Практика управления ДОУ :: Статья «Педагогический коллектив: интриги»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Педагогический коллектив: интриги»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №3 2016 г.
Рубрика материала: Школа управления
Авторы: Акчурина Елена Владимировна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (117168 байт)
 doc  скачать → (44963 байт)


   

 

Каждый человек имеет свои потребности. Целью каждого из нас является удовлетворение этих потребностей. Однако в процессе достижения своих целей люди не всегда выбирают безупречный путь и уже вполне привычно для себя используют различные манипуляции, вербальные атаки и… плетут интриги. На всех этапах развития человеческой цивилизации в процессе делового общения люди не достигали вершин в безупречно белых перчатках. Однако никогда раньше в деловых кругах не был так популярен один зловредный принцип: нужно навредить другому, чтобы создать преимущества для себя. И во многом этому способствуют интриги на работе.

Довольно часто люди на вопрос о том, чего они боятся больше всего в своем коллективе, отвечают: интриг. Основная масса людей именно в интригах видит основную причину нездорового климата на работе. Давайте попробуем разобраться. Да, интриги направлены на утаивание служебной информации, распространение нежелательных слухов и даже прямую клевету. Например, вдруг исчезают необходимые в данный момент документы или не сообщается (сообщается слишком поздно) время важной встречи.

Задумайтесь о том, что мы слишком часто просто изводим и изматываем друг друга на работе. Именно в интригах проявляются самые темные стороны человеческих межличностных отношений. И они, к сожалению, слишком часто наблюдаются в педагогических коллективах. Очень многие люди ежедневно страдают от интриг, переживают и даже заболевают на почве нервных расстройств. Через интриги реализуются подстрекательство и накал страстей. Они процветают там, где царят острая конкуренция и нечеткое разделение сфер деятельности, нечеткая организация труда и диктатор-руководитель. Но все это только одна сторона интриги, а ведь есть еще и другая.

Можно морально осудить интриги всем миром и попытаться избавиться от них, но не торопитесь. Учтите, что в каждом из нас всегда присутствует готовность к интриге. Только люди, открыто разрешающие конфликты и высказывающие свое мнение, не интригуют. А много открытости в вашем педагогическом коллективе? Лесть, сплетни, распространение слухов, умалчивание о чем-то важном и т. д. и т. п. Все это относится к интриганским способам поведения. И мы постоянно этим пользуемся!

К интригам людей побуждают самые различные причины. Одной из них является функция выпускного клапана. Такие интриги обычно носят кратковременный характер. Например, можно оклеветать и высмеять коллегу только лишь для того, чтобы просто выпустить пар.

А еще если в коллективе нездоровая атмосфера и царит общее чувство подавленности и тревоги, то группа коллег может найти себе жертву в одном из членов коллектива. И не думайте, что такой жертвой может быть только слабый или молодой сотрудник. На роль жерт­вы может быть выбран любой человек, потому что каждый из нас имеет свои слабые места, которые, естественно, известны проработавшим не один год вместе сотрудникам. Помните о том, что человек, ставший жертвой коварных интриг, чувствует себя обессиленным.

Направленность личности (а каждый член вашего педагогического коллектива, безусловно, является личностью!) создает устойчивую ориентацию поведения человека вне зависимости от сложившейся ситуации. Она обусловливает цели и мотивы человека. Направленность определяется интересами, стремлениями, склонностями и идеалами личности. Выделяют три типа направленности личности: на общение, деловую и личную. Все представленные типы в той или иной степени присутствуют у большинства людей (рис.).

Рис. Направленность личности

Направленность личности на общение (взаимодействие) означает стремление человека к сотрудничеству с коллегами, поддержанию с ними хороших межличностных отношений, совместному решению возникающих проблем вне зависимости от цели деятельности и своей роли в ней. Проще говоря, это умение работать в коллективе.

Деловая направленность личности (на задачу) предполагает упорство человека в достижении поставленных целей. Например, успешное и целенаправленное решение возникшей проблемы, получение реальных высоких результатов деятельности, систематическое овладение новыми знаниями и навыками, постоянное доказательство своей правоты и значимости в обществе. В данном случае то, что человек делает, оказывается важнее того, как он это делает.

Личная направленность (на себя) состоит в стремлении человека в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия и престижа. Причем чаще всего это происходит за счет других людей. Такая личность в коллективе только создает видимость работы и при каждом удобном случае пытается найти себе замену в выполнении индивидуальных заданий.

Поведение личности в коллективе во многом обусловлено не только врожденными наследственными, но и приобретенными свойствами, к которым относятся: расположение к людям и к работе, моральные ценности, жизненные принципы, уровень притязаний, а также положение личности в коллективе, характеризующееся кругом общения, статусом, ролью и авторитетом.

Авторитет личности формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно с помощью различных мероприятий и распространения соответствующей информации. Однако любому сформированному и «работающему» авторитету личности могут угрожать различные ситуации, возникшие в результате стечения обстоятельств, случайные неудачи, неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе или целенаправленная деятельность соперника по его подрыву. А как еще можно свергнуть «короля», если не при помощи «дворцовых» интриг?

Благоприятный социально-психологический климат в образовательной организации является важнейшим условием эффективности учебно-воспитательного процесса, саморазвития и самореализации всех его участников. Вам как руководителю образовательной организации необходимо создать атмосферу сотрудничества и сотворчества. Выстроить основы такого содружества вовсе не простая задача, ведь ваш коллектив преимущественно женский. А многие женщины, как известно, жить не могут без интриг.

Вы как руководитель должны обратить внимание на тот момент, когда количество интриг начинает явно зашкаливать, выходить за пределы разумного. Сразу можно и не понять, что за всем этим скрывается. Но в этом случае вы просто обязаны подумать о психологическом климате в своем педагогическом коллективе. Ведь каждый руководитель в силу ответственности за свой коллектив просто обязан заботиться о поддержании благоприятного морально-психологического климата, при котором люди смогли бы спокойно выполнять свои должностные обязанности. Но не следует забывать и о том, что некоторая доля интриг вам просто необходима для того, чтобы выполнять свои административные функции.

Однако существуют и другие мотивы для интриг. Они связаны со стремлением к власти и влиянию на других людей. Власть представляет собой определенную форму отношений в обществе, ее главной чертой является способность влиять на характер, направление деятельности и поведение других людей при помощи экономических, идеологических и организационно-правовых инструментов, а также с помощью авторитета, традиций и принуждения. Сущностью власти являются отношения управления и подчинения. Сама власть выступает в форме управления, а управление — в виде власти. Но управление не является действием власти. Процесс управления обширнее, чем власть. Власть представляет собой одну из составляющих управления, источник силы управления. Процесс управления является процессом осуществления воли власти для достижения цели руководителя. Управление — это средство, с помощью которого воздействие власти на определенные цели из потенциально возможных трансформируется в действительность.

Человек хочет получить власть, создать для себя преимущество в какой-то конкурентной ситуации или же отомстить за что-то другому человеку. Все это происходит на фоне борьбы за сферу влияния при скрытой или открытой конкуренции.

Признаками, которые указывают на то, что против вас плетутся интриги, является, например, то, что разговоры коллег резко обрываются, когда вы входите, или вас перестают свое­временно информировать о чем-либо. И еще, быть может, часть коллег перестала с вами здороваться, а другие и вовсе стараются избегать вас. Или, к примеру, ваши высказывания передают в искаженном виде, ваши маленькие проступки преувеличивают, а совместной работы с вами другие педагоги избегают. К интригам чаще всего ведет неспособность коллеги к открытому соревнованию.

Общим правилом регулирования всех интриг является то, что чем раньше они распознаются и открываются, тем больше у вас шансов противостоять им (опять же в случае если это вам действительно нужно). В первую очередь необходимо отметить, что не существует универсального способа противостояния развивающимся интригам. Можно сказать, что каждая интрига уникальна, и поэтому в каждом конкретном случае вам следует принять индивидуальное решение в зависимости от ситуации и вашего личного состояния. Важно правильно оценить своего противника. Причем переоценка будет так же плоха, как и недооценка. Но все же вам необходимо научиться правильно реагировать на нежелательные интриги.

Рекомендации эксперта

В первую очередь вам необходимо продумать свою линию защиты. Подумайте о том, как и чем вы сможете лучше всего защититься и что поможет вам не терять самообладания.

Попробуйте обсудить сложившуюся ситуацию с близким человеком, который вас понимает и с которым вы можете поделиться печалью и ненавистью, яростью и гневом. Но постарайтесь избежать сплетен и пересудов со стороны ваших коллег.

Не следует заниматься самобичеванием. Ваша мысленная месть и фантазии о расправе подрывают только вашу нервную систему, а тем, кто плетет против вас интриги, они, как говорится, «до лампочки».

Попробуйте самостоятельно на листе бумаги детально описать каждый случай и затем его проанализировать.

Спросите себя, какие ваши свойства и качества способствовали тому, чтобы вы стали жертвой. Какие возможности вы видите, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

А еще подумайте о том, есть ли смысл вообще противодействовать интригам. Может быть, все рассосется само собой?

Также можно попробовать напрямую вывести интригана на открытый разговор. Попробуйте прямо заговорить об этом: «У меня складывается такое впечатление, что ты что-то имеешь против меня. Может быть, стоит об этом поговорить?». А в разговоре вы должны узнать, что является камнем преткновения в ваших межличностных отношениях.

Если это не поможет, то попробуйте поговорить об этом с администрацией. Во время разговора постарайтесь оставаться спокойным, сдерживать свои эмоции и объективно излагать конкретные факты.

На совещании затроньте тему морально-психологического климата в коллективе и постарайтесь подвести коллег к открытому разговору на эту тему.

Если все предыдущие советы окажутся бесполезными и психологический климат в коллективе не меняется, то стоит подумать о переходе на другую работу. Значит, это просто не ваш коллектив и не нужно из-за честолюбия заставлять себя мучиться и доводить до нервного срыва.

В заключение поднятой на страницах журнала темы хотелось бы сказать следующее. Любая работа — это своего рода представление, которое мы разыгрываем перед окружающей нас публикой. При этом мы постоянно стараемся показать себя только с лучшей стороны. Мы всегда должны быть вежливы и корректны со своими коллегами, тщательно выбирать свои слова и обдумывать поступки. Так давайте будем беречь психологическое здоровье друг друга и не разрушать его с помощью всевозможных провокаций, колкостей и интриг.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.