включало сюжет о поиске «удачного» жениха. На обложке была изображена чуть ли не двухметровая девушка, имена авторов (писателя, пересказчика, художника) отсутствовали, их заменяло указание, что книга отпечатана с диа­позитивов некой иностранной фирмы. Примитивный текст, анонимность издания и анилиновые красители делают книгу контрафактным товаром.

В старшем дошкольном возрасте, при подготовке к школе, ведущим видом читательской деятельности становится беседа о прочитанном. Вопросы по произведению систематизируют разрозненные впечатления детей, которые, как правило, запоминают только смешные или страшные эпизоды текста. Нам надо развивать разные стороны личности: внимание, воображение, чувственную сферу, наблюдательность, мышление, память и, конечно, речь. В беседу мы включаем три основных процесса: Что представили, слушая? Что почувствовали? Что поняли?

В предшкольной группе мы стремимся поставить вопросы как по содержанию, так и по форме произведения, не называя детям терминов:

О теме и проблеме

О чем произведение? Почему оно так называется? Какие вопросы возникли у вас? Чему вы удивились, слушая рассказ?

О сюжете

Где происходят события? Когда? С чего началось? Что было дальше? Какое событие главное? Чем все закончилось?

Об образах

Кого или что представили? Каких героев запомнили? Что они делали? Говорили? Чувствовали? Думали? Почему?

О композиции

В каком месте рассказа больше всего волновались? Какая часть показалась самой интересной? Почему? Что перечитать?

О жанре

Что слушали: сказку, рассказ, стихотворение? Как об этом догадались?

О языке

Какие слова заставили нас улыбнуться? Погрустить? Заметили ли вы необычные слова? Красивые? Какие слова повторялись?

Об идее

Что запомнили в прочитанном? Какой совет дадим герою? Кто вам понравился, а не понравился? Почему? С каким настроением заканчиваем читать стихи? Какую мысль вызвал рассказ?

Приведенные выше вопросы мы адаптируем применительно к жанру, к характеру произведения, к авторской специфике. Поэтому кроме типовых ставим оригинальные, неожиданные вопросы.

Нельзя увлекаться многовопросием, лучше искать такой проблемный вопрос, который втягивает всех детей в беседу. Самым ценным актом в беседе мы считаем постановку вопросов детьми: значит, слушатели мыслят, думают в процессе слушания.

Методы работы с книгой педагога и ребенка в старших дошкольных группах:

  • чтение-рассматривание, рассматривание-слушание;
  • выразительное чтение, заучивание наизусть;
  • рассказывание-пересказ;
  • беседа-общение, общение-беседа;
  • описание иллюстраций, устное или графическое иллюстрирование;
  • комментируемое чтение, драматизация, разыгрывание ролей.

Успех освоению детской литературы придает связь произведений с детской жизнью, сезонным и историческим календарем. Например, идя по улице на прогулку, видим вывеску магазина «Орфей», рассказываем детям о мифологическом герое-музыканте и заходим внутрь убедиться, что это магазин музыкальных инструментов. Спорткомплекс «Антей» на центральной улице города также требует рассказывания мифа. Каждый популярный праздник и основные режимные моменты детской жизни (зарядка, прогулка, сон, занятия) сопровождаются текстами фольклора и детской литературы, о чем мы писали ранее (см. № 5 журнала за 2014 год).

Показателями успешного литературного образования старшего дошкольника служат следующие факторы: добровольное обращение ребенка к книге, самостоятельное ее рассматривание в течение нескольких минут и озвучивание содержания знакомой книги по памяти. Для этого в предшкольной группе есть «читальный зал» (журнальный столик и шесть стульчиков вокруг него для самостоятельной работы), воспитатель имеет возможность наблюдать индивидуальный «разговор» детей с избранными книгами. В коллективной работе мы фиксируем внимательность слушания, участие в беседе, активность в выполнении любых читательских действий.

Упражнение «Разговор с книгой» ребенок переносит в семейное чтение, и родители также вправе сообщить педагогу, как прошел этот замер подготовки к школьному обучению.

Воспитатель должен глубоко освоить проблему приобщения детей к книгам как общегосударственную, педагогическую и личностно значимую цель образования в детском саду. Детская литература, которую он читает выразительно, внятно, — это настоящее искусство, оказывающее на личность латентное (скрытое, не проявляющееся сразу) воздействие. Общение с лучшей в мире отечественной детской литературой ценно и для взрослых: учит понимать природу детства, наполняет душу милосердием и эстетическим бескорыстием.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.