Практика управления ДОУ :: Статья «Ландшафтный дизайн в развитии познавательно- исследовательской деятельности»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Ландшафтный дизайн в развитии познавательно- исследовательской деятельности»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №2 2016 г.
Рубрика материала: Руководитель ДОУ
Авторы: Вершинина Надежда Петровна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (97964 байт)
 doc  скачать → (24513 байт)


   

 

В декабре 2010 года в Кошкинском районе сложилась чрезвычайная ситуация природного характера: все деревья были покрыты ледяной коркой, под ее тяжестью ломались, угрожая жизни детей, их родителей и сотрудников. Возникла необходимость срочно спилить все деревья, а это 150 штук! Ну вот наступила весна. Территория детского сада не радует глаз, а лишь вызывает печаль! Кругом одни пеньки. И началась кропотливая и трудоемкая работа по оформлению ландшафта.

Первостепенной задачей было приобретение посадочного материала. Обратились за помощью к руководителю местного сельскохозяйственного производственного кооператива — попросили выделить саженцы для закладки сада. А уже весной 2011 года на территории детского сада появился яблоневый сад из 20 деревьев разных сортов: летних, осенних и зимних. Затем в саду появились вишни, сливы, терносливы, смородина черная и даже хеномелис (японская айва). Обновились все клумбы. В центре клумб поселились цветущие кустарники: жасмин, калина. Во время субботников вместе с родителями разрабатываем и создаем на участках групп малые архитектурные формы, а также композиции из бросового и подручного материала.

Появился декоративный водоем с рогозом и ивами. На полянах поселились персонажи из сказок и мультфильмов, огород, вертикальное озеленение изгороди из девичьего винограда. Аллеи из пирамидальных тополей, каштанов и рябин расположились вокруг игровых и спортивных площадок. Нашлось место для привезенных из леса пятипальчатого клена, липок и дубков.

Большое внимание в развитии познавательно-исследовательской деятельности отводится беседам, играм, экскурсиям, которые проводятся на территории детского сада, тем более что территория специально для этого оборудована — имеются удобные лавочки и столы. На территории детского сада разработали небольшой огород в виде цветков, сделанных из старых шин. На практике оказалось очень удобно: детям легко ухаживать за небольшими участками, на которых растут укроп, петрушка, лук, томат, капуста, злаковые растения, вести наблюдение за развитием этих растений. Дети встают вокруг этого огорода, не потоптав посадки, не толкаясь.

Разработана экологическая тропа. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления с окружающей средой детей на свежем воздухе в зависимости от возраста. В разное время можно посещать различные точки. Даже одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.

Дети, играя, познают мир природы, учатся общаться с растениями, проводить наблюдения, отправляются в экологические путешествия. Уверены, что усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональное сопереживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к окружающему миру.

Экологическая тропинка «Дорожка добра»

Главная функция тропинки — развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, приобщение детей к природе, формирование эмоционального и бережного отношения к ней, умение образно воспринимать и любить окружающий мир, оздоровление дошкольников.

Хозяйка «Дорожки добра» — пчелка Жужелка собрала под свои крылышки все чудесные объекты участка и добрые дела детей, педагогов и родителей в единый маршрут. Маршрут тропинки проходит по видовым точкам и включает в себя остановки с эколого-эстетическим содержанием. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

Остановки маршрута

1. «Ровесница» (видовая точка «Ель»)

Начинается маршрут с прекрасной вечнозеленой ели — ровесницы детского сада. Приветствуя ее, малыши рассматривают веточки, кору, шишки и рассказывают ей о своих успехах. Здесь воспитанники собирают растительный материал для своих поделок.

2. «Наши руки не для скуки» (видовая точка «Три клена»)

Клены роскошны и красивы в любое время года, а его осенние дары — прекрасный материал для детского творчества. Кленовый листочек очень похож на талантливую детскую ладошку. Хозяйка Жужелка предлагает ребятам ответить на ее загадки, послушать отрывок из литературного произведения, придумать рифмы и подобрать красивые слова к природным объектам, а также пальчиковую гимнастику, рисунки на асфальте, сбор материалов для поделок.

3. «Маленькие жильцы» (видовая точка «Липа»)

Гостеприимная липа предлагает понаблюдать за жизнью муравьев — друзей пчелки, шмелями и др. А с помощью луп, любезно предложенных Жужелкой, сосчитать точки и ножки у божьей коровки, рассмотреть жилки на листочках, рисунок на коре.

4. «Пернатые друзья» (видовая точка «Скворечники»)

Участники конкурса «День птиц» разместили скворечники вдоль сада. Поселившиеся в них скворцы выводят своих птенцов, которых кормят личинками гусениц вредителей лесов, садов и огородов. Рассказы хозяйки о встрече с разными птицами, их нравами, повадками, питанием помогают дошкольникам видеть логические связи между объектами природы и их средой обитания.

5. «Поэтическая» (видовая точка «Вишнево-яблоневый сад»)

Нежное цветение вишни и яблонь радует глаз и волнует маленькие сердца. В вишнево-яблоневом саду звучат любимые стихи детворы.

6. «Что посеешь, то пожнешь» (видовая точка «Огород»)

С весны до поздней осени огород — любимый объект детворы. На грядках они выращивают зерновые, овощные и листовые культуры.

7. «Времена года» (видовая точка «Рябинки»)

На рябиновой полянке, как нигде в другом месте, можно поговорить о временах года. Весной, когда стает снег, вместе с родителями на субботнике побелить стволы, обкопать деревья, во время цветения спеть «Веснянку», летом уютно посидеть в тени деревьев, осенью полюбоваться алыми гроздьями, а зимой — птицами, слетающимися полакомиться рябиной.

8. «Ароматная» (видовая точка «Сирень»)

Сирень цветет не очень долго, но ее аромат сохраняется в сердце все лето. Ароматная корзинка Жужелки помогает запомнить аромат мелиссы, мяты, укропа.

9. «Мы разные, и в этом наша сила» (видовая точка «Цветники»)

Цветник богат любимыми и знакомыми с детства цветами: это нарциссы, тюльпаны, ноготки, настурции, ирисы, флоксы. Какие они разные, и в этом их красота. Так и у людей: блондины и брюнеты, голубоглазые и кареглазые, со светлой и смуглой кожей, высокие и низкие, мы все разные, и в этом наша сила и красота. На этой остановке хозяйка тропы воспевает взаимопомощь, доброжелательность, терпимость.

10. «Загадки природы» (видовая точка «Декоративный водоем»)

Почему и как надо заботиться о природе, чего нельзя делать на тропинке, в лесу, на лугу, у водоема, — обо всем этом беседуют ребята и взрослые, чтобы каждый день в любое время года каждый уголок земли радовал и удивлял своей неповторимостью и красотой.

В экскурсиях и наблюдениях на экологической тропе дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые их окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понимать и сострадать живым существам, не нарушать без нужды спокойствие окружающих растений и животных.

Так и прививаются основы культурного поведения: не ломать, не сорить, не обижать, а помогать всему живому.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.