Практика управления ДОУ :: Статья «Способы коррекции агрессивного поведения детей»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Способы коррекции агрессивного поведения детей»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №3 2017 г.
Рубрика материала: Родительский совет
Авторы: Гладченко Анна Андреевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (100161 байт)
 doc  скачать → (28854 байт)


   

 

Цель: помочь родителям понять своих детей, мотивы их поведения, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка.

Задачи: обеспечить осознание родителями необходимости раннего выявления агрессивных проявлений у ребенка-дошкольника и оказания своевременной помощи ребенку; рассмотреть методы и приемы работы с агрессивными дошкольниками; проиграть с родителями и детьми упражнения, направленные на позитивные способы выражения гнева, коррекцию и профилактику агрессивных тенденций дошкольников.

Участники: воспитатели, родители, дети.

Ход мастер-класса для родителей

Стоит сразу оговориться, что агрессивность как свойство личности ребенка или взрослого следует отличать от «доброкачественной» агрессии, возникающей в ситуации опасности и исчезающей, когда человеку ничто не угрожает. Такая ситуативная агрессия имеет совершенно нормальный, защитный характер, и вряд ли стоит корректировать ее в поведении ребенка. В этом случае имеет смысл просто научить его адекватным и принятым в обществе способам проявления агрессивных чувств. Говоря же об истинной («злокачественной») агрессивности, мы имеем в виду устойчивые свойства личности, которые выражаются в повышенной готовности к агрессии. Внешние проявления агрессивности могут несколько различаться в разные возрастные периоды.

Критерии агрессивности дошкольников

  • Часто теряют контроль над собой;
  • часто спорят и ссорятся с окружающими;
  • отказываются выполнять просьбы взрослых;
  • могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;
  • склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах);
  • часто испытывают чувства злости, гнева и зависти;
  • не способны забыть об обиде, не отплатив;
  • мнительны и раздражительны.

Если для ребенка характерны хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода, значит ребенок действительно обладает агрессивностью уже как качеством личности. Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Почти в каждой возрастной группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он всех задирает, обзывает и бьет, не может себя контролировать, мешает в процессе реализации образовательной деятельности, изводит других детей, одним словом, становится грозой всего детского коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Причин агрессивного поведения можно назвать очень много. Агрессивные реакции могут быть обусловлены физически и психически (возрастные кризисы, реакции на физический дискомфорт), но решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. В таблице ниже показано, как влияет реакция взрослых на агрессивные действия ребенка.

Таблица. Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)

Стратегия воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрес­сивного поведения ребенка

«Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребенка

Агрессивный. (Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои эмоции в другое время)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка, или считают, что ребенок еще слишком мал

Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно)

Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в чертах характера

Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемыми способами и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего, ребенок научится управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей

Поэтому коррекционная работа над поведением ребенка должна вестись параллельно с работой родителей и педагогов над собой, в частности:

  • изменением негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

  • изменением стиля взаимодействия с ребенком;

  • расширением своего поведенческого репертуара через развитие собственных коммуникативных навыков.

Стратегия действий окружающих людей по отношению к агрессивному ребенку

  1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка).

  2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Осуждение и демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действует довольно эффективно.

  3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

  4. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Советы

Часто агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Для таких детей очень полезны релаксационные упражнения. Например, в карман можно положить знак «стоп». Как только ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он достанет этот знак и мысленно или вслух произнесет «стоп». Чтобы этот прием начал действовать, нужна многодневная тренировка.

Очень полезны постановки сценок, спектаклей, где агрессивный ребенок или стремящийся к лидерству получают роли положительных, сильных героев (рыцари, богатыри и т. д.), однако должен быть у них и опыт проигрывания отрицательных ролей.

Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не умеют выразить свои чувства словами или другим способом. Задача взрослого — научить выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом, например с помощью ролевой игры.

Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Эмпатия — способность сопереживать другим людям. Считается, что развить эмпатию и формировать другие качества личности можно в процессе совместного чтения с ребенком. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории, где герои разными способами решают конфликтные ситуации.

А сейчас хотелось бы познакомить вас с одним из путей профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников — с игровой терапией.

Игровое упражнение «Пальцы добрые, пальцы злые»

Цель: игра хорошо развивает мелкую моторику, дает возможность выявить особенности общения ребенка, помогает ощутить возможности своего тела, новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта, развивает эмоциональную сферу, коммуникативные навыки. Возраст — 3−4 года.

Представьте, что ваши пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д. На правой руке пальчики превратились в добрых волчат, а на левой в злых мышат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, поссориться и т. д. Если хорошо получается, можно познакомиться с ручками других детей, мамы или папы.

Игровое упражнение «Если „да“ — похлопай, если „нет“» — потопай»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. Возраст — 3−4 года.

Взрослый называет предложения, дети должны их оценить и показать свое отношение, похлопав или потопав.

Например, Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее.

Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя с ним поссорился.

Миша подарил Даше конфеты, и Даша очень обрадовалась.

Способы выражения (выплескивания) гнева

  • Громко спеть любимую песню.

  • Пометать дротики в мишень.
  • Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
  • Налить в ванну воды, запустить в нее несколько игрушек и бомбить их мячиком.
  • Пускать мыльные пузыри.
  • Устроить «бой» с боксерской грушей.
  • Полить цветы.
  • Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  • Скомкать несколько листов бумаги, а затем выбросить.
  • Быстрыми движениями нарисовать обидчика, а затем зачиркать его.
  • Слепить из пластилина фигурку обидчика, а затем сломать ее.
  • Подраться с подушкой («Выбиваем пыль» — каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошо ее «почистить»).
  • Порвать лист бумаги в мелкие куски.
  • Поколотить стол надувным молотком.
  • Потопать ногами.
  • Высказать свои чувства.
  • Попросить помощи.
  • Смыть дурные чувства.
  • Надуть злостью шарик.
  • Сплясать «буйный» танец.

Обратная связь: каждый участник по кругу, передавая мяч, отвечает на вопросы: чем была полезна для вас эта встреча, какие конкретные приемы вы будете использовать.

В конце встречи родителям и педагогам вручается памятка «Профилактика и преодоление агрессивного поведения».

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.