Практика управления ДОУ :: Статья «Копинг-поведение при стрессе»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Копинг-поведение при стрессе»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №6 2015 г.
Рубрика материала: Школа управления
Авторы: Акчурина Елена Владимировна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (101340 байт)
 doc  скачать → (29569 байт)


   

 

Обратите внимание на то, что у животных ответным действием на неблагоприятное воздействие окружающей среды является либо избегание, т. е. уход от угрожающей ситуации, либо агрессия. В то время как у человека при преодолении стресса начинают работать когнитивные мыслительные процессы для принятия адаптивного решения возникшей проблемы.

Процесс разрешения социальных проблем, или копинг-процесс, является очень важным моментом в изучении формирования активного совладающего поведения личности — стратегий разрешения проблем. Активное разрешение проблем является когнитивно-поведенческим процессом. Именно в результате этого процесса и формируется общая социальная компетентность личности.

Основные компоненты копинг-процесса

1. Ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для ознакомления с ней.

2. Определение и формулирование проблемы, ее терминологическое описание и идентификация необходимых способов для достижения целей.

3. Генерация альтернатив, разработка различных вариантов решения возникшей проблемы.

4. Выбор наиболее оптимального варианта решения проблемы.

5. Выполнение принятого решения с его последующей проверкой и подтверждением эффективности.

Копинг-процесс включает в себя определенные усилия человека и поэтому не может быть просто сведен к автоматизированным адаптационным механизмам, как например, рефлексы, которые являются более примитивными по сравнению с механизмами копинга. По мере взросления и развития человека его когнитивные механизмы и символизация становятся более функциональными, а роль примитивных механизмов (рефлексов) — менее значимой в связи с копингом.

Проблемно-ориентированный копинг связан с попытками человека улучшить свои отношения в системе «человек — окружающая среда» через изменение когнитивной оценки сложившейся ситуации. Например, поиском информации о том, как поступить в конкретной ситуации или путем удержания себя от импульсивных и поспешных действий.

Эмоционально-ориентированный копинг (т.е. временно помогающий) включает в себя мысли и действия, направленные на снижение физического или психологического влияния стресса. Они дают человеку чувство облегчения, но при этом не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку возможность почувствовать себя лучше. Это, например, избегание проблемной ситуации, отрицание возникшей ситуации, мысленное или поведенческое дистанцирование человека, юмор, использование различных транквилизаторов для расслабления.

Любой человек не прибегает только к одному типу копинга. Для того чтобы справиться со стрессом, он использует целый комплекс приемов и методов как проблемно-ориентированного, так и эмоционально-ориентированного копинга. Таким образом, копинг-процесс представляет собой комплексный ответ на стресс.

Наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются стратегии, направленные непосредственно на разрешение проблемной ситуации. К ним относятся:

  • «активный копинг», т. е. активные действия по устранению источника стресса;
  • «планирование», т. е. планирование своих действий в сложившейся проблемной ситуации;
  • «поиск активной общественной поддержки», т. е. поиск помощи и поддержки в своем социальном окружении;
  • «положительное истолкование и рост», т. е. оценка сложившейся ситуации с точки зрения рассмотрения ее положительных сторон и отношения к ней как к одному из эпизодов своей жизни;
  • «принятие», т. е. признание реальной ситуации.

В другой группе копинг-стратегий содержатся стратегии, также способствующие адаптации человека в стрессовой ситуации, но не связанные с активным копингом. К ним относятся:

  • «поиск эмоциональной общественной поддержки», т. е. поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих людей;
  • «подавление конкурирующей деятельности», т. е. снижение активности в отношении других проблем и полное сосредоточение внимания на источнике стресса;
  • «сдерживание», т. е. ожидание наиболее благоприятных условий для разрешения возникшей ситуации.

Еще одну группу копинг-стратегий составляют стратегии, не являющиеся адаптивными, но в некоторых случаях помогающие человеку адаптироваться к возникшей стрессовой ситуации и дающие возможность справиться с ней. К таким приемам преодоления относятся:

  • «фокус на эмоциях и их выражение», т. е. эмоциональное реагирование на проблемную ситуацию;
  • «отрицание», т. е. отрицание стрессового события;
  • «ментальное отстранение», т. е. психологическое отвлечение от источника стресса через различные развлечения, мечты или сон;
  • «поведенческое отстранение», т. е. отказ от разрешения сложившейся ситуации.

Отдельной группой выделяют такие копинг-стратегии, как обращение к религии, использование алкоголя и наркотиков, а также юмор.

Данная классификация копинг-стратегий совсем не означает то, что человек при возникновении стрессовой ситуации пользуется только одной из них. В различных ситуациях человек может применить целый комплекс копинг-стратегий. Выбор стратегий зависит от личностных особенностей человека и характера возникшей ситуации.

Копинг является динамичным процессом, состоящим из различных структурных элементов. Копинг не является постоянным процессом, он подвержен различной модификации. Копинг представляет собой многомерный процесс когнитивных стратегий, используемых людьми для управления стрессовыми ситуациями. Динамика копинг-процесса напрямую связана с проблемой прогноза возможного поведения человека в стрессовых ситуациях.

Социальный контекст копинга, т. е. специфика и особенности событий, с которыми взаимодействует человек в процессе преодоления возникшей стрессовой ситуации, способны повлиять на процесс совладания. Именно ситуация во многом определяет логику поведения человека и меру его ответственности за результаты поступков. Сама стрессовая ситуация оказывает значительное влияние на личность человека. Она может способствовать появлению новых личностных образований. Например, появление у человека новых моральных ценностей, изменение его отношения к окружающим людям, осмысление своей жизни и др.

Базовые ценности личности во многом формируются под влиянием критических ситуаций, в которых оказывается человек. Учет специфики конкретной ситуации и ее основных характеристик играет важную роль в ситуационном подходе к копингу.

При исследовании копинг-процесса существует целый ряд методологически важных положений. Одно из них связано с тем, что эффективность преодоления во многом зависит от разницы в объективных параметрах стрессора и их субъективной оценки. Поведение человека зависит не от объективно заданной ситуации, а от ее субъективной оценки и восприятия. Однако нельзя недооценивать и ее объективные показатели.

Все люди по-разному интерпретируют стрессовые ситуации. Например, одни могут оценить ее как угрозу для себя, а другие — как требование к выполнению определенных действий. Последствия стресса возникают только в том случае, когда событие воспринимается человеком как угроза. Если стрессовое событие воспринимается человеком как требование, то это вызовет совсем другой способ ответного действия. Оценка стрессового события во многом зависит от оценки личностью доступных в данный момент человеку ресурсов совладания со стрессором. Она основывается на личном жизненном опыте человека, полученных знаниях и на самооценке, восприятии собственной компетентности. Открытым остается вопрос о том, какие характеристики окружающей среды или личности человека могут оказывать наибольшее влияние на процесс преодоления стрессовой ситуации.

Когнитивная оценка стрессовой ситуации является тем ключевым механизмом, который обусловливает процесс преодоления. Существуют две формы оценки: первичная и вторичная. При первичной оценке человек оценивает доступные ему ресурсы, т. е. он отвечает на вопрос: «Что я имею для преодоления этой стрессовой ситуации?». Ответ на данный вопрос содействует качеству эмоциональных реакций человека и их интенсивности. При вторичной оценке человек уже оценивает свои возможные действия и прогнозирует ответные действия окружающей среды, т. е. он отвечает на вопросы: «Что я могу сделать? Какие стратегии преодоления мне доступны и как окружающая среда ответит на мои действия?». Ответы на эти вопросы в конечном счете и влияют на выбор типа копинг-стратегий для управления стрессовой ситуацией.

Способность человека правильно оценивать стрессовую ситуацию во многом определяет адекватный выбор стратегии ее преодоления. А характер этой оценки зависит от уверенности человека в своем собственном контроле ситуации и возможности ее изменения. Когнитивное оценивание определяется как активность личности, т. е как процесс распознавания особенностей ситуации, выявление ее негативных и позитивных сторон, определение смысла и значения происходящего в жизни человека. От того, насколько хорошо у человека работает механизм когнитивного оценивания, зависит выбор стратегии, используемой человеком при разрешении трудной жизненной ситуации. Результатом когнитивного оценивания ситуации является вывод человека о том, сможет ли он разрешить возникшую проблему или нет, а также сможет ли контролировать ход развития событий, или сложившаяся ситуация будет неподконтрольна ему. Если человек оценит ситуацию как подконтрольную, то скорее всего для ее разрешения он использует конструктивные копинг-стратегии.

Когнитивная оценка является интегральной частью эмоционального состояния человека. Например, гнев включает в себя оценку параметров вреда или угрозы, а счастье включает оценку условий с точки зрения их выгоды или полезности. Любое преодолевающее поведение начинается именно с оценки окружающей среды, которая оценивается или как значимая для жизни и хорошего самочувствия человека, или же как вредная. Она также может быть выгодная, угрожающая либо изменчивая. Характер оценки влияет на копинг, который, в свою очередь, меняет отношения «человек — окружающая среда» и, как следствие, эмоциональный ответ. Таким образом, копинг выступает медиатором эмоционального ответа.

Отношения между эмоциями и копингом не являются статичными. Эмоции облегчают человеку процесс преодоления, но в то же время и копинг может провоцировать определенные эмоциональные состояния личности. Поэтому и копинг, и эмоции нужно рассматривать с точки зрения процесса. Процессуальный подход к специфике взаимосвязи эмоций и копинга заключается в анализе динамики мыслей и поведения человека в процессе взаимодействия «человек — окружающая среда». Как эмоции, так и копинг характеризуются высокой степенью изменчивости среди людей. Более того, копинг является многомерный процессом когнитивных стратегий, которыми пользуется человек для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях.

Но не стоит сводить копинг только к эмоциональным аспектам. Таким образом, копинг не является простым ответом на напряженную эмоциональную ситуацию. Он зависит от когнитивной оценки своего состояния или произошедшего события, которая включается в эмоциональную оценку и предопределяет качество эмоций.

Особый интерес представляет оценка человеком стрессового события в условиях неопределенности ситуации. Неопределенность ситуации — одно из важнейших явлений, которые непосредственно влияют на специфику процесса преодоления возникшей стрессовой ситуации. Неопределенность ситуации приводит человека к ощущению беспомощности и к возрастанию его стрессовых реакций. В условиях повышенной неопределенности затрудняется общая оценка ситуации.

Выделяют комплекс ситуационных переменных, предопределяющих копинг-ответ. К ним относятся:

  • значимость события в жизни человека;
  • сила стрессового воздействия;
  • длительность действия;
  • трудность преодоления;
  • возможность прогноза;
  • степень субъективного контроля ситуации человеком.

Неопределенность ситуации напрямую связана с возможностью прогноза как параметром оценки ситуации. Прогнозируемость события означает, насколько человек оказывается способен предсказать динамику и развитие ситуации. Степень прогнозируемости события уменьшается с ростом неопределенности ситуации, и, как следствие, становится невозможным применение копинг-стратегий, которые связаны с планированием действий человека по преодолению стрессовой ситуации. Чем больше изменяется ситуация, тем менее однородным оказывается поведение. В данном случае эффективной стратегией является поиск информации о сложившейся ситуации и возникшей проблеме.

Неопределенность ситуации связана с субъективным контролем события со стороны человека. Чем более неоднозначной является ситуация, тем менее подконтрольной она представляется человеку. Отсутствие возможности и способности предсказывать развитие ожидаемых событий приводит к невозможности осуществления эффективного преодоления стрессовой ситуации. Отсутствие возможности прогнозировать развитие события и низкий контроль ситуации приводят к снижению проблемно-ориентированных копинг-стратегий, а также к увеличению эмоционально-ориентированных копинг-ответов.

Проблемно-ориентированные формы копинга используются в тех случаях, когда результат столкновения оценен человеком как поддающийся изменению. А эмоционально-ориентированные формы копинга более вероятны в тех случаях, когда ситуация оценивается человеком как неподдающаяся изменению.

Различные возникающие в жизни человека стрессовые ситуации, неопределенность некоторых событий могут являться для человека следствием как объективно заданных параметров ситуации (ее изменчивость и высокая динамика), так и его субъективной оценкой, связанной с личностными особенностями человека, отсутствием достаточного жизненного опыта или навыков в решении данного типа жизненных задач.

Исследования копинга продолжают развиваться в различных прикладных аспектах психологии. Ученые, занимающиеся проблемами преодолевающего поведения, должны уделить особое внимание поиску причин и выявлению механизмов оптимальных форм реагирования и преодоления человеком стрессовых ситуаций в условиях неопределенных социальных условий жизни.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.