Практика управления ДОУ :: Статья «Произведения малых фольклорных форм для чтения детям»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Произведения малых фольклорных форм для чтения детям»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №8 2015 г.
Рубрика материала: Из опыта работы
Авторы: Андрусенко Надежда Павловна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (103025 байт)
 doc  скачать → (28987 байт)


   

 

Детские фольклорные малые формы — это радостные, познавательные, яркие и напевные произведения. К ним относятся потешки, говорушки, песенки, пестушки, пословицы, поговорки, небылицы, прибаутки. Все они играют необычайно важную роль в развитии ребенка: пробуждают его любознательность и мыслительную деятельность; знакомят с традициями родного края, бытовыми поверьями, повадками животных; развивают речь и воображение; стимулируют творческие проявления. Кроме того, такие произведения помогают взрослым людям легче и быстрее устанавливать эмоциональный контакт с детьми.

Что означает слово «фольклор»? Если перевести его в буквальном смысле с английского на русский язык, то оно будет соответствовать понятию «народная мудрость». Изначально к фольклору относили поэзию, создаваемую народом. В этом художественном, устном творчестве людей отражались некоторые моменты их быта, труда, общения с природой и друг с другом. Существует также много и авторских произведений подобного жанра. Среди детских поэтов, являющихся авторами стихотворений-приговорок, небылиц, перевертышей, потешек, можно назвать таких как Самуил Маршак, Даниил Хармс, Агния Барто, Корней Чуковский, Григорий Остер, Григорий Кружков, Андрей Усачев, Олег Григорьев и др. Их игровые стихи с небывальщиной, парадоксами, юмористическими нотками можно назвать «витамином роста» для ребенка.

Детям дошкольного возраста присуща повышенная восприимчивость к различным воздействиям окружающего мира. Наблюдая за взрослыми и подражая их деятельности, ребенок перенимает способы общения, так постепенно у маленького человека формируются основные понятия о взаимоотношениях в обществе, о природе, о добре и зле и т. д. Известные педагоги-ученые отмечали, что особой восприимчивостью отличаются дети именно раннего возраста. В этот период жизни у них происходит интенсивное развитие речи, формируется наглядно-образное мышление. Ознакомление с окружающим миром с помощью фольклорных произведений является важным этапом в жизни малышей, дающим положительную динамику в их общем развитии.

Приходя в детский сад впервые, ребенок способен понимать речь, узнавать близких. Он хорошо реагирует на короткие стишки, основное назначение которых отвлечь и развлечь малыша, успокоить или развеселить, вызвать у него положительные эмоции, рассказать об окружающем мире. Роль потешек особенно важна в период, когда детишки проходят адаптацию в детском саду. В то время когда ребенок остается один в незнакомом окружении, очень важно не посеять в его сознании страх, не оттолкнуть, проявить особый такт и внимание. В таком случае потешки и приговорки являются связующим мостиком между воспитателем и ребенком, потому что они способны вызывать положительные эмоции, радовать или успокаивать. Очень хорошо воспринимаются детишками короткие стихотворения, предназначенные для пальчиковых игр, которые полезны для развития мелкой моторики. Но главным значением малых фольклорных форм является то, что благодаря своей занимательности, ритмичности, образности и напевности они вызывают у детей желание запомнить их и повторить, вследствие чего совершенствуется их речь и память.

Велика роль небылиц, перевертышей, нелепиц, путаниц и в развитии фантазии. Они помогают маленькому человечку научиться отличать реальное от фантастического, способствуют правильному восприятию и ощущению мира. Когда дети узнают о чем-то не­обыкновенном, у них появляется много вопросов: может ли действительно такое быть? Если не может, то почему? Ребенок начинает думать и искать ответы, которые быстро находит. Он определяет суть этого беспорядка и радуется своему открытию.

Встречая каждый день дошкольника-малыша с улыбкой и с приговорками-потешками, можно впоследствии заметить, что он уже более уверенно входит в группу, у него исчезает чувство страха. Простой и доходчивый язык фольклорных произведений прекрасно и легко воспринимается, поэтому их желательно использовать в деятельности воспитателя на протяжении всего дня. Ласковой потешкой или приговоркой намного легче удается успокоить тех, кто не хочет засыпать или одеваться, кто плачет или капризничает.

Произведения такого жанра без преувеличения можно назвать фольклорной педагогикой. В них отсутствуют какие-либо открытые назидания, в то же время они обладают дидактическими (didaktikуs в переводе с греческого — «поучающий») и эстетическими достоинствами. Потешки, песенки, пестушки, приговорки благотворно действуют на психологическое состояние маленького человечка, вызывают у него радостную улыбку, дарят ему позитив. С помощью таких произведений дети обогащаются духовно, приобщаются к поэтическому слову.

Народный фольклор

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И веселых мотыльков.

Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся…

Динь, день! Динь, день!

Не проспите новый день!

***

Совушка-сова,

Большая голова!

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да ка-а-ак

Полетит!

***

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

— Тише, мыши, уходите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот,

Разогнал весь хоровод!

***

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

Авторские потешки, песенки, пестушки Надежды Андрусенко

Журавли

Ай-люли, ай-люли!

На болоте журавли

Заводили пляски

Средь зеленой ряски,

Крылья распускали,

Шеями качали,

Так весну встречали!

Динь-дон

Динь-динь-дон!

Динь-динь-дон!

Утащил козел бидон,

А баран — корыто:

Дверь была открыта.

Свинка удивилась,

Утка рассердилась,

А курица с насеста:

— Верните все на место!

Зайка

Зайка, заинька, дружок,

Приходи на бережок,

Мы у речки посидим,

На рыбешек поглядим.

Зайка, зайка-скороход,

Приходи на огород,

Мы с тобою посидим,

Да капусту поедим.

Зайка, заинька, дружок,

Приходи-ка на лужок,

Мы с тобою посидим

И в гудочек подудим.

Не хочу я на лужок!

Не хочу на бережок!

Побегу я шустро

За капустой хрусткой.

Петушок

Раз-два-три! Ку-ка-ре-ку!

Шел петух через реку!

Через речку быструю,

Речку каменистую,

Вот закончился мосток,

Петушок на землю — скок!

Вертит гордо головой

Вправо-влево наш герой.

На перила залетел,

Желтым глазом поглядел,

Звонко песенку запел:

— КУ-КА-РЕ-КУ!

Эх, качи, качи, качи

Эх, качи, качи, качи!

Сидит Ваня у печи,

Ест румяны калачи,

Прибежали к Ване

Из соседней бани

Сверчки-скрипачи,

Тараканы-усачи,

Вместе, без смущенья,

Просят угощенья:

— Дай нам, Ванюшка,

Хлеба краюшку,

Дай нам хоть немножко —

Корочку иль крошку!

Пожалел их Ванечка

И принес им пряничка.

Шаловливые ножки

Как у нашего Сережки

Раскапризничались ножки,

Прыг-прыг — на кровать,

Топ-топ и бежать!

Не найдут нигде покоя —

Наступили в таз с водою,

Потихоньку в уголочке

Скинули с себя носочки,

Примеряли пяточки

Бабушкины тапочки,

Догоняли кошку

Сережкины ножки,

Целый день так топотали,

Только к вечеру устали,

На диванчик — бух, упали!

Наша мама «топоталки»

Принакрыла одеялком.

Плакса

Ай-яй-яй, какая плакса!

Слезки катятся ручьем,

Скоро даже наша такса

Будет выть с тобой вдвоем!

У-У-У-У-У!

Машенька

Глазки где у нашей Маши?

Вот-вот, вот-вот.

Будет кушать чудо-кашу

Рот-рот, рот-рот!

Мы головкой покачаем

Вот так, вот так!

Вправо-влево, вправо-влево

Тик-так!

Тик-так!

Просыпаемся

Глазки Катины проснулись,

И реснички встрепенулись,

Наша детка поглядела

Вправо-влево, вправо-влево,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

И увидела сюрприз —

Лежат возле подушки

Цветные погремушки.

Маша-грязнуля

Машенька-грязнуля

Не слушает бабулю,

Носик мыть не хочет

Маша-капризуля,

Не берет платочек.

Внучка-замазуля,

А в носу Машули

Стали жить козюли.

Юля-чистюля

Маленькая Юля —

Девочка-чистюля!

Моет ушки, моет щечки,

Ловит в ванне пузыречки,

Плещется, купается,

Юле это нравится!

Прыгаем

Эх! Ух! Тра-та-та!

Ах, какая высота!

Посреди батута

Прыгает Анюта.

Кушаем

Баба Арина завтрак варила,

Внукам бабуля своим говорила:

— Дима, Сережа, Алена, Наташа,

Будете кушать молочную кашу?

Вкусный по кухне плывет аромат,

Весело ложками детки стучат.

Одеваемся

Маленькая Настя

Кофту надевала

И в один рукавчик

Две руки совала,

Так попробует и так —

Не оденется никак!

Гулять пойдем

Ножки, ножки, что вы надели?

Ботиночки!

Ручки, ручки, куда пальчики дели?

В рукавички!

Ушки, ушки, а вы где скрылись?

Под шапочкой,

А детки наши куда нарядились?

Гулять пойдем!

Гулять пойдем!

Побежали…

Спрятались под шапочку

Светлые косички,

Маленькие пальчики

Влезли в рукавички,

Поместились ножки

В теплые сапожки,

Надевает Люба

Серенькую шубу,

Будет Любушка гулять,

В новой шубке щеголять.

Ручками — хлоп-хлоп,

Ножками — топ-топ,

Модница-воображала,

Побежала, побежала…

Пересмешки

Едет Федя на тележке,

Собирает пересмешки,

Попросил он петуха:

— Ты засмейся: «Ха-ха-ха»,

Попросил у курочки

И у свинки Нюрочки:

— Вы скажите: «Хи-хи-хи»,

У меня дела плохи,

Мне сегодня грустно,

И в тележке пусто,

Я улыбки соберу

И поеду к гусляру,

Он их сложит вместе

И споет нам песню,

От смешинки песенной

Станет людям весело!

Кто наелся — выйди вон

Раз — конфета, два — конфета,

Три — поджаристый батон,

На «четыре» вам котлета,

А на «пять» — мясной бекон.

Саша, Нина, Толя, Света,

Кто наелся — выйди вон!

Кто посуду будет мыть

У меня родня большая:

Две сестренки, тетя Рая,

Папа, мама, дед Матвей,

Дядя Вова, брат Сергей,

Я и бабушка моя —

Очень дружная семья!

Пообедаем мы вместе,

Посчитаемся на месте,

Раз, два, три, четыре, пять,

Посчитаемся опять,

Чтобы нам не забыть,

Кто посуду будет мыть!

Хоровод

Раз-два-три — веселый счет!

Водят дети хоровод,

После круга — поворот,

Круг налево — топ, топ!

Круг направо — стоп, стоп!

То туда, то сюда!

Не пойму — идти куда?

Разомкнули мы кружок,

Выходи-ка ты, дружок.

Бабушкины калачи

Калачи, калачи!

Зарумянились в печи,

Их бабуля достает

И внучатам раздает:

Один калачик — Машеньке,

Другой калачик — Сашеньке,

Третий — для Аленушки,

А четвертый — Левушке.

Эти детки милые

Ручки чисто вымыли,

Только Мила рук не мыла,

Поленилась наша Мила!

— Ты хоть плачь, хоть не плачь,

Не дадим тебе калач!

Должен старый и младой

Руки мыть перед едой!

Колыбельная для котенка

Пела кошечка котенку:

— Мур-мур, мур-мур.

Непослушному ребенку:

— Мур-мур, мур-мур,

Спи, сыночек, баю-баю,

Мур-мур, мур-мур,

Для тебя я напеваю

Мур-мур, мур-мур.

Засыпайка

Баю-баю, байка,

Приди, Засыпайка!

Принеси дремоту

Дуне и Федоту,

Принеси им сладкий сон,

Отдохнуть поможет он.

Лягут деточки в кровать,

Глазки станут закрывать.

Щечку — на подушку,

А ладонь — под ушко,

Хватить ротику зевать,

Пришло время крепко спать!

Люли-люли-люли —

Деточки уснули,

Люли-люли-люли,

Деточки уснули.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.