Практика управления ДОУ :: Статья «Профессиональное доверие»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Профессиональное доверие»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №8 2015 г.
Рубрика материала: Школа управления
Авторы: Ушаков Константин Михайлович

Файлы материала:
 pdf  скачать → (99114 байт)
 doc  скачать → (27763 байт)


   

 

«Сотрудничество» достаточно часто употребляемое и потому затертое и плохо воспринимаемое понятие. Чтобы придать ему актуальный смысл, давайте рассмотрим, на чем оно основано.

Сразу оговорюсь, что имею в виду сотрудничество реальное, а не демонстративное и при этом профессиональное. Итак, основа сотрудничества, как уже много раз отмечалось, — доверие. Однако что это такое? С одной стороны, доверие — это вера в порядочность, честность, доброжелательность человека.

С другой стороны, доверие — это вера в то, что человек будет следовать принятым «правилам игры», т. е. нормам, установленным (пусть и негласно) в данном сообществе, организации.

Доверяя, вы сознательно ставите себя в зависимость от другого человека со всеми вытекающими отсюда последствиями, следовательно, доверие — это риск, возникает логичный вопрос: оправданный ли?

И, конечно, доверие — это мой выбор, цена которого — уязвимость. Риск уменьшается, если доверие взаимно.

Конкретизируя, можно сказать, профессиональное доверие — это вера в то, что, открывая своему коллеге свои профессиональные проблемы, промахи, неумения с целью получения совета, информации, а в конечном итоге достижения личного прогресса, я не боюсь, что полученная коллегой информация может быть использована мне во вред, что это не понизит мой статус в организации, не уменьшит тот профессиональный авторитет, уважение, которые я заработал.

И как с этим у вас обстоят дела?

Досуг или работа

Тут недавно мне довелось участвовать в одной дискуссии на радио. Среди других экспертов присутствовал один очень опытный и успешный педагог. Поскольку в последнее время «болею» проблемой сотрудничества между педагогами, то я постарался вывести дис­куссию именно в эту плоскость и услышал поразившую меня вещь. Коллега сказал, что сотрудничество — вещь, конечно, замечательная, но для этого у педагога должен быть досуг…

То есть он рассматривал профессиональное взаимодействие как вещь, конечно, достойную, но не являющуюся, собственно, работой. Как выяснилось в дальнейшем, эта позиция разделялась достаточно многими людьми. Логическая цепочка понятна: сотрудничество — в свободное от основной работы время. Поскольку досуга нет, то о каком сотрудничестве может идти речь? Этого досуга, да к тому же на работе, в сегодняшних обстоятельствах быть не может. При такой постановке вопроса все разговоры на эту тему практически бесполезны.

Но предположим невероятное, что какой-то досуг появился. Как им может распорядиться нормальный человек? У меня мало сомнений в том, что первое, что придет ему в голову, — это дом, дети, семья, друзья, в конце концов то, на что вечно не хватает времени.

Взаимодействие, сотрудничество не должны рассматриваться как деятельность на досуге — это важная часть работы, и кроме обязательных условий в виде времени и места, необходимых для этого, нужна смена установки педагогов, да и руководителя на это взаимодействие. Пожалуй, это самое трудное.

Уточним слово «сотрудничество» в этом контексте. Какое понимание сотрудничества сегодня распространено? Чаще всего под этим понимается эпизодическая взаимопомощь, спонтанное обсуждение проблем, основанное на хороших взаимоотношениях. Вещь, безусловно, необходимая и нормальная, которая сегодня воспринимается почти как идеал.

Однако я имею в виду несколько иное. В моем понимании профессиональное сотрудничество дает ответы на вопросы типа:

1. Какие задачи в этой группе, с этим ребенком мы совместно решаем?

2. В этом промежутке времени на чем мы сосредоточим свои совместные усилия?

3. Что мы будем считать НАШИМ успехом?

4. Какими способами мы будем добиваться нашей цели, какие приемы и способы эффективны?

5…

Это несколько другое, вам не кажется? Это очень профессиональные вопросы, ответы на которые вряд ли можно найти на досуге.

Оборотная сторона стимулирования

В одном из материалов, присланных в редакцию, я нашел очень интересные соображения по поводу неожиданных эффектов материального стимулирования (спасибо за тему). Цитирую: «Материальное стимулирование играет, конечно, свою положительную роль в инициативности сотрудников, но не всегда. У меня были случаи, когда один из сотрудников, наоборот, стал „хуже“ работать после материальных стимулирований: началось сравнение, кто больше работает, кто больше получает. В конце концов, у него началась звездная болезнь: „Я лучше всех и все должны мне быть благодарны, должны носить на руках“».

Что же касается сравнения себя с другими, то ничего не поделаешь. Это неизбежно.

Человек вообще мотивируется двумя вещами: собственными достижениями и сравнением с другими. Последний мотив, несмотря на некоторое предубеждение, вполне конструктивен и, обратите внимание, он внутренний. Для того чтобы сравнение себя с другими было продуктивно, обеспечьте для всех равные возможности получения вознаграждения, кто-то ими воспользуется, кто-то нет. Вот эти последние действительно проблемные люди.

Рынок или нет?

Размышления на тему НСОТ… Какое понимание сути педагогической профессии легло в ее основу? Так уж ли оно бесспорно?

Нигде в мире система оплаты, направленная на поощрение конкуренции среди педагогов, не нашла приверженцев и не прижилась. Похоже, что корпорация педагогов упорно не считает себя частью рынка. Есть ряд профессий (врачи, педагоги и некоторые другие), где обязательно присутствует значительная доля мессианства, иррационального основания действий. Во всяком случае, в России профессия педагога всегда отличалась сильным ощущением своей миссии, что привлекало в профессию лучшие кадры. Иначе говоря, для людей, идущих в эту профессию, рациональное основание выбора (материальное благополучие, условия деятельности) были хотя и важны, но вторичны. Выбор производился на основании внутренних, часто иррациональных мотивов, ощущения важности, исключительности.

Получается, что мы пропагандируем творческого, преданного своей профессии, с ощущением своей высокой миссии (портрет абсолютно иррациональный), а действуем прямо в противоположном направлении, поощряя и воспитывая рационализм, работника наемного труда.

Может быть, мы все-таки работаем в нерыночной системе?

Только не русским…

Как-то присутствовал на докладе об одном исследовании, связанном с тем, как наши соотечественники адаптируются в США и Германии, в чем они успешны, в чем нет. Это исследование, сделанное под руководством А. Аузана, интересно в плане понимания культурных особенностей россиян, в том числе и тех, которыми мы руководим. Результаты очень любопытны, приведу некоторые из них.

Как выяснилось, россияне большей частью относятся к профессии как к призванию, а не как к средству карьеры, из чего следует нацеленность на самореализацию, получение уникальных результатов, высокая креативность. Это может показаться вам совершенно естественным, но люди, ориентированные подобным образом, не могут успешно работать в условиях высокого разделения труда, например в крупных организациях (корпорациях), где особенно ценится качество выполнения стандартных операций. Они отличаются неуважением к стандартам (читай законам), постоянно их нарушая. А каким иным образом, кроме нарушения принятых правил, можно получить уникальный результат? Как отметил в процессе исследования менеджер-американец: «Если вы хотите сделать уникальную вещь, закажите русским, если вы хотите сделать 10 одинаковых, заказывайте кому угодно, только не русским».

Из-за этого получается, что россияне очень хорошо и успешно работают в малых инновационных компаниях, где их креативность, не­уважение к авторитетам, пренебрежение к правилам подчас дают замечательные результаты, но они значительно менее удачливы в крупных корпорациях, где требуется дисциплина и последовательность. Их способность решать нестандартные уникальные задачи одновременно означает сложности в решении «скучных», рутинных проблем, потребность быть «творцом», а не «исполнителем», что существенно отличает нас от представителей Запада. Эти культурные установки нельзя быстро изменить (да и стоит ли?), но, безусловно, нужно учитывать, в том числе и в управлении. Ну, вот такие мы, что поделаешь…

Шнур качества

Вы знаете, почему «Тойота» в свое время стала лидером на автомобильном рынке, не только в количественном, но и в качественном отношении? Проблема качества была решена нетривиальным образом. Они запустили сборочный конвейер, вдоль которого шел шнур. Каждый рабочий, если он видел, что машина с предшествующих этапов сборки идет с каким-либо дефектом, мог дернуть за этот шнур и остановить весь огромный конвейер, который стоял до тех пор, пока неполадка не была устранена или, если это было невозможно, брак не был убран с конвейера.

Вниз на исполнительский уровень была передана колоссальная ответственность. Сначала конвейер останавливался часто, и производительность труда, естественно, снизилась, но затем люди стали объединяться в группы с целью выяснения причин брака и способов его устранения. Стало возникать общее понимание процесса, а не одной операции. Так возникли знаменитые «кружки качества». Потом остановки стали все реже и реже. Люди перестали быть тупыми исполнителями, и им это нравилось! Результаты не замедлили сказаться.

Кажется, неплохо, если бы у нас был такой шнур…

Советы

  • У меня собралось несколько тезисов-советов, проверенных собственным опытом, готов поделиться. При этом признаюсь, что автором большинства из них я не являюсь. Итак …
  • Доверяйте, даже если вам страшно. Нет другого способа проверить, достоин ли человек доверия.
  • Не расслабляйтесь, особенно тогда, когда вам кажется, что все в порядке. Люди способны на подвиги, но и на…
  • Ожидания всегда обгоняют реальность. Поэтому если вам удалось улучшить условия труда, оплаты своих подчиненных, не очень огорчайтесь, если кто-то скажет: «А почему так мало?». Это, увы, нормально.
  • Добивайтесь, чтобы они решали вопросы сами. Фраза «скажите ему, чтобы он сделал…» для вас сигнал, что что-то идет не так.
  • Кризис означает не то, что все плохо, а что надо делать новые ставки…
  • Инновации не планируются, они случаются и чаще всего как результат кадровых решений.
  • «Встряхивайте организацию», перераспределяйте власть и ответственность, это бодрит, хотя и вызывает неудовольствие.
  • Вы становитесь руководителем, когда начинаете что-то менять, при этом вас перестают любить, но начинают уважать.
  • Даже в самой лучшей организации руководителю нужно иногда «показывать зубы».
  • Привыкайте, что вы становитесь зависимыми от профессионалов.
  • В заключение фраза, автора которой я не помню: «Если вы лидер, у которого нет последователей, то вы просто прогуливаетесь».

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.