Практика управления ДОУ :: Статья «Моделирование мобильного кабинета воспитателя»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Моделирование мобильного кабинета воспитателя»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №7 2016 г.
Рубрика материала: Из опыта работы
Авторы: Бондаренко Оксана Владимировна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (197598 байт)
 doc  скачать → (122546 байт)


   

 

С введением ФГОС ДО изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательной программы и технологии ее реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы. Повышается значимость формирования условий реализации программы, в том числе создания образовательной инфраструктуры, изменяются требования к ней.

Установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании требует от педагога концентрации интеллектуальных ресурсов для удовлетворения социальных запросов. Именно педагоги, способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием воспитательно-образовательного процесса, собственной профессиональной компетентности, могут реализовать основную задачу ДОУ — полноценное проживание ребенком дошкольного возраста. Это, в свою очередь, позволит развитому и мотивированному ребенку перейти на следующий уровень образования.

Поэтому в ДОУ важно создать условия для становления педагога-профессионала, способного к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего инструментарием диагностики процесса и результатов собственного труда, способами обоснования путей и средств его коррекции и дальнейшего совершенствования.

Развитие профессиональной компетентности педагогов, создание условий для становления творчески мыслящей личности воспитанника — проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование учреждения.

Проблема профессионализма вообще и профессиональной компетентности в частности рассматривается как одна из центральных в психолого-педагогических исследованиях. В настоящее время наука располагает определенным объемом знаний, использование которых в педагогической деятельности является важным условием становления профессионально компетентного педагога, педагога-исследователя, способного совершенствовать воспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления и развития как воспитанников, так и самого педагога.

Вместе с тем, несмотря на важность характеризуемой проблемы, в науке и практике уделяется недостаточное внимание управлению развитием профессиональной компетентности педагога в условиях образовательного учреждения, что обусловило выбор темы проекта, которая является актуальной и продиктована требованиями, предъявляемыми государством (обществом) к педагогу при переходе на новый образовательный стандарт.

Цель проекта

Создать мобильный кабинет воспитателя, который обеспечит развитие профессиональной компетентности педагога в условиях образовательного учреждения.

Основная задача проекта

Создание образовательно-методической сре­ды для повышения эффективности системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников при реализации основной образовательной программы.

Организация мобильного кабинета соответствует основным принципам деятельности методической работы, которые включают:

  • принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования ООП;
  • принцип вариативности, определяющейся содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
  • принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса;
  • принцип педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения учебно-методического оснащения, а также обеспечить возможность совершенствовать воспитательный процесс;
  • принцип практической направленности, позволяющий приблизить содержание образовательного процесса к реалиям современного общества, учитывая его особенности.

Новизна проекта заключается в модернизации системы методической работы путем создания единой развивающейся системы непрерывного информационного обеспечения ООП.

Сроки реализации: 2017−2018 гг.

Участники проекта: педагоги.

Этапы реализации проекта:

I этап — подготовительный (январь — март 2017 г.);

II этап — внедренческий (апрель 2017 г. — май 2018 г.);

III этап — обобщающий (июнь — сентябрь 2018 г.).

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения функционируют в рамках переходного периода внедрения ФГОС ДО.

Переходный период — это множество вопросов, обсуждений, сомнений, поиск наиболее эффективных путей внедрения инноваций. Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере, что заключается в преобразовании некогда единой системы общественного дошкольного воспитания в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Модель системы образования — 2020 определяет ключевые для сегодняшнего общества качества: креативность, способность к поиску знаний, которые предполагают высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует, в свою очередь, высокой квалификации воспитателей. Чтобы добиться высокой профессиональной компетентности, педагогическому коллективу необходимо, во-первых, преодолеть противоречие между традицией, сложившейся в организации системы работы с педагогическими кадрами, и необходимостью нововведений в информационно-методическое обеспечение современного образовательного процесса в ДОУ.

Во-вторых, личностно ориентированный под­ход в организации образовательного процесса в ДОУ с необходимостью предполагает наличие самостоятельности, активности и творчества в профессиональной деятельности педагогических работников.

В-третьих, необходимость внедрения новшества в организацию деятельности с педагогическими работниками обусловлена постановкой стратегической цели развития ДОУ на ближайшую перспективу — обеспечение устойчивого развития ДОУ.

Таким образом, современная педагогическая действительность определяет заказ на развитие творческого, активного, инициативного, профессионально-компетентного педагога.

Сложившаяся нормативная ситуация в ДОУ в организации методической работы, когда ее формы и содержание определяются и задаются методистом, навязываются административно, затрудняет возможность формирования пространства для профессионального самоопределения педагогов, проявления ими профессиональной активности и инициативности, педагогического выбора области творческой деятельности. При такой организации формы методической работы имеют дискретный характер и не обеспечивают ее целостности и единства.

Преобразование исходной ситуации в новую педагогическую ситуацию мы видим в построении гибкой и мобильной системы организации методической работы в ДОУ, обеспечивающей формирование успешности педагога-воспитателя в профессиональной образовательной среде. Успешный педагог-воспитатель — важное звено в обеспечении создания условий для развития ребенка.

Модель образовательной среды как пространства возможностей для профессиональной успешности педагогов представляет собой форму единства людей, складывающегося в результате их совместной профессиональной деятельности в условиях дошкольного учреждения, согласования их образовательных потребностей, целей и средств их достижения в процессе освоения высокого уровня профессиональной деятельности и педагогической культуры.

Современная ситуация в образовании ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств. В настоящий момент методическую работу рассматривают не просто как методы обучения, а как педагогические технологии и методические системы.

Методическая система образовательно-педагогического процесса призвана привести в движение возможности субъектов, средств и условий этого процесса, направить в нужное русло и эффективно реализовать их.

Социокультурные вызовы современного общества предъявляют все более высокие требования к педагогу, уровню его общей культуры, интеллекту, профессиональной подготовке. Обновление системы общего образования предусматривает повышение профессиональной самостоятельности педагогов, предоставление им права на конструирование содержания образования, выбор форм и методов обучения и воспитания. Все это увеличивает степень ответственности методической работы за конечные результаты процесса модернизации и повышения квалификации педагогов, совершенствование профессиональной компетентности педагогов, подготовку их к работе в новой образовательной ситуации, в создании условий для личностно-профессионального роста.

Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса во многом определяется условиями, в которых работает педагог ДОУ. Качественное и эффективное внедрение инноваций в образовательную практику воспитателей дошкольных учреждений требует определения материально-технического и методического обеспечения рабочего места воспитателя ДОУ.

Для этого необходимо создать кабинет воспитателя, который представляет одно из звеньев единой системы методической деятельности в учреждении — системы методической работы в современном образовании. Он предназначен для повышения профессиональной самостоятельности педагогов, предоставления им права на конструирование содержания образования, выбор форм и методов воспитания и обучения.

Основной задачей мобильного кабинета воспитателя является ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса для достижения оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Адекватность и полноценность функционирования кабинета базируются на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также должны включать необходимое техническое оснащение и оборудование.

Специализация кабинета воспитателя состоит в том, что он ориентирован на организацию работы в четырех направлениях:

1) организационно-методическое сопровождение для реализации содержания основной образовательной программы дошкольного образования;

2) организационно-методическое сопровождение по реализации тематических недель календаря праздников;

3) средства обучения для проектирования и реализации образовательного процесса;

4) образовательная медиасреда.

Механизм реализации проекта

Реализация проекта по созданию мобильного кабинета воспитателя дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС ДО предусматривает работу с педагогами ДОУ и рассчитана на 1,5 года.

Основную часть концептуальной и организационной работы решает заместитель заведующего совместно с воспитателями, все финансовые вопросы решает заведующий.

Структура механизма реализации проекта

Объект проектной деятельности

Система психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в ДОУ.

Предмет исследования

Образовательно-методическая среда кабинета воспитателя.

Суть инициативы

  • оказание комплексной и системной методической помощи участникам образовательного процесса в ДОУ посредством модернизации и обогащения мобильного кабинета воспитателя в соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС ДО;
  • обеспечение гибкости в организации образовательного процесса;
  • создание условий для личностно-профессионального роста.

Программа выполнения проекта

Для решения проблемы проекта управленческая деятельность организована через рефлексию, углубленное изучение проблемы, проведение педсоветов, семинаров. В первую очередь необходимо внести изменения в структуру управления ДОУ. Создаваемая структура управления четко определяет взаимодействие между собой всех участников воспитательно-образовательного процесса, с одной стороны, и имеющиеся внутренние и внешние ресурсы — с другой.

Эффективность планирования деятельности ДОУ в режиме развития зависит от стратегически верно организованных управленческих действий и внутренней среды ДОУ.

Алгоритм управленческой деятельности

  • принятие решения на педагогическом совете ДОУ о необходимости повышения уровня методической активности педагогов;
  • организация работы проблемной творческой группы по внедрению ФГОС в ДОУ;
  • внедрение в методическую деятельность современных форм методической работы, способ­ствующих развитию мобильности педагогов;
  • мониторинг эффективности работы;
  • создание модели мобильного кабинета воспитателя дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС ДО.

Этапы реализации проекта

Этап / период

Цели

Задачи

1-й этап — подготовительный

(январь — март 2017 г.)

Создание условий для обеспечения качественной реализации инновационного проекта

  1. Изучить методическую литературу по организации системы сопровождения воспитательно-образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС.
  1. Создание творческой группы по осуществлению информационно-технологического сервиса мобильного кабинета.
  1. Разработка системы хранения и поисковой системы методических и дидактических материалов по образовательным областям в мобильном кабинете воспитателя.
  1. Разработка дизайна эмблемы, стеллажей мобильного кабинета.
  1. Ревизия и экспертиза материалов и оборудования на предмет соответствия ФГОС ДО.
  1. Организация работы постоянно действующего семинара.
  1. Заседание проектной группы

2-й этап — практический

(апрель 2017 — май 2018 г.)

Реализация содержания инновационного проекта, практическое решение поставленных задач, разработка методических материалов

  1. Модернизация пространства для мобильного кабинета воспитателя.
  1. Оформление и наполнение блоков программно-методическим содержанием.
  1. Работа над созданием информационного банка современных учебно-методических материалов и методических средств.
  1. Создание тематических картотек по системным блокам кабинета.
  1. Разработка системы учета и регистрации литературы и пособий, составление паспорта мобильного кабинета воспитателя

3-й этап — обобщающий

Подведение итогов инновационной деятельности, анализ и обобщение результатов, разработка методических рекомендаций педагогам по созданию необходимых условий для внедрения модели информационно-технологического сервиса в условиях мобильного кабинета воспитателя

  1. Оценка результатов осуществления инновационной деятельности по реализации и внедрению проекта.
  1. Трансляция опыта внедрения мобильного кабинета воспитателя на различных уровнях

Ожидаемый результат проекта

В итоге реализации проекта предполагается получить следующее:

  • создание принципиально нового пространства — кабинета педагога ДОУ, позволяющего реализовать системно-деятельностный подход в образовании детей дошкольного возраста;
  • создание единой информационной среды по вопросам психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
  • систематизация программного обеспечения в рамках ООП;
  • обновление материально-технического обеспечения рабочего места воспитателя ДОУ;
  • активизация профессионально-познавательного поиска педагогов, способствующих развитию его творческих сил, самостоятельности, нового стиля мышления.

Модернизированное, грамотно организованное рабочее место воспитателя, с соблюдением требований к его материально-техническому оснащению позволит данному кабинету выступать в роли эталона и (или) образца для других учреждений города. А тиражирование опыта от реализации данного проекта — создавать такие кабинеты на базе других образовательных учреждений города.

Заключение

План реализации проекта «Мобильный кабинет воспитателя»

Задачи

 

1-й этап — подготовительный

Цель: создание условий для обеспечения качественной реализации инновационного проекта

 
  1. Изучить методическую литературу по организации системы сопровождения воспитательно-образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС
 
 
  1. Создание творческой группы по осуществлению информационно-технологического сервиса мобильного кабинета
 
  1. Разработка системы хранения и поисковой системы методических и дидактических материалов по образовательным областям в мобильном кабинете воспитателя
 
  1. Разработка дизайна эмблемы, стеллажей мобильного кабинета
 
  1. Ревизия и экспертиза материалов и оборудования на предмет соответствия ФГОС ДО
 
  1. Организация работы постоянно действующего семинара
 
  1. Заседание проектной группы
 

2-й этап — практический

Цель: реализация содержания инновационного проекта, практическое решение поставленных задач, разработка методических материалов

 
  1. Модернизация пространства для мобильного кабинета воспитателя
 
  1. Оформление и наполнение блоков программно-методическим содержанием
 
  1. Работа над созданием информационного банка современных учебно-методических материалов и методических средств
 
  1. Создание тематических картотек по системным блокам кабинета
 
  1. Разработка системы учета и регистрации литературы и пособий, составление паспорта мобильного кабинета воспитателя
 

3-й этап — обобщающий

Цель: подведение итогов инновационной деятельности, анализ и обобщение результатов, разработка методических рекомендаций педагогам по созданию необходимых условий для внедрения модели информационно-технологического сервиса в условиях мобильного кабинета воспитателя

 
  1. Оценка результатов осуществления инновационной деятельности по реализации и внедрению проекта
 
  1. Трансляция опыта внедрения мобильного кабинета воспитателя на различных уровнях
 

Объем финансирования проекта

Основные затраты на реализацию проекта по созданию мобильного кабинета воспитателя состоят в изготовлении символики кабинета, указателей по разделам, приобретению лотков для хранения материалов.

Стоимость этих затрат составляет 30 000 руб. и будет производиться собственными силами ДОУ.

Методический и дидактический материал для реализации ООП приобретается силами педагогов за счет премиального поощрения участников проекта.

Необходимые ресурсы

№ п/п

Ресурсы

Необходимые средства за счет родительской платы, руб.

1

Приобретение расходных материалов для использования

оргтехники:

— офисная бумага;

— бумага для ламинирования;

— фотобумага;

— скобы для брошюратора;

— заправка катриджей;

— канцелярские товары

20 000

2

Подготовка раздаточного материала (ксерокопирование, ламинирование, изготовление брошюр)

15 000

3

Подготовка материалов к публикациям, обработка, запись на электронные носители

5 000

 

Итого по смете

40 000

Критерии и показатели успешности инновационного проекта

Критерии эффективности

Показатели

Профессионально-личностный рост педагогов

Анализ рефлексивных материалов и анкет. Результаты аттестации по уровню овладения информационной грамотностью: от позиции компетентного пользователя к экспертному уровню рефлексии и критического осознания информации (по модели информационных навыков)

Информационная культура, инновационная компетентность

Наличие нравственного ракурса при использовании информационных технологий в процессе методического обеспечения профессиональной деятельности

Качество профессиональной деятельности

Анализ динамики:

  • результатов профессионально-творческой деятельности за год;
  • результатов участия в конкурсах и грантах и других мероприятиях

Материально-техническая база

Расширение возможностей использования ресурсов информационного пространства

Информационно-методическая база

Наличие современных методических средств:

  • электронного банка информационно-методических технологий;
  • мультимедийной продукции методического характера;
  • электронной библиотеки методической литературы;
  • библиотеки электронных методических рекомендаций, методических пособий и обучающих программ;
  • электронного глоссария профессинальных терминов.

Наличие информационных средств и эффективность их использования: выход в Интернет; сайт; электронная почта; ЛВС (локальная внутренняя сеть)

Риски и предупреждение рисков

Риски

Способы предупреждения рисков

  1. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов
  1. Повышение квалификации работающих педагогов и специалистов.
  2. Направление на учебу в педагогические вузы.
  3. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов
  1. Нехватка финансирования проекта
  1. Самофинансирование проекта по мере возможностей.
  2. Привлечение спонсорских средств

Форма представления результатов проекта

Дошкольное учреждение обладает достаточными ресурсами и намерениями для достижения и развития конечных результатов проекта.

Непосредственная форма представления результатов проекта, направленного на создание мобильного кабинета воспитателя, — это наглядная демонстрация функционирования рабочего места воспитателя.

Следующая форма представления результатов проекта — это тиражирование опыта среди образовательных учреждений города. Ведь в ходе подготовки и работы по данному проекту будут разработаны положения, приказы, планы работ, модели дизайнерских разработок, методические рекомендации, наглядно-демонстрационные материалы, печатная и электронная продукция.

Для распространения опыта среди образовательных учреждений предполагается активное использование сайта ДОУ, отдельные разработки и медиапродукты будут печататься в педагогических средствах массовой информации.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.