Практика управления ДОУ :: Статья «Принятие управленческих решений: способы  и инструментарий»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Принятие управленческих решений: способы и инструментарий»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №1 2017 г.
Рубрика материала: Школа управления
Авторы: Витковский Анатолий Петрович

Файлы материала:
 pdf  скачать → (94549 байт)
 doc  скачать → (25196 байт)

Дополнительные файлы:
Шесть способов принятия решения.docx
Матрица экранирования, или Метод группового выбора лучшей идеи.docx


   

 

Описать сущность процесса принятия управленческого решения довольно затруднительно. Каждая ситуация уникальна. В некоторых случаях выбрать правильную тактику помогают умение выжидать, осторожное поведение, иной раз требуются решительность и быстрота. Одни решения принимаются чисто интуитивно, другие — на основе рациональных методов.

Но что можно сказать совершенно определенно: на практику принятия решений положительно влияет расширение управленческого инструментария. Чем большим набором разнообразных подходов, техник, приемов владеет руководитель, тем выше шансы на успех.

Интуитивные решения

Многие управленческие решения интуитивны.

Есть исследование, показывающее, что 80% (!) руководителей, чей бизнес процветал, а доходы удвоились за последние пять лет, обладали высокой интуицией.

Мы не знаем точно, как работает интуиция, но нам известны некоторые способы развития этого качества.

  1. Снабжайте всем необходимым левое и правое полушария мозга. Левому полушарию нужны цифры, факты, информация. Правому полушарию — эмоциональные впечатления, стимулы для работы воображения, погружение в мир искусства.
  2. Учитесь расслабляться (учитесь слушать тишину, не мешайте своему телу воспринимать сигналы из внешнего мира). Интуиция лучше работает, когда человек находится в спокойном состоянии.

Чтобы эффективно использовать «подсознательный мозг», его можно «озадачивать». Для этого есть специальная методика:

  • найдите возможность уединиться на 30−45 минут, чтобы ваши рассуждения не прервали (стуком, телефонным звонком и т. д.). Это может быть прогулка, отдельная комната;
  • полностью сосредоточьтесь на проблеме, не отвлекаясь на посторонние предметы. При этом можете чертить, изображать, писать что-то, относящееся к проблеме;
  • если нашли решение — хорошо, нет — переключайтесь на другие дела. Подсознательный мозг получил условия задачи и начал работать;
  • ожидайте результат: если задача решаемая, он обязательно будет. Он может появиться и во сне. Если это возможно, результат желательно записать сразу.

Рациональные решения

Большинство алгоритмов решения управленческих задач содержат примерно один и тот же ряд шагов:

  • признание и диагностика (анализ) проблемы;
  • формулировка ограничений и критериев для принятия решения;
  • поиск способов решения;
  • оценка последствий, выбор оптимального решения из ряда альтернатив;
  • реализация решения и контроль.

Важно! Нередко причиной неудачного решения оказывается недооценка отдельных этапов его принятия. Например, в случае неточного определения причин проблемы вся дальнейшая работа пойдет по неверному пути.

На каждом этапе можно применять опре­деленные инструменты. Например, на этапе

поиска путей решения можно обратиться к методу мозгового штурма, на этапе выбора оптимального решения — воспользоваться матрицей экранирования (см. Приложение).

Выбор инструментов

Умение выбрать наиболее подходящий инструмент для выработки решения в конкретной ситуации приходит с опытом (включая опыт обучения работе с различными инструментами).

В значительный степени выбор инструмента определяется личностными особенностями руководителя. Здесь уместна метафора с борьбой: хороший спортсмен знает массу приемов, но при этом у него есть один-два коронных. Хороший инструмент — тот, которым ты хорошо владеешь.

Особую роль играет фактор времени. Некоторые инструменты требуют относительно больших временных затрат. Правомерен вопрос: будет ли эффект от применения инструмента достаточно высоким, чтобы идти на эти затраты? Кроме того, с течением времени ситуация может существенно измениться и выбранные критерии решения задачи перестанут быть актуальными.

Типичные ошибки руководителей

Вот типичные ошибки, которые часто выделяются экспертами.

Игнорирование возможности поиска альтернатив. Многие руководители сразу рассматривают «первое попавшееся» решение, а если оно оказывается неудовлетворительным, относят проблему к категории трудноразрешимых или нерешаемых.

Маятниковые решения. Повторяющиеся колебания от одного решения к противоположному: разделить-объединить, централизовать-децентрализовать. За подобными колебаниями стоят проблемы, которых авторы этих решений не видят или намеренно не замечают.

Перебрасывание важных, не принятых с ходу решений на потом. «Давайте вернемся к этому через неделю… месяц… полгода…» Не путать с переносом решения! Перенос — это когда мы понимаем, что сейчас этот вопрос решить нельзя либо решать неправильно, а также знаем, когда его надо решать и почему.

Кратковременное выгадывание без учета долгосрочной перспективы, когда главное — получить что-то сейчас, быстро достичь результата.

Негативное целеполагание, когда цель — не прийти к какому-то конкретному положительному результату, а уйти от неприятной ситуации.

Слабое контрнегативное мышление. Размышляя об образе желаемого будущего, некоторые руководители концентрируются исключительно на достижении желательного и хорошего, совершенно не думая о предотвращении вероятного плохого.

Принятие решения с опорой на непроверенные данные, высказывания. Неразличение фактов и мнений, фактов и слухов, фактов и вымысла.

Современные тенденции

В современном мире, где почти каждое управленческое решение требует многих компетенций, решения все чаще вырабатываются через соорганизацию позиций и принимаются на пересечении разных подходов, видений. Неслучайно Ицхак Адизес говорит о выходе на первый план функции интеграции, то есть способности руководителя создать в организации атмосферу доверия и взаимовыгодного сотрудничества.

Еще одна тенденция: акцент на максимально полной реализации ресурса коллективного взаимодействия.

Важно! При стандартном открытом обсуждении слишком большой вес получают мнения тех, кто говорит раньше и убедительнее других, вынуждая остальных присоединяться. Бороться с этим можно следующим образом: все участники записывают краткое изложение своей точки зрения до обсуждения, чтобы затем более эффективно использовать все разнообразие знаний и мнений.

Вот несколько практических советов участникам группового обсуждения: скромнее оценивайте собственную мудрость; молчите при желании делать отвлекающие замечания и не позволяйте это делать другим; в случае необходимости противостоять сомнительной логике влиятельного лица настаивайте на тщательном выполнении процедуры обсуждения, поднимайте вопросы, призывайте к поиску большего количества альтернатив и всесторонней оценке фактов.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.