Практика управления ДОУ :: Статья «Ранняя профориентация дошкольников»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Ранняя профориентация дошкольников»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №7 2016 г.
Рубрика материала: Из опыта работы
Авторы: Лазебная Елена Ивановна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (115995 байт)
 doc  скачать → (36439 байт)


   

 

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен способствовать накоплению и расширению субъектного опыта детей, включая рациональный и эмоционально чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей. Именно с этой целью в дошкольной организации используется такая форма работы, как ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок-дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области, например, в области горнопромышленного производства или сферы услуг.

Профориентация в целом есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети.

Из практики видно, что посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через различные виды деятельности знакомится со спецификой разных профессий. Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях, характерных для той или иной отрасли, формирование эмоционального отношения к профессиональному миру.

В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу престижности и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики взращивания с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела, на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе. Создавшаяся ситуация заставила нас впервые взглянуть на организацию профориентационной работы именно в дошкольном возрасте. И связано это в первую очередь с основными градообразующими предприятиями нашего города Губкина.

К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста, обучающиеся в школах города, имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих родителей, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

Как и во многих городах Белгородской области, в городе работают поликлиники и больницы, магазины, библиотеки, парикмахерские, школы, детские сады, полиция, пожарная часть. Родители воспитанников работают врачами и медсестрами, продавцами и поварами, библиотекарями, парикмахерами и учителями, воспитателями, полицейскими, пожарными и т. д. С такими профессиями в образовательной деятельности педагог в той или иной мере знакомит воспитанников. Это происходит во всей организованной образовательной деятельности, будь то занятие, экскурсия, беседа по ознакомлению детей с профессией, чтение произведения на тему труда, сюжетно-ролевая или дидактическая игра на тему профессий.

Белгородскую область не зря называют горнорудным краем, здесь расположены самые крупные горнодобывающие предприятия в стране: Лебединский горно-обогатительный комбинат (ЛГОК), Стойленский горно-обогатительный комбинат (СГОК), Яковлевский рудник, комбинат «КМАруда». Два из этих предприятий находятся в нашем городе Губкине — ЛГОК и комбинат «КМАруда». Это основные градообразующие предприятия города, на которых трудится большая часть жителей города и района. Поэтому работу по ранней профориентации дошкольников было решено посвятить ознакомлению детей с профессиями горнодобывающей промышленности. К этому также подтолкнули результаты мониторинга, проведенного с детьми и родителями нашего учреждения.

Анализ социального статуса семей воспитанников показал, что 40% членов семей воспитанников ДОУ работают на горно-обогатительном комбинате. Однако диагностика знаний детей о труде родителей показала, что 60% воспитанников не только не знают, чем занимаются их мамы и папы на производстве, что конкретно делают, но и не знают названий профессий родителей. Еще два года назад, как только мы планировали данную работу, воспитанники детского сада не имели ни малейшего представления о том, что в нашем городе добывается руда и родители многих воспитанников являются непосредственными участниками этого процесса.

Традиционно считается, что основная профессия горнодобывающей промышленности — это шахтер (горняк), который добывает железную руду. Но и шахтер, и горняк — это общее название людей, занятых добычей полезных ископаемых, содержащих железо. И в шахте, под землей, и в карьере, на поверхности земли, работают представители различных профессий, деятельность которых связана с добычей руды в нашем регионе. К тому же железная руда — это общее название полезных ископаемых. Руда бывает нескольких видов в зависимости от процента содержания в ней железа либо в зависимости от мест ее залегания. Конечно, сложные названия разновидностей железной руды детям не даем, но то, что в нашем регионе добывают железистый кварцит, — это дети знают. В группах имеются коллекции железной руды, и дети видят наглядно, что руда может быть и серого, и бурого, и красного, и черного, и даже синего цвета.

Сложные понятия стараемся перевести на «детский» язык, поэтому основной целью деятельности по ранней профориентации является развитие конкретно-наглядных представлений о содержании труда в горнодобывающей промышленности. Основой работы стал прием «погружения детей в профессию».

С этой целью разработан и реализуется проект «Градообразующие предприятия родного города». Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и основан на активном взаимодействии с социумом (родителями воспитанников, представителями горнорудных предприятий, краеведческими музеями города).

Основные этапы работы

  1. Введение в тему

Постановка проблемы: выяснить, что такое градообразующие предприятия, какие предприятия есть в городе, что они производят и для чего.

  1. Организация исследовательской деятельности по теме

На данном этапе дети под руководством педагогов собирают информацию разного характера:

— о различных профессиях, связанных с добычей руды в карьере и шахте (горнорабочий, проходчик, мастер-взрывник, маркшейдер, машинист электропоезда, экскаваторщик, водитель большегрузной машины, машинист буровой установки, стволовой, сварщик, горноспасатель и т. д.);

— о способах добычи руды (открытым способом в карьере и закрытым способом под землей в шахте);

— об устройстве шахты (шахтеры спускаются под землю по вентиляционному стволу, в специальном лифте-клети; клеть движется по стволу с помощью специального колеса-копра; шахтеры расходятся под землей по штрекам — подземным коридорам, по которым проложены рельсы, чтобы можно было возить вагонетки с добытой породой к специальному лифту и т. д.);

— о добыче руды буровым или взрывным способом (например, в шахте руду добывают с помощью специальных машин — подземных горных комбайнов, буровых установок);

— о необходимых каждому рабочему инструментах, оборудовании (респиратор, кирка, кайло, каска, фонарь, теодолит и т. д.);

— о технике, используемой для работы на поверхности земли и под землей (буровая установка, подземный горный комбайн, перфоратор, самосвал, экскаватор, грейфер, электропоезд с вагонетками, скип, копр и т. д.).

Основное направление работы на данном этапе — это передача информации детям. С этой целью организуется специальная непосредственно-образовательная деятельность: в рамках работы по познавательному развитию проводятся занятия по ознакомлению детей с трудом работников горнодобывающей промышленности.

Мышление ребенка-дошкольника наглядно-образное и наглядно-действенное, поэтому ему необходимо все видеть самому, с помощью перцептивных действий все изучать. А это очень затруднительно в связи со спецификой производства в горнодобывающей промышленности — довольно тяжело создать целостную картину функционирования шахты или карьера. Поэтому на данном этапе широко используются виртуальные экскурсии, просмотр созданных на компьютере презентаций, видео­материалы со смотровой площадки и фоторепортажи из карьера о добыче руды, также в работе используем видеосюжеты местного телевидения, рассказывающие о работе горно-обогатительного комбината. Постепенно в детском саду создается медиабанк, в котором собираются материалы презентаций, видеоролики, архив фотоматериалов, которые знакомят детей с работой градообразующих предприятий горной промышленности. В группах оформляются тематические папки и альбомы с наглядно-иллюстративным материалом («Что такое карьер», «Как устроена шахта», «Профессии Лебединского горно-обогатительного комбината», «Какие профессии нужны в шахте», «Техника помогает людям», «Что кому нужно для работы», «Процесс добычи руды в карьере», «Как добывают руду под землей», «Полезные ископаемые»).

Педагогами ДОУ изготовлены специальные макеты. Макет карьера по добыче руды иллюстрирует устройство самого карьера. Железная руда находится глубоко под землей. Чтобы добраться до богатой руды и железистых кварцитов, нужно снять и переместить в отвалы миллионы кубометров глины, суглинков, песка и мела. Позднее отработанную породу тоже пускают в дело. Мел используют при производстве цемента, песок — в строительстве, щебень — при производстве дорожных работ. Макет карьера как раз показывает в разрезе наличие под землей полезных ископаемых, последовательность и глубину их залегания.

С помощью макета дети понимают, что такое отвал в карьере — это своеобразная насыпь из снятых ископаемых, которая размещается в определенном месте. Для игр с макетом подобрана и изготовлена своими руками различная техника — самосвалы, экскаваторы, грузовые поезда, буровые установки.

Макет шахты в разрезе иллюстрирует работу по добыче руды под землей. Дети наглядно могут представить и увидеть, что происходит под землей: что такое горизонты шахты, штреки, забой; где могут передвигаться шахтеры, что делает техника, которую они используют в работе; как руда, добытая глубоко под землей, попадает на поверхность.

В рамках исследовательской деятельности воспитанники старших групп посещают экспозиции Губкинского краеведческого музея — единственного в России музея, где есть экспонаты по истории открытия, исследования и промышленного освоения богатств величайшего в мире железорудного бассейна — Курской магнитной аномалии (КМА). В музее собрана коллекция подземных ископаемых, которые добываются на основных железорудных предприятиях города (мел, глина, песок, железистый кварцит). Знакомясь с данными экспозициями, дошкольники закрепляют и систематизируют знания, полученные от педагогов ДОУ.

В центре города, недалеко от нашего сада, расположен сквер «Шахтерской славы» имени В. М. Кислова — первого директора комбината «КМАруда». Это музей под открытым небом. Экскурсии в этот сквер для наших воспитанников уже стали традиционными. Больше всего детей привлекают здесь образцы горного оборудования: переносная бурильная установка, колесо подъемника копра (клети, в которой поднимают на поверхность горняков и добытую руду), электровоз, вагонетка, бадья для подъема руды.

В подготовительной группе оформлен мини-музей. Здесь имеются образцы полезных ископаемых, добываемых в нашем городе, показан алгоритм добычи руды в карьере открытым способом и в шахте — подземным способом. Здесь же находятся предметы, необходимые для работы шахтеру: каски, фонари, «лепесток», рабочий костюм шахтера, резиновые сапоги, резиновые перчатки. Оформлены тематические папки по истории возникновения шахты в городе, папки, иллюстрирующие работу в карьере.

В рамках исследовательской деятельности организуется работа по разработке и реализации индивидуальных и подгрупповых проектов с детьми.

Индивидуальный или подгрупповой исследовательские проекты строятся по следующей схеме:

  1. Выбор темы, обоснование ее актуаль­ности.
  2. Постановка проблемы исследования. Выдвижение гипотезы.
  3. Определение цели работы, планирование задач исследования.
  4. Определение методов исследования в соответствии с целями и поставленными задачами. Определение различных источников информации.
  5. Проведение исследования с опорой на научные факты и данные.
  6. Подведение результатов исследования. Сравнение выдвинутой гипотезы с полученными результатами.
  7. Перспектива дальнейших форм и способов получения знаний.

Так, например, были проведены исследования по темам: «Самый главный камень города Губкина», «Что можно сделать из железа», «Как появилась шахта в нашем городе», «Как добывают руду в карьере», «Как добывают руду в шахте». В таких исследованиях дети старшего дошкольного возраста с помощью взрослых (педагогов, родителей, приглашенных гостей — представителей разных профессий) находят ответы на поставленные вопросы:

— Какие полезные ископаемые в наибольшем количестве находятся под землей в нашем Белгородском крае?

— Что такое руда и почему ее называют железной?

— Какие виды руды добывают в нашем регионе?

— Что такое железистый кварцит и почему его используют при украшении нашего города?

— Как происходит добыча руды?

— Люди каких профессий принимают участие в добыче руды?

— Какая техника помогает рабочим в шахте? Какая техника помогает рабочим в карьере?

— Какие предметы могут быть металлическими, а какие — нет?

С такими проектами воспитанники участвуют в муниципальном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я — исследователь».

По результатам проведенных исследований составляются алгоритмы или модели, оформляются ленты времени, изготавливаются совместно с детьми тематические лэпбуки (папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, конвертики, мини-книжки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации).

Так, например, по результатам проектов «Как добывают руду в карьере», «Как добывают руду в шахте» составлены алгоритмы добычи руды открытым и подземным способом; по результатам проекта «Как появилась шахта в нашем городе» оформлена лента времени, иллюстрирующая основные исторические этапы образования шахты. Как результат итоговой деятельности по реализации проекта «Градообразующие предприятия родного города» оформлен лэпбук «Как добывают руду».

  1. Творческая деятельность по теме

На данном этапе дети под руководством педагога на основе образцов макетов, созданных взрослыми, создают свои мини-макеты карьера, шахты, различной техники, чтобы погружение в тему было более предметным. И опять же родители активно в этом помогают.

Организуются выставки детских рисунков, поделок по темам «Люди, которые добывают руду», «Помощники человека в карьере (техника и инструменты)», «Помощники человека в шахте (техника и инструменты)», «Мой папа — шахтер (экскаваторщик, взрывник и т. д.)».

Традиционно в детском саду проводятся конкурсы стихов. Мы решили провести стихотворный поединок — «Она заслужена по праву — шахтера трудовая слава»: дети читали стихи о Белгородской области, родном городе Губкине, нелегком труде шахтеров и профессиях, связанных с добычей руды.

  1. Организация тесного взаимодействия с семьями воспитанников

Родители для своего ребенка являются живым профориентационным примером. А для детей дошкольного возраста это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

В ДОУ организована работа «Клуба встреч с интересными людьми». Инициаторами организации такого клуба стали сами родители: именно они решили периодически приходить в гости к старшим воспитанникам детского сада и рассказывать о своей профессии. Приносят с собой свою спецодежду, инструменты, необходимые для работы, а рассказ сопровождают фотоматериалами презентаций. В такой форме ребята уже познакомились с профессией проходчика (для детей эта профессия всегда обозначалась как профессия «шахтер»), мастера-взрывника, экскаваторщика.

В рамках этого проекта был реализован подпроект «Горняцкая слава моей семьи», в ходе которого были найдены ответы на вопросы: для чего все люди трудятся? Без какой профессии в горной промышленности нельзя обойтись? Какие бывают профессии? Какая профессия самая важная при добыче руды?

Акцент был сделан на знания о профессиях родителей (членов семьи), связанных с горнодобывающим производством: где работают родители, члены семей воспитанников (какая у них профессия и чем они занимаются на работе)? Чем обусловлен выбор профессии? За что мама (папа…) любит свою профессию? Какие качества мама (папа…) проявляют на работе? Что необычного в профессии родителей можно отметить? Роль профессии в жизни города. Актуальность профессии родителей в современном мире. Взаимосвязь профессий в семье, выбор профессии по наследству.

По окончании исследования дети вместе с родителями смогли сделать выводы, которые являются ответами на вопросы: что такое горняцкая профессия? Когда профессия бывает любимой? Какие профессии нужны для добычи руды в нашем городе?

Результатом проектной деятельности является:

— создание семьями презентаций по теме, в которых были использованы фотоматериалы, рисунки, материалы из газет и журналов, сочинения, результаты интервьюирования;

— создание альбома-эстафеты «Горняцкая слава моей семьи», который передается из группы в группу;

— разработка алгоритмов трудовой деятельности представителей той или иной профессии в горнодобывающей промышленности;

— создание в ДОУ информационного банка по профессиям горнорудной промышлен­ности.

  1. Закрепление полученных знаний в игровой деятельности

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые и дидактические игры профессионально- ориентированной направленности.

Так, например, разработаны методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры «Шахта», включающие в себя описание сюжетной линии игры, содержание игровых ролей и действий, рекомендации по подбору атрибутов для организации игры.

Авторская дидактическая игра «Человек труда Белогорья», разработанная педагогами ДОУ, формирует у детей представления о промышленности, специфике горнодобывающего производства, характерных для данной отрасли профессиях. Игра ценна тем, что содержит материал для речевого развития. Постепенно происходит переход новых слов из пассивного словаря в активный. Так, дети узнали значение слов: карьер, забой, штреки, горный комбайн, вагонетка, конвейер, транспортерная лента, скип, ствол, шагающий экскаватор и т. д.

  1. Повышение уровня самообразования педагогов

Начиная вести работу, педагог прежде всего сам должен владеть необходимыми знаниями о профессии и содержании трудовых операций, выполняемых представителем той или иной профессии, а самое главное, материал должен быть адаптирован для детского восприятия, сложные термины и понятия должны быть переведены на «детский» язык. Не секрет, что не каждый взрослый знает, как добывают руду и кто непосредственно участвует в трудовом процессе, будь то педагог ДОУ или родственник работника, связанного с горнодобывающим делом. Поэтому прием погружения в профессию актуален и для педагогов, работающих по теме. В работе с педагогами ДОУ акцент делается на повышение уровня их самообразования и расширение знаний по использованию различных форм и методов работы с детьми исходя из специфики горнодобывающего производства.

В ДОУ успешно работает творческая группа, деятельность которой направлена на поиск новых, эффективных форм работы с детьми, создание так называемого банка творческой деятельности: разрабатываются конспекты организованной образовательной деятельности, игровых образовательных ситуаций, рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр, тематика бесед, экскурсий с целью ознакомления детей с профессиями градообразующих предприятий города. Большая работа ведется педагогами по изготовлению, подбору и систематизации наглядно-иллюстративного материала.

Профессиональная ориентация дошкольников — это широкое поле деятельности для педагогов ДОУ, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Чем больше дошкольник впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Педагогический коллектив учреждения пока только встал на путь модернизации поиска современных подходов в образовательной ориентации дошкольника по профориентационной деятельности. Первые шаги уже сделаны, мы видим, что детям это интересно, родителей это увлекает, а педагоги работают с энтузиазмом.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.