Практика управления ДОУ :: Статья «Развитие профессиональной мотивации педагогов.   Семинар для педагогов»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Развитие профессиональной мотивации педагогов. Семинар для педагогов»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №8 2016 г.
Рубрика материала: Методическая работа
Авторы: Филина Марина Ивановна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (168687 байт)
 doc  скачать → (95213 байт)


   

 

Цель: подвести к обсуждению структуры личностно ориентированного и деятельностного подходов при организации непосредственно образовательной деятельности по реализации содержания образовательной программы дошкольного образования в ДОУ, используя современные технологии и приемы творческого решения и мозгового штурма.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие адаптивности с позиции самооценки личностной мотивации на успешность посредством предложенной экспресс-диагностики и подвести к ориентации на достижение цели и успешности в педагогической деятельности.
  2. Путем обострения противоречий, ведущих к дезадаптации, вывести на творческий поиск прогрессивных путей развития личности способом моделирования и составления алгоритмов и схем от потенциала личностного роста к ценностно-ориентированной деятельности.
  3. Способствовать целевой установке на совместную творческую деятельность в процессе определения проблем, которые необходимо решать в организации образовательного процесса, через применение теста «Круг, тре­угольники, квадраты» на определение собственной готовности к совершенствованию.

Семинарское занятие направлено на раскрытие темы: «Ключевые компетентности в проектировании нового качества образования». Накануне семинара участникам предлагалось подумать над утверждением: «Устойчивость компетенции проявляется в способности ребенка (человека) применять знания и опыт для самореализации, саморазвития, самосохранения, самоутверждения, социализации, адаптации».

В данном утверждении устойчивость компетенции зависит от всех перечисленных «самостей», включая способность к социализации и адаптации. Что же означает адаптивность по отношению к компетентности?

Адаптивность — это способность адекватно реагировать на изменяющиеся ситуации. Психологи условно подразделяют людей на две категории по степени адаптации:

  • ориентация на достижение цели и успешность;
  • ориентация на избегание неудач.

Как вы думаете, кто быстрее адаптируется?

Экспресс-опрос

Перед вами лежат листы экспресс-опроса, который предполагает быстроту реакции. Вам необходимо быстро обвести кружочком свойственную вам позицию, по команде начинаем, время ограничено.

  1. Начиная работу, я надеюсь на успех.
  2. Если работа сложная, я постараюсь избежать ее.
  3. Если что-либо непонятно мне, я стараюсь обязательно разобраться самостоятельно.
  4. Если мне хотят поручить дополнительную работу, я стараюсь найти уважительную причину, чтобы отказаться.
  5. Даже если работа не нравится мне, я все равно стараюсь сделать ее качественно.
  6. Я часто испытываю сомнения в успешности начинаемого дела.
  7. Трудности мобилизуют мои силы и способности.
  8. Если я не выполнил какого-то задания, то не переживаю из-за того, что меня могут осуждать.
  9. Если у меня возникает идея, я стараюсь воплотить задуманное.
  10. У меня нет больших планов, я просто стараюсь не попадаться особо часто на глаза начальству.
  11. Я обязательно добьюсь успеха в достижении собственных усилий.
  12. Мне нравится быть в рядах успешных педагогов, выполнять несложные поручения и слышать похвалу в свой адрес.
  13. Мой успех зависит только от моей организованности и целеустремленности.

(Экспресс-опрос «Мотивация успешности»)

Проанализируйте самостоятельно свою мотивацию успешности. К какой степени адаптации относится ваша позиция — к № 1 или к № 2?

Обратите внимание, что степень адаптации, приближенная ко 2-й категории, может со временем привести человека к дезадаптации. Дезадаптацию признано считать признаком аномии — это нравственно-психологическое состояние индивидуального или общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей противоречиями между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их реализовать для большинства (отсутствие закона, организации). Выражается в отчуждении человека от общества, апатии, разочарованности в жизни.

Индивид словно заперт в обществе. Если изменения не наступают естественным образом, то ждите революций, утверждают Э. Дюркгей и Р. Мертон.

Пути развития личности

Интолерантный — собственное превосходство, собственная исключительность, склонность переносить ответственность на других за свои беды и промахи, потребность в жестком порядке.

Толерантный — открытость миру, стремление лучше узнавать себя и других, позитив к себе, доброжелательность к другим.

Какие качества успешной социально адаптивной личности вы можете назвать? (Поясните эти качества.)

  1. Самообладание или самоуправление — это владение собой, управление своими эмоциями, действиями.
  2. Уверенность в себе — адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодоления препятствий.
  3. Гибкость или самоконтроль — умение строить отношения на основе толерантности, эмпатии, умение применять и умножать знания в измененных проблемных условиях.
  4. Ответственность, организованность, оперативность, осмысление действий или саморегуляция — стремление принести пользу, не навредить, качественно выполняя принятое решение.
  5. Коммуникативность — способность аргументированно убеждать, проявляя уважение к чужому мнению, способствовать эмоциональному, открытому, позитивному общению.
  6. Любознательность или самообучение — познание, активность, информационность, пытливость, исследовательский интерес.

Итак, попробуем схематично выразить составляющие личностного потенциала, используя приставку «само», в траектории личностного роста:

— самоуправление;

— самоконтроль;

— саморегуляция;

— самообучение.

Вернемся к началу нашего обсуждения, а именно к категориям степеней адаптации. Таким образом, ориентация на достижение цели и успешность является ценностной ориентацией. Чем отличается социально-личностная компетенция от знаньевой?

Ценностная ориентация — стремление к миру, добрым отношениям, справедливости. Совесть — высшая нравственная ценность ориентации. Ценностная ориентация возникает в ходе действия субъекта по отношению к объекту, является побудительным мотивом ценностно-ориентированной деятельности. Этим и отличается социально-личностная компетенция от знаниевой.

Предлагаю вам выполнить упражнение по моделированию ценностно ориентированной деятельности, направленной на дело, на общение, на себя. Перед вами лежат пока еще пустые кружочки, составляющие модели. Вам необходимо вписать содержание всех составляющих, создать модель ценностно ориентированной деятельности и представить ее.

Модель ценностно ориентированной деятельности составили, каждый модуль обос­новали, а теперь попробуем создать алгоритм этой деятельности от позиции: выбираю разумом, выбираю чувством.

Алгоритм ценностно ориентированной деятельности

Предлагаю вам определить свою готовность к совершенствованию через тестирование (тест «Круг, треугольники, квадраты»).

Задание: на листе бумаги изобразите круг, используя любое количество треугольников и квадратов, нарисуйте некий рисунок, затем оцените результат.

Ключ:

  1. Очень большой круг, мелкие треугольники и квадраты говорят о том, что такому сотруднику следует совершенствовать свое умение выступать на публике, оттачивать ораторское искусство.
  2. Много треугольников свидетельствуют о готовности сотрудника обучаться, изучать новаторские разработки и внедрять навыки в свою педагогическую практику.
  3. Большое количество квадратов помогает сделать вывод, что этот педагог готов обучаться межличностным отношениям с коллегами и родителями, посещать семинары и тренинги, быть сторонником и активным участником внешней и внутренней политики ДОУ.

Какие проблемы необходимо решать в организации образовательного процесса?

  1. Обогащение содержания образовательными игровыми и проблемными ситуа­циями.
  2. Включение активных форм согласования предстоящих мероприятий, коллективной творческой деятельности через организацию вечеров вопросов и ответов.
  3. Применение новых форм совместной деятельности воспитателей с детьми.
  4. Вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс путем совместной деятельности по созданию образовательных проектов различного уровня длительности.
  5. Обновление предметно-пространственной среды средствами вариативного применения полученных в непосредственно образовательной деятельности знаний и умений, путем экспериментирования и исследования.
  6. Организация взаимодействия участников образовательного процесса на уровне субъективного и гуманистического подхода с использованием технологии личностно ориентированного и деятельностного подходов и конструктивного диалога.
  7. Широкое применение приемов проективной методики, гуманистической педагогики, технологий личностного роста, я-сообщения, ты-сообщения и ТРИЗ.

Предлагаю вам рассмотреть структуру личностно ориентированного и деятельностного подходов в организации непосредственно образовательной деятельности по реализации содержания образовательной программы дошкольного образования.

Структура личностно ориентированного и деятельностного подходов

№ п/п

Этапы

Задачи

Содержание

Педагогическая тактика

Признаки

Результат

1

Установление контакта

Создание общей эмоционально-положительной сферы

— взаимное приветствие;

— комплименты;

— обмен эмоциональным настроением

Я-сообщение о положительных переживаниях. Побуждение к эмоциональному контакту

Эмоциональная (вербальная и невербальная) реакция принятия доверия

Положительный настрой на предстоящую деятельность, взаимодействие

2

Вхождение в тему

Установление связи опыта успешности в зоне актуального ближайшего развития

— интеллектуально-творческая разминка;

— экспресс-опрос;

— обмен интересным содержанием, дополняющим учебные знания

— Авансирование доверием.

— Создание ситуаций успешности при опоре на опыт, знание детей (знаю, умею, хочу)

Активность представления субъективного опыта

Успешность решения тренировочных задач на материале предшествующего обучения

3

Постановка проблемы

Установление связи опыта успешности в зоне актуального ближайшего развития

Возникновение проблемной ситуации, осознание ее противоречия, формулировка проблемы

— Предложение новой учебной задачи с неизвестными способами решения;

— побуждение к обнаружению противоречия, постановке вопроса для исследования

Эмоциональная реакция: удивление, затруднение

Формулировка вопроса для исследования

4

Поиск решения

Организация активной мыслительной деятельности

Выдвижение и проверка гипотез

— Побуждение к исследовательской деятельности;

— поддержка инициативы, самостоятельности, оригинальности;

— информационное обеспечение способов интеллектуально-творческой деятельности;

— организация поиска

Активный поиск вариантов решения.

Поисковый диалог

Продукт мыследеятельности — умозаключение

5

Выражение решения

Обобщение индивидуальных либо коллективных решений. Выражение нового знания научным языком

Фиксация предположений в вербальной и знаковой форме

— Фиксация предположений в знаково-символической форме.

— Систематизация, обоб­щение научной формулировкой.

— Стимулирование субъективности или коллегиальности высказывания

Мотивация презентации найденного варианта

Аргументированное обсуждение

6

Реализация продукта интеллектуально-творческой деятельности

Закрепление полученных знаний через выполнение продуктивных заданий.

Тренировка умений.

Воспроизведение умений

Решение стандартных (аналогичных) и творческих заданий (задачи-ловушки)

Предложение разнообразия дидактического материала для продуктивных знаний

Активность, увлеченность, азарт, удовлетворение от процесса и результатов интеллектуально-творческой деятельности

Публичное представление продуктов

7

Рефлексия

Подведение итогов деятельности

Содержательная самооценка и взаимооценка

— «я-, ты-сообщения» об эмоциональных переживаниях;

— поощрение самостоятельности, инициативы, оригинальности;

— оценка умений и результатов

Удовлетворение отношениями, успешностью процесса, интеллектуальной и творческой деятельностью

Новые знания, умения, коммуникативный и интеллектуально-творческий опыт

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.