Практика управления ДОУ :: Статья «Методическое сопровождение адаптации педагога на основе  индивидуализации содержания ее программы»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Методическое сопровождение адаптации педагога на основе индивидуализации содержания ее программы»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №6 2015 г.
Рубрика материала: Методическая работа
Авторы: Кушкова Татьяна Владимировна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (109951 байт)
 doc  скачать → (32914 байт)

Дополнительные файлы:
Структура индивидуальной программы адаптации педагога.docx
Форма отзыва о педагоге в период адаптации.docx
Анкета.docx


   

 

Введение

Каким образом осуществляется адаптация педагогических работников дошкольных образовательных организаций в настоящее время?

Есть руководители, заместители, старшие воспитатели, которые уделяют большое внимание профессиональной адаптации. В беседах они выясняют, какие формы методической работы интересны молодым педагогам и используют их при введении в должность. Это можно отнести к позитивным изменениям.

Многие авторы методических пособий, учебников выделяют следующие виды (или направленности) адаптации:

  • «профессиональная адаптация — полное и успешное овладение новой профессией, т. е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации»;
  • «психофизиологическая адаптация представляет собой приспособление к новым физиологическим условиям труда или новым психическим и физическим нагрузкам»;
  • «социально-психологическая адаптация — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложивщихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами».

Уделяется ли внимание созданию условий для педагогических работников и по другим видам адаптации, которые можно рассматривать и как составляющие адаптации? Думаю, что не всегда в полной мере.

Иногда можно слышать такие высказывания руководителей образовательных организаций: «Мы все делаем для адаптации педагогов, но они не хотят работать», «Уволились, и ничего страшного, другие придут» и т. д. Какая «удобная позиция», уводящая от анализа причин ухода молодых педагогов! Поэтому и наступаем на одни и те же грабли. Педагогические работники уходят. Как же тогда эффективно реализовывать поставленные цели и задачи дошкольной образовательной организации? Самое тревожное в таких ситуациях то, что мы можем отрицательно повлиять на дальнейшую профессиональную деятельность молодых педагогов. Они могут разочароваться и уйти в другую сферу деятельности. Конечно, не исключаются ситуации, когда приходят случайные люди, но их, на наш взгляд, немного. Они еще в период обучения в образовательных организациях (профессиональных или высшего образования) осознают ошибку в выборе профессии и уходят.

«Не хочу работать в этом учреждении. При приеме на работу в беседе говорили одно, а здесь все другое. Я увольняюсь», — с огорчением и обидой как-то сказал мне знакомый педагог. Встречаются и такие ситуации, когда молодые специалисты чувствуют себя брошенными, так как не обеспечивается необходимая помощь в адаптационный период, да к тому же и с коллективом не всегда складываются отношения. В таких случаях иногда оказывается помощь от руководства, но она как бы навязывается сверху, не учитывает образовательные потребности, интересы, возможности педагогического работника.

Каким образом построить работу по оказанию помощи в период адаптации (с учетом всех ее составляющих) педагогического работника, исходя из его образовательных потребностей, возможностей, интересов?

Для решения этого вопроса предлагаем организовать методическое сопровождение процесса разработки и реализации индивидуальной программы адаптации педагога на основе индивидуализации ее содержания.

Индивидуальная программа адаптации педагога

Программу мы можем рассматривать как совокупность методов, форм работы, мероприятий, направленных на успешную адаптацию нового работника, предусматривающих индивидуализацию ее содержания, с учетом особенностей, возможностей, образовательных потребностей, интересов педагогического работника.

Индивидуальная программа может использоваться не только молодыми педагогами, но и педагогическими работниками с опытом работы, например, при переходе из одной дошкольной образовательной организации в другую.

Методическое сопровождение понимается нами как комплекс действий, ориентированных на оказание методической помощи педагогу при создании и реализации индивидуальной программы адаптации педагога.

Требования к разработке и реализации программы

1. Добровольное участие педагога в создании программы (без принуждения).

2. Программа предлагается молодому педагогу для проектирования после непродолжительного периода работы в дошкольной образовательной организации (по усмотрению заместителя), так как в первый день поступления в организацию проходит общая ориентация нового работника, ему сложно объективно провести самоанализ.

3. В основе программы лежит индивидуализация (активным в выборе содержания своей адаптации становится сам педагог), ориентация на собственные образовательные потребности, интересы, возможности педагогического работника.

4. Методическое сопровождение адаптации педагога осуществляют заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе или старший воспитатель (принимает участие наставник).

5. Перед проектированием программы в самодиагностике должны быть разработаны показатели по видам (составляющим) адаптации.

Целесообразно, по нашему мнению, создать рабочую группу по разработке показателей со следующими работниками дошкольной образовательной организации:

  • профессиональная — руководитель, заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе или старший воспитатель (например, по должностной инструкции, профессиональному стандарту педагога, др.);
  • психофизиологическая — заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе или старший воспитатель, медицинский работник, инструктор по физической культуре и др.;
  • социально-психологическая — заместитель руководителя или старший воспитатель, педагог-психолог, а также работники, принимающие участие в разработке корпоративной культуры дошкольной образовательной организации, например, музыкальный руководитель, воспитатели и др.

Разумно, на наш взгляд, привлечь педагогов-наставников к разработке показателей.

6. При планировании каждого раздела программы (исключения: 1. Сведения о педагоге; 2. Диагностический раздел; 3. Профессиональная адаптация. Цель. Задачи; п/р. 3.3. Самообразование; п/р. 3.4. Обобщение и распространение актуального педагогического опыта) в первый столбец плана вносятся затруднения, проблемы, образовательные потребности, интересы педагога из итогов самодиагностики, исходя из которых и планируется содержание разделов.

7. Программа составляется на каждый учебный год и используется до истечения периода адаптации для каждого педагогогического работника индивидуально, когда показатели всех составляющих адаптации будут приближены к среднему и высокому уровню (с учетом мнения педагога, наставника и заместителя руководителя).

8. Возможна корректировка мероприятий в период адаптации по желанию педагогического работника (обосновывается в разделе «Примечание»).

9. Программа должна находиться как у педагога, так и у заместителя руководителя в электронном и (или) бумажном варианте.

10. Контроль за реализацией программы осуществляет заместитель руководителя или старший воспитатель.

Структура индивидуальной программы адаптации педагога

Программа состоит из следующих разделов.

Титульный лист (название программы, период, Ф. И.О. педагога и т. д.).

1. Сведения о педагоге.

2. Диагностический раздел.

2.1. Самодиагностика педагога.

2.2. Анкета для педагога по социально-психологической адаптации.

3. Профессиональная адаптация. Цель. Задачи.

3.1. План мероприятий (формы методической работы и повышения квалификации на разных уровнях).

3.2. План работы по наставничеству.

3.3. Самообразование.

3.4. Обобщение и распространение актуального педагогического опыта.

4. Психофизиологическая адаптация. Цель. Задачи.

5. Социально-психологическая адаптация. Цель. Задачи.

Рассмотрим более подробно каждый из разделов индивидуальной программы адаптации педагога (структура и форма планирования программы. Приложение 1).

1. Сведения о педагоге

Раздел заполняет педагог. Молодой специалист заполняет только сведения об образовании, год окончания образовательной организации (профессиональной или высшего образования) и квалификацию по диплому.

Если в период адаптции молодой педагог повышает квалификацию на курсах, то сведения вносит сразу после обучения (один раз в три года).

Когда педагогический работник с опытом работы приходит в новую организацию, то указывает сведения только за последние три года.

В случае если период адаптации у педагога длится более двух лет, он фиксирует и другие сведения раздела (см. раздел 1 Приложения 1).

2. Диагностический раздел

2.1. Самодиагностика педагога.

2.2. Анкета для педагога по социально-психологической адаптации.

Педагогический работник проводит самодиагностику (п. 2.1) по разработанным показателям. Если по каким-то указанным показателям (рабочая группа) отмечает высокий уровень, то, исходя из своего желания принять участие на предлагаемом им мероприятии, указывает это в примечании.

Кроме того, в примечании педагог может предложить форму и тематику мероприятия, Ф. И.О., должность того, кто проводит, по указанным им собственным потребностям, интересам, а также с его участием (демонстрация достижений), указывает уровень проведения (ОУ, муниципальный — М, региональный — Р, федеральный — Ф).

Заполняет анкету по социально-психологической адаптации (п. 2.2).

3. Профессиональная адаптация. Цель. Задачи

3.1. План мероприятий (формы методической работы и повышения квалификации на разных уровнях).

Раздел планируется педагогическим работником с заместителем руководителя с ориентацией на следующее:

  • итоги самодиагностики, где акцентируется внимание на затруднениях, проблемах (по показателям — низкий и средний уровни);
  • образовательные потребности, интересы, в том числе и с ориентацией на участие в мероприятиях, если, например, отмечен высокий уровень по какому-либо показателю (предлагает педагог);
  • актуальные задачи системы образования, дошкольной образовательной организации, например по вопросам ФГОС ДО и др. (советует заместитель руководителя или старший воспитатель). Ведущая роль при планировании отводится педагогу!

Варианты планирования

1. Если педагог поступает на работу в конце учебного года перед планированием работы на всех уровнях, то его итоги самодиагностики (интересы, образовательные потребности) учитываются в планировании каждого уровня (заместитель руководителя обобщает данные всех педагогов и использует в плане дошкольной образовательной организации, а также передает специалистам органов управления образования с предложением включить их в планирование на муниципальном, региональном уровнях (по согласованию).

2. Педагогический работник приступает к работе уже в учебном году, когда составлены планы всех уровней. В этом случае он планирует мероприятия, исходя из планов всех уровней, которые есть, например: годовой план дошкольной образовательной организации, (раздел «Методическая работа»), «Школы педагогического мастерства» — муниципальный уровень, повышение квалификации — план-график курсовых мероприятий — региональный уровень и др. Заместитель руководителя оказывает содействие и (или) проводит индивидуальные консультации по потребности педагога в дошкольной образовательной организации в любое время (фиксируется в программе).

Наиболее оптимальным является 1-й вариант, так как предусматривает индивидуализацию (содержание своей адаптации определяет сам педагог).

2-й вариант в большей мере предполагает индивидуальный подход (заместитель руководителя подбирает в соответствии с особенностями педагогического работника и с учетом его мнения содержание методической работы для адаптации).

3.2. План работы по наставничеству.

Желательно, чтобы в дошкольной образовательной организации было разработано положение о наставничестве, которое предусматривало бы индивидуализацию содержания адаптации.

Важно, чтобы при выборе наставника учитывалась психологическая совместимость с молодым педагогом. Поэтому целесообразно привлечь педагога-психолога по проведению диагностики.

При планировании наставник также ориентируется на итоги самодиагностики, интересы педагога.

Для педагогического работника, имеющего опыт работы, по его усмотрению возможно исключение данного подраздела.

3.3. Самообразование.

Необходимо планировать каждому педагогу, молодому и с опытом работы. Раздел планируется педагогом вместе с заместителем руководителя. Следует учитывать, что молодые педагоги не все могут выйти с итоговым результатом по теме самообразования в период адаптации, чаще всего — педагоги с опытом.

3.4. Обобщение и распространение актуального педагогического опыта.

В случае если в работе по самообразованию прослеживаются эффективные приемы, методы и т. д., то заместитель руководителя рекомендует продолжить работу и выйти на обоб­щение опыта. Этот раздел также могут планировать педагоги с опытом, молодые специалисты — по возможности в период адаптации.

4. Психофизиологическая адаптация. Цель. Задачи

Планируют раздел педагог вместе с заместителем руководителя. Мероприятия планируются в процессе разработки программы, а также по мере возникновения затруднений, проблем. Например, педагог испытывает усталость после проведения подвижных игр с воспитанниками на улице, так как участвует в них. В этом случае можно запланировать индивидуальную консультацию с медицинским работником, инструктором по физической культуре и др.

5. Социально-психологическая адаптация. Цель. Задачи. (Корпоративная деятельность. Другие мероприятия)

Планирование раздела осуществляется педагогом с заместителем руководителя и работниками, например, принимающими активное участие в проведении корпоративных мероприятий. При составлении плана учитываются результаты самодиагностики и анкетирования (Диагностический раздел, п. 2.1. и 2.2.)

В разделе «Участие педагога в корпоративном мероприятии» целесообразно конкретизировать его участие, например, проведение викторины с работниками на новогоднем празднике или посещение гостиной «И Север сказкой расцветал!» (о творчестве С. Г. Писахова) и т. д.

В подразделе «Другие мероприятия» планируются мероприятия также по желанию педагога, например, индивидуальные консультации с заведующим дошкольной образовательной организации, педагогом-психологом, др.

Анализ адаптации педагога

Для получения эффективных результатов необходимо, на наш взгляд, анализировать адаптацию педагога (реализация программы) с учетом следующего:

  • участниками являются руководитель, заместитель или старший воспитатель, наставник и другие работники (по усмотрению руководства);
  • периодичность анализа адаптации педагога — два раза: в середине и в конце учебного года (можно чаще) — промежуточные итоги;
  • перед осуществлением каждого анализа рекомендуется проведение самодиагностики педагогическим работником, заполнение отзыва наставником с аналогичными показателями (форма отзыва — приложение 2), которые позволят выявить руководству соответствие (несоответствие) оценок показателей у педагога и наставника, найти причины и принять необходимые меры по устранению проблем;
  • по завершении периода адаптации педагогу предлагается заполнить анкету (приложение 3). С целью предоставления искренних ответов педагога целесообразно изучение результатов анкеты только руководителем и его заместителем. Это позволит им проанализировать качество методического сопровождения, деятельность наставника и в целом создать условия для успешной адаптации педагогического работника;
  • при подведении итогов адаптационного периода педагогического работника проходит анализ реализации программы, обсуждаются результаты адаптации, например: положительные высокий уровень мотивации к профессиональной деятельности, интерес к корпоративной деятельности и др., отрицательные если есть, обсуждаются пути их устранений, делается вывод (адаптация успешно завершилась и др.).

Индивидуальная программа адаптации может быть разработана и для других категорий работников, поступивших на работу в дошкольную образовательную организацию. В этом случае разрабатываются уже другие показатели и сопровождение осуществляют другие заместители, например заместитель по административно-хозяйственной работе и др.

По истечении периода адаптации данная индивидуальная программа может быть преобразована в индивидуальную образовательную программу педагога на основе индивидуализации траектории развития его профессионализма следующим образом:

  • разрабатываются формы самодиагностики по затруднениям, проблемам, образовательным потребностям педагога (высказывает педработник) и актуальным направлениям развития системы образования, годовым задачам дошкольной образовательной организации и т. д. (предлагает заместитель, педагог оценивает по уровням), вместо п. 2.1;
  • предлагается планирование форм, тематики мероприятий на всех уровнях (по согласованию) исходя из итогов самодиагностики;
  • исключается анкета (п. 2.2. «Диагностический раздел»), может использоваться отдельно от данной программы, а также разделы 4 и 5.

В этом случае структура индивидуальной образовательной программы будет состоять из следующих разделов:

(титульный лист)

1. Сведения о педагоге.

2. Диагностический раздел (две самодиагностики).

3. Цель (например, развитие профессионализма педагога). Задачи. План мероприятий (формы методической работы и повышения квалификации на разных уровнях).

4. Наставничество. Цель. Задачи. План мероприятий (по усмотрению).

5. Самообразование.

6. Обобщение и распространение актуального педагогического опыта (раздел предполагает достижения педагога, поэтому его можно представить и (или) в портфолио педагога).

Индивидуальная образовательная программа педагога предусматривает также методическое сопровождение процесса ее разработки и реализации.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.