Практика управления ДОУ :: Статья «Организация инклюзивного образования в условиях ДОУ»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Организация инклюзивного образования в условиях ДОУ»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №8 2016 г.
Рубрика материала: Из опыта работы
Авторы: Шмакова Зинаида Васильевна, Ускова Ольга Сергеевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (267317 байт)
 doc  скачать → (194175 байт)


   

 

Перед дошкольным образовательным учреждением остро встал вопрос об организации инклюзивного образования в условиях детского сада, так как 20% воспитанников имели тяжелые нарушения речи (ТНР), 1 ребенок — нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП), 1 ребенок — глубокие нарушения физического и психического развития.

Методическим советом ДОУ была разработана программа по организации инклюзивного образования, способствующая планомерному решению всех непонятных педагогам проблем, рассмотрены стартовые возможности и потенциал учреждения, намечены пути решения проблем.

Вся деятельность учреждения была направлена на организацию комбинированных групп, организацию коррекционной работы с детьми, создание необходимых условий, разработку документации (локальных актов, приказов, программ).

Задачи:

— изучение законодательной нормативно-правовой базы;

— исполнение алгоритма выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, создание нормативной базы в ДОУ;

— организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей осуществлению коррекционной работы;

— повышение уровня квалификации педагогических кадров;

— взаимодействие с родителями (их законными представителями) по организации инклюзивного образования в условиях ДОУ;

— организация образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для решения первоочередных задач были использованы следующие формы работы: консультации, семинары, семинары-практикумы, индивидуальные беседы с молодыми педагогами, самообразование, разработка локальных актов учреждения, сетевое взаимодействие с дошкольными организациями города.

Многие педагоги определяли темы само­образования, способствующие изучению Федерального государственного образовательного стандарта, например: «Введение ФГОС ДО в образовательный процесс», «Организация развивающей предметно-пространственной среды соответственно требованиям ФГОС» и др.

При сетевом взаимодействии с дошкольными образовательными организациями города педагоги имели возможность ознакомиться с уже организованным процессом коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Соответственно требованиям ФГОС ДО воспитанники ДОУ, имеющие нарушения в развитии, должны получить статус детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и получить его с обязательным согласием родителей (их законных представителей). Для этого был создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), разработано положение о деятельности консилиума, на родительском собрании родители (законные представители) были ознакомлены с требованиями ФГОС ДО, целями и задачами коррекционного / инклюзивного образования в условиях детского сада, был определен алгоритм выявления детей с ОВЗ.

Алгоритм выявления детей с ОВЗ

В начале нового учебного года педагоги ДОУ: старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель — проводят наблюдения за детьми и выявляют детей с ОВЗ.

После обследования детей проводится заседание ПМПк ДОУ, где рассматриваются представленные результаты наблюдений и обследований. Затем принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям помощи и организации их обучения и воспитания.

По результатам обследования территориальная ПМПК выдает рекомендации (коллегиальное заключение) по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 ФЗ № 273), без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

На основании рекомендаций территориальной ПМПК специалисты ПМПк ДОУ разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и адаптированную образовательную программу. Особенностью нашей адаптированной программы является разработка комплексно-тематического планирования, соответствующего основной образовательной программе ДОУ. Воспитатели всех возрастных групп могут по каждой интегрирующей теме подобрать упражнения и задания со словарной наполняемостью для индивидуальной коррекционной работы с детьми.

Так, в учреждении к группе лиц с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) относятся дети: с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) — 23 ребенка, из них с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) — один ребенок. Для данной категории детей разработана адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Также в ДОУ один ребенок-инвалид с глубокими нарушениями физического и психического развития по решению ПМПК обучается на дому, для него разработана специальная индивидуальная программа (см. приложение № 2).

После разработки индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы педагоги и специалисты ДОУ осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием каждого ребенка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и (или) адаптированной образовательной программы проводятся не реже одного раза в три месяца и оформляются протоколом. В конце учебного года ПМПк ДОУ и ПМПК Управления образования администрации района осуществляют вывод и ввод детей в группы комбинированной направленности, состав детей утверждается приказом руководителя.

В группах комбинированной направленности (пять групп в ДОУ) осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников с ОВЗ. По решению ПМПк ДОУ для каждого ребенка с ОВЗ разработана индивидуальная программа сопровождения, отражающая цели, задачи и пути реализации соответственно заключению территориальной ПМПК (см. приложение № 3). Специалисты ДОУ проводят индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми согласно определенному графику в специально оборудованных кабинетах, используя наглядные и демонстрационные пособия, дидактические игры, упражнения.

Необходимым условием реализации ООП ДО с группами комбинированной направленности является соблюдение кадровых условий — наличие в штатном расписании учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре. Адаптированная образовательная программа и индивидуальные программы сопровождения разрабатываются методическим советом ДОУ, принимаются решением ПМПк ДОУ и утверждаются приказом руководителя ДОУ.

Первоначально с большим трудом наши педагоги принимали проблемы инклюзивного образования, были обиды, слезы, неуверенность в своих способностях, рассматривались только негативные аспекты и трудности. Теперь, когда работа налажена и видны результаты труда, становится понятно, какую пользу, какую помощь мы оказываем детям, имеющим нарушения в развитии. Воспитатели комбинированных групп, особенно той, где находится ребенок с ДЦП, отмечают положительные качества своих воспитанников, так как они стали намного добрее, отзывчивее, заботливее, не забывают, что они должны помочь больному мальчику одеться, проводить его до туалета, поиграть с ним. Родители детей с ОВЗ благодарны педагогам, отмечают изменения в развитии детей, в их отношении к окружающему миру, уверенность в себе.

Огромные трудности мы испытывали в организации работы по обучению на дому ребенка, имеющего глубокие нарушения физического и психического развития (не видит, не слышит, не ходит, не сидит и др.). Отец ребенка не воспринимал нашу помощь. Только через длительный период взаимодействия родители поняли и осознали необходимость элементарного общения ребенка с педагогом-психологом. Организационный этап работы пришлось осуществлять старшему воспитателю, так как с другими педагогами ДОУ родители общаться не желали. Постепенно мы нашли доверительный контакт. Стремление и желание педагога хоть чем-то помочь, даже просто выслушать маму, прикоснуться к их «сокровищу», побыть с их ребенком и при необходимости дать возможность отлучиться маме сказалось на дальнейшем взаимодействии с ребенком и родителями. Стало очевидно, понятно: такие дети дороги и любимы, и мы должны помогать им жить и делать все возможное, чтобы родители были рядом, доверяли нам.

Так постепенно, шаг за шагом, придерживаясь девиза «Чтобы до чего-то дойти, надо по крайней мере ИДТИ», мы создали в учреждении нормативную базу и организовали образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Считаем, что исправить имеющиеся недостатки теперь куда легче, чем было начинать осуществление данного процесса. Итоги образовательной деятельности подводим на педагогическом совете. Результатом деятельности считаем успешное обучение в начальной школе детей, прошедших коррекцию в ДОУ.

Коррекционно-образовательный процесс с детьми с ОВЗ осуществляем по представленной модели. При взаимодействии со школой консультируемся по необходимым вопросам с их дефектологом, так как в детском саду нет такой штатной единицы.

В 2016—2017 учебном году планируем создать группы компенсирующей направленности, ввести в штатное расписание ДОУ дефектолога и дополнительную единицу учителя-логопеда, пополнить информационно-методический кабинет ДОУ методической литературой и пособиями по организации инклюзивного образования с дошкольниками.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.