Практика управления ДОУ :: Статья «Внутришкольная система оценки качества дошкольного  образования»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Внутришкольная система оценки качества дошкольного образования»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №2 2017 г.
Рубрика материала: Из опыта работы
Авторы: Пименов Александр Юрьевич

Файлы материала:
 pdf  скачать → (106652 байт)
 doc  скачать → (32638 байт)

Дополнительные файлы:
Оценочный лист «Критерии эффективности работы воспитателей».docx
Оценочный лист «Критерии эффективности работы дошкольных отделений (руководителей ДО)».docx


   

 

Введение

Оценить качество результатов обучения и воспитания непросто в системе школьного образования, и тем более в системе дошкольного образования, в котором в соответствии с ФГОС планируемые результаты образования утверждены в виде целевых ориентиров, не подлежащих измерениям. Только в последние два-три года профессиональное сообщество в нашей стране стало уделять большое внимание необходимости оценки качества дошкольного образования. И естественно, возникли вопросы:

— что измерять?

— как измерять?

— кто эксперт-оценщик?

— какие специфические для дошкольного образования индикаторы могут с большой долей объективности свидетельствовать о качестве дошкольного образования?

Существует также еще один крайне важный вопрос, на который должен себе ответить каждый руководитель, участвующий в процессе оценки качества образования: зачем? Для выполнения линии вышестоящих органов власти или для получения данных, которые будут лежать в основе управленческих решений, с целью эффективного развития образовательной организации?

02.02.2015 на карте города Москвы возник новый территориально-образовательный комплекс ГБОУ «Школа № 2116», в который вошли три школы и шесть детских садов. Все детские сады на тот момент работали по одной образовательной программе — «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Формирование нового образовательного учреждения совпало с вступлением в силу новых ФГОС дошкольного образования. Этот фактор способствовал поиску иных образовательных программ, которые, с одной стороны, наиболее полно отражали бы идеи новых ФГОС, а с другой стороны, соответствовали основным положениям программы развития образовательной организации на переходный период. Инновационность — один из дополнительных критериев, по которому осуществлялся выбор образовательной программы. Наш выбор был остановлен на программе «ОткрытиЯ», идеи которой, включая цели и задачи, в свою очередь легли в разработанную основную образовательную программу дошкольного образования школы и внутришкольную систему оценки качества дошкольного образования (ВСОК ДО).

Основные задачи ООП дошкольного уровня образования (дошкольное отделение школы) направлены на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (п. 2.4 ФГОС ДО).

Естественно, при разработке программы встала проблема оценки качества ее реализации с точки зрения вышеперечисленных основополагающих вопросов. Предлагаемая вашему вниманию система складывалась посте­пенно.

На первом этапе основной упор делался на выявление мнения родителей относительно их удовлетворенности качеством дошкольного образования в нашем комплексе. Это было для нас важно также в плане фиксации «стартовых позиций» в самом начале становления дошкольного образования в условиях комплекса. Для этого ежегодно в апреле проводится социологическое исследование, результаты которого затем обсуждаются с руководителями дошкольных отделений, воспитателями и непосредственно с самими родителями. Анкетный опрос родителей включает в себя самые разнообразные аспекты деятельности детского сада, но главным вопросом, ставшим основным индикатором, оценивающим эффективность деятельности дошкольного отделения, стал вопрос, в котором родителям предлагалось оценить свою «удовлетворенность условиями воспитания ребенка в детском саду».

На втором этапе была поставлена задача создать систему оценивания результатов деятельности каждого воспитателя и руководителей дошкольных отделений. Вновь встал вопрос: что оценивать? Исходя из стратегии развития школы, основными индикаторами, по которым оценивалась деятельность педагогов и детских садов, стали:

— участие педагогов в инновационной деятельности школы;

— стремление педагогов к самообразованию;

— обобщение и распространение педагогами собственного опыта.

В этот период перед нами стояли важные управленческие задачи: формирование нового коллектива, выявление сильных педагогов, создание условий для инновационного развития школы, разработка системы стимулирования, которая бы поддерживала выполнение указанных задач. Для педагогов была разработана система профессиональных уровней: «Педагог-мастер», «Педагог-авангард», «Педагог-потенциал» — и система уровней, фиксирующих результативность деятельности каждого детского сада и, соответственно, его руководителей. Для этого были приняты четыре уровня: недостаточный, критический, достаточный, высокий.

Вся данная система складывалась постепенно, в диалоге с руководителями дошкольных отделений и педагогами-дошкольниками. В результате чего она постоянно трансформировалась и продолжает трансформироваться, так как мы стремимся к тому, чтобы образовательная организация стала динамично развивающимся институтом, и этот факт не может не отражаться и на системе оценки качества образования.

Благодаря знакомству со шкалами ECERS‑R мы вошли в третий этап создания собственной системы оценки качества дошкольного образования. ECERS фиксирует три стороны образовательной среды: время (организация дня); люди (взаимодействие педагога с детьми и родителями); пространство. Всего шкала включает 43 параметра, по каждому из них можно получить от 1 до 7 баллов, причем тщательно прописаны индикаторы признаков, по которым наблюдатель может четко определить, какой именно балл им соответствует.

Стоит отметить, что в систему оценки качества дошкольного образования входят как постоянные показатели, так и переменные, которые зависят нередко от текущих задач, поставленных перед дошкольным образованием руководителями образования города или администрацией школы.

Таким образом, теперь наше дошкольное подразделение находится на этапе апробации уже разработанной системы оценки качества дошкольного образования.

Внутришкольная система оценки качества дошкольного образования

I. Нормативно-правовая база, обеспечивающая ВСОК ДО

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 12.12.2012.
  2. ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» — определяет структуру и объем образовательной программы, условия ее реализации.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1044 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049−13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 (далее — СанПиН; с изменениями от 04.04.2014), — определяют требования к организации образовательного процесса.
  5. Устав школы.
  6. Лицензия на право ведения образовательной деятельности.
  7. Программа развития школы.
  8. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
  9. Образовательная программа дошкольного образования.
  10. Основная программа дошкольного образования (дошкольное отделение школы).

II. Методическая база, обеспечивающая построение ВСОК ДО

  1. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. М., 2005.
  2. Методические рекомендации по организации и проведению экспертизы примерных основных образовательных программ всех уровней общего образования, разработанные департаментом государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
  3. Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО, разработанные ФИРО.
  4. Т. Хармс, Р. М. Клиффорд, Д. Крайер. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. М., 2016.

III. Основные цели, задачи, принципы и направления ВСОК ДО

Цели:

— поддержка перехода от учебно-дисциплинарной модели в деятельности дошкольных отделений и педагогов к личностно ориентированной модели;

— оценка качества работы дошкольного подразделения.

Задачи:

— оценка качества условий и процессов, в которых пребывает ребенок, т. е. оценивается не ребенок, а реализация программы;

— апробация системы мониторинга качества работы дошкольного подразделения;

— определение профессионального уровня педагогов.

Принципы:

  1. Сочетание внутренней (школа), внешней (родители, субъект, ответственный за развитие дошкольного образования в городе и РФ, представители профессионального сообщества) и самооценки педагога.
  2. Результаты оценивания используются для повышения качества дошкольного образования, профессиональной компетентности педагогов, вовлечения родителей в образовательный процесс.
  3. Открытость: результаты оценки доступны для обсуждения родительскому и профессиональному сообществу, а также местному социуму.
  4. Оценивание носит сравнительный характер.

— Внутреннее сравнение: среди дошкольных отделений и педагогов школы;

— внешнее сравнение: с другими школами (как правило).

  1. Валидность, надежность, достоверность полученных данных:

— шкалы ECERS-R имеют высокую степень распространения в мире. Например, в Швеции, Дании, Германии, США, Великобритании и др. странах мира эти шкалы используются официально, так как именно высокая надежность стала причиной столь высокого распространения этой методики в мире;

— анкеты для опроса родителей прошли трехлетнюю валидизацию в образовательной организации, а также через сравнительное исследование качества дошкольного образования в других образовательных организациях.

  1. Простота в обработке данных.

Направления и компоненты оценивания

Качество условий и процессов:

— предметно-пространственная среда;

— присмотр и уход за детьми;

— речь и мышление;

— виды детской активности;

— взаимодействие между родителями и педагогами, педагогами и воспитанниками, педагогами и администрацией, самими детьми;

— структурирование программы.

Кадровые условия (уровень образования, профессиональная компетентность педагогов, ориентация педагогов на выполнение ФГОС и программы «ОткрытиЯ»).

Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых дошкольным отделением услуг.

IV. Методы оценивания:

— наблюдение в группах (основная процедура);

— анкетный опрос родителей и педагогов (вспомогательная процедура);

— интервьюирование родителей и педагогов (вспомогательная процедура);

— сбор статистической информации (вспомогательная процедура);

— самооценивание педагогов (основная процедура).

V. Система мониторинга

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Данные, полученные в результате мониторинговых исследований, отражаются в самообследовании и при формировании оценки качества работы педагогов и дошкольных отделений и, соответственно, руководителей дошкольных отделений (Приложение № 1, 2). В оценочных листах «Критерии эффективности деятельности воспитателя» и «Критерии эффективности деятельности дошкольного отделения» может происходить оценивание и по другим направлениям, не входящим в представленную ВСОК ДО, но которые соответствуют текущим задачам, поставленным администрацией школы перед дошкольным подразделением.

Направление оценивания

Метод

Инструментарий

Периодичность оценивания / цикличность

Планируемый результат

Эксперты

Распространение информации

1. Качество условий и процессов

Наблюдение

Оценочные листы по шкалам ECERS-R

Оценочный лист наблюдения за занятием

В течение года

Данные о качестве условий и процессов

Педагоги

Внешние эксперты

Круглый стол

Родительские собрания

2. Удовлетворенность родителей

Опрос

Анкеты

Один раз в год

(апрель)

Данные об удовлетворенности родителей

Родители

Координационный совет по развитию дошкольного образования

Педсовет

Производственные совещания

Родительские собрания

Интервьюирование

Бланк с вопросами для интервьюирования

 

3. Кадровые условия

Сбор статистических сведений, обобщение результатов исследований

Статистические сведения

Данные исследований

Оценочный лист «Критерии эффективности работы воспитателя»

Два раза в год

(сентябрь, январь)

Присвоение педагогу внутришкольного профессионального уровня

Зам. директора школы

Методист

Производственные совещания

Опрос

Анкеты

Один раз в год

(февраль)

Данные о состоянии в дошкольных отделениях, о собственных приоритетах педагога

Координационный совет по развитию дошкольного образования

Педсовет

Производственные совещания

Самооценивание

Бланк самооценки для педагогов дошкольного отделения

Один раз в год

(апрель-май)

Умение педагога рефлексировать свою деятельность

Педагоги

Индивидуальные консультации по запросу педагога

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.