Практика управления ДОУ :: Статья «Как повысить общую культуру педагогических работников?»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Как повысить общую культуру педагогических работников?»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №4 2015 г.
Рубрика материала: Методическая работа
Авторы: Кушкова Татьяна Владимировна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (106110 байт)
 doc  скачать → (30204 байт)

Дополнительные файлы:
АНКЕТА 1.docx
АНКЕТА 2.docx


   

 

Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя.

Козьма Прутков

Какого педагога можно назвать профессионалом? Достаточно ли для этого постоянно развивать профессионализм педагогических работников (формировать и совершенствовать знания, умения по внедрению инноваций и др.) через методическую работу в образовательных организациях и на муниципальном уровне, а также повышение квалификации на региональном, федеральном уровнях?

Для ответа на эти вопросы считем целесообразным вспомнить некоторые реальные ситуации.

Когда-то, будучи молодым воспитателем, на прогулке с воспитанниками я обратила внимание на девочку из другой (подготовительной) группы, которая в стороне от играющих детей ходила по кругу с задумчивым выражением лица, скрепив ладони рук за спиной. Потом подойдя ко мне, она «по-взрослому», серьезно сказала: «Я все хожу и думаю, почему же небо не падает»? Вопрос девочки поставил меня в тупик. В голове начали лихорадочно возникать мысли: «Что ответить? Надо к тому же учитывать принцип научности, какое может быть объяснение этому и т. д.». Поняв, что не могу в этот момент объяснить ребенку, я ответила: «Мы потом вернемся к этому вопросу».

Конечно, можно поработать с научно-популярной литературой, найти ответ и в доступной форме донести до воспитанника. Главное, не забыть, удовлетворить любознательность дошкольника!

А как же быть с вопросами, неожиданными высказываниями воспитанников, например: «а я вчера с папой ходил на лыжах» и т. д., выходящими за рамки поставленных образовательных задач, когда непредвиденно для педагогов, да еще в присутствии «проверяющих», они звучат как гром среди ясного неба? Как же нервничают некоторые педагогические работники, когда не знают, что ответить ребенку и как удовлетворить желание дошкольника поделиться впечатлениями в тот момент, когда надо успеть реализовать другие образовательные задачи. В лучшем случае они говорят: «Я потом тебе отвечу» или «Ты потом расскажешь», в худшем — игнорируют вопросы и высказывания детей, что подавляет их познавательно-речевую активность, а это отрицательно влияет на развитие воспитанников.

В чем же причина такого поведения педагогов? Думаю, что одной из основных причин является отсутствие должного внимания повышению общей культуры педагогических работников.

Тогда каким же образом педагоги реализует задачу: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры… детей дошкольного возраста», указанную в п. 1. ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», если недостаточно сформирована собственная общая культура?

Поэтому работа по развитию профессионализма, на мой взгляд, должна быть связана с повышением общей культуры педагогических работников. Только в этом случае педагог может стать профессионалом.

Каким образом можно организовать деятельность по повышению общей культуры педагогических работников?

Речь далее пойдет об использовании на мероприятиях по методической работе энциклопедии «Общая культура педагога», которая может состоять из различных страничек:

  • «В мире слов» (могут использоваться слова, встречающиеся в профессиональной деятельности, др.);
  • «История нашего края», «Знаменитые люди нашего края» (города, села, др.);
  • «Патриотическая страничка»;
  • «Историческая страничка»;
  • «История дошкольного образования»;
  • «Русская классическая литература», «Поэзия серебряного века»;
  • «Театр», «Музыка», «Виды изобразительного искусства»;
  • «Искусство общения»;
  • «Этикет»;
  • «Занимательная математика»;
  • «Образование (или дошкольное) в других странах» и др.

Для четкой организации создания и использования страничек энциклопедии в методической работе предлагаем для ознакомления разработанный алгоритм создания и использования энциклопедии в методической работе.

1. Проведение начального анкетирования заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе в конце учебного года.

2. Обработка анкет. Подведение итогов начального анкетирования заместителем руководителя.

3. Разработка проекта плана методической работы на следующий учебный год (раздел годового плана).

4. Составление проекта плана на учебный год по использованию страничек энциклопедии в методической работе. Утверждение плана.

5. Определение с педагогами требований по созданию и использованию страничек энциклопедии на мероприятиях методической работы.

6. Реализация плана по использованию страничек энциклопедии «Общая культура педагога» в методической работе (приложение к годовому плану) в течение учебного года.

7. Проведение заместителем руководителя итогового анкетирования педагогов в конце учебного года.

8. Обработка анкет. Подведение результатов итогового анкетирования педагогов заместителем руководителя.

9. Анализ реализации плана по использованию страничек энциклопедии «Общая культура педагога» в методической работе.

Рассмотрим подробно каждый из шагов алгоритма.

1. Проведение начального анкетирования заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе в конце учебного года.

Проведение анкетирования необходимо, чтобы работа по повышению общей культуры педагогических работников была эффективной, так как каждый педагог сможет отразить свои слабые стороны и интересы. Примерная анкета представлена в приложении 1.

Возможно включение вопросов по общей культуре педагогов (приложение 1) в общую анкету по методической работе, где выявляется мнение по ее эффективности в учебном году, образовательные потребности педагогов и др.

2. Обработка анкет. Подведение итогов начального анкетирования заместителем руководителя.

Определяются итоги по уровням общей культуры педагогов (в % от общего числа педагогических работников, см. п. 1 анкеты в приложении 1), а также по темам страничек и др. По количеству ответов каждая тематика определяется по рангу значимости (1 — самый высокий и далее до самого низкого), исходя из которого на учебный год будут планироваться 4−6 страничек (по возможности), самые высокие по рангу значимости. Остальные странички могут учитываться в планировании на следующий учебный год или создаваться в электронном виде для самостоятельного изучения, др. (согласовать с педагогами при планировании, п. 4).

3. Разработка проекта плана методической работы на следующий учебный год (раздел годового плана).

Проект плана методической работы является одним из разделов годового плана. Разрабатывается исходя из итогов анкетирования педагогов по методической работе (конец учебного года) с учетом реализации их образовательных потребностей, годовых задач дошкольной образовательной организации, актуальных направлений развития образования.

4. Составление проекта плана на учебный год по использованию страничек энциклопедии в методической работе. Утверждение плана.

Проект плана разрабатывается с учетом итогов начального анкетирования по общей культуре педагогов и проекта плана методической работы на учебный год, который позволит целесообразно спланировать тематику страничек на мероприятиях. Важно к составлению плана привлечь педагогов. Следует очень внимательно определить мероприятия, где будут представлены странички, чтобы не нарушить общую логику изложения материала по тематике. Могут использоваться различные формы изложения: в форме монолога, проблемное изложение материала (формулируется проблема и показывается или обсуждается путь ее решения), беседы, др.

Возможно включение в план странички «Решение проблемных ситуаций», где обозначается реальная проблема, например при неожиданном вопросе, высказывании воспитанника в образовательной деятельности (не по теме) или при взаимодействии с родителями, др., и проходит обсуждение поиска вариантов решения проблемы (сразу или на следующем мероприятии, после осмысления) и выявление наиболее эффективных. Данная тема может быть представлена и в страничке «Искусство общения».

В случае когда внесение страничек на мероприятие является нецелесообразным, можно спланировать странички для представления в электронном виде (самостоятельное ознакомление).

Для наглядности представляем форму плана, которая является примерной.

Форма плана по использованию страничек энциклопедии «Общая культура педагога» в методической работе на _______ учебный год

Цель: повышение (или развитие) общей культуры педагогов.

Задачи: 1 и т. д.

п/п

Тема странички

Форма проведения

На каком мероприятии

используется

(тема, форма) или для самостоятельного изучения — СИ

Способы взаимодействия

Р — реальные связи,

В — виртуальные связи

Срок проведения

Кто проводит

ф.и.о., должность

Отметка

о выполнении

1.

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: раздел «Способы взаимодействия» может быть использован для образовательных организаций, имеющих филиалы.

Целесообразно для подведения итогов спланировать в конце учебного года круглый стол по теме «Влияние энциклопедии на общую культуру педагогов».

Данный план является приложением к годовому плану дошкольной образовательной организации (один из разделов — план методической работы), который утверждается в начале учебного года.

В случае если разрабатывается план по использованию страничек энциклопедии «Общая культура педагога» в работе городского методического объединения, то он является приложением к плану деятельности данного объединения, аналогично — для заместителей руководителей (план — приложение к плану методической работы на муниципальном уровне).

По усмотрению, исходя из итогов анкетирования, можно составить перспективный план по использованию страничек энциклопедии в методической работе на 3−5 лет.

5. Определение с педагогами требований по созданию и использованию страничек энциклопедии.

В процессе совместного обсуждения с педагогами может быть принят ряд требований.

  • Подготовка материалов для внесения страничек. Готовится материал для каждого педагога на бумажном носителе (или альбомный лист, или в форме буклета, др., по согласованию) и (или) в электронном виде. Каждый педагогический работник прикладывает странички в собственную энциклопедию, пополняет их, тем самым обогащая содержание энциклопедии, к которой может обратиться в любое время.
  • Внесение странички на мероприятие. Целесообразно представить после обсуждения одного вопроса или в конце мероприятия (где уместно). Продолжительность внесения странички — 5−7 мин. и более (по согласованию).

6. Реализация плана по использованию страничек энциклопедии «Общая культура педагога» в методической работе (приложение к годовому плану) в течение учебного года.

Контроль за реализацией плана осуществляет заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе (напоминает о предстоящем мероприятии, в случае необходимости помогает отобрать материал, др.).

7. Проведение заместителем руководителя итогового анкетирования педагогов в конце учебного года.

Форма анкеты представлена в приложении 2. Возможно включение вопросов анкеты в общую анкету по выявлению эффективности методической работы в образовательной организации.

8. Обработка анкет. Подведение результатов итогового анкетирования педагогов заместителем руководителя.

Подводятся итоги педагогов по уровням общей культуры (в % от общего числа педагогических работников, см. п. 1 анкеты в приложении 2), также по другим вопросам анкеты.

9. Анализ реализации плана по использованию страничек энциклопедии.

Может содержаться в общем анализе методической работы.

При анализе реализации плана по использованию страничек энциклопедии «Общая культура педагога» в методической работе рассматриваются начальные и итоговые результаты анкетирования для выявления динамики (или отсутствия ее), а также мероприятия данного плана. Формулируется вывод, предложения, которые учитываются при планировании на следующий учебный год.

Затем переходим к п. 3 алгоритма и далее.

Таким образом, осуществляется непрерывное развитие общей культуры педагогических работников.

Использование страничек энциклопедии в методической работе способствует не только повышению общей культуры педагогов, благодаря чему они становятся наиболее интересными для воспитанников, но и выявлению общих потребностей у педагогических работников, которые могут привести к созданию групп по интересам, например «Театр», «Русская классика» и др.

Энциклопедия «Общая культура педагога» может быть представлена в форме буклета на стенде образовательной организации и (или) в электронном виде для ознакомления желающих. Возможна демонстрация некоторых страничек, например «Этикет», др. для всех сотрудников, например на общем собрании работников образовательной организации, др.

Кроме того, исходя из общих интересов коллектива можно проводить корпоративные мероприятия, например гостиная по теме «О Русь, взмахни крылами» (творчество С. Есенина), где могут быть освещены некоторые события биографии поэта, исполнены стихи, песни и др.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.