Практика управления ДОУ :: Статья «Дошкольное образование: чему и как мы учим наших детей»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Дошкольное образование: чему и как мы учим наших детей»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №4 2017 г.
Рубрика материала: Руководитель ДОУ
Авторы: Силина Лада Владимировна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (100200 байт)
 doc  скачать → (28735 байт)


   

 

Согласно статье 10 Закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование — это первый уровень общего образования. Отсюда первостепенное внимание к содержанию деятельности дошкольников и ответу на вопрос «Чему и как мы учим наших детей в дошкольных группах?».

Новые ФГОС дошкольного образования обязывают нас ориентироваться на достижение дошкольником как социальных, так и психологических личностных характеристик, таких, например, как развитое воображение и творческие способности, любознательность, зримое проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Для достижения целевых ориентиров дошкольного образования административным командам, педагогам и родителям необходимо договориться о том, что нужно делать вместе, какие условия создавать и поддерживать для развития ребенка. Таким образом, формируется своего рода алгоритм совместных усилий и стремлений, в центре которых развивающаяся и страстно постигающая окружающий мир личность дошкольника.

Социализация

Термин «социализация», широко используемый в педагогической литературе и трактуемый как процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и правил поведения, необходимых для жизни в обществе, является ключевым в определении содержания образовательной деятельности дошкольников. Основная задача — это формирование устойчивых навыков поведения ребенка в обществе, семье, на улице, во дворе, общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми. Среди них, например, навыки личной гигиены, готовности к участию в посильных для ребенка делах, содержания в порядке своих вещей, игрушек. Навык полезного использования гаджетов также продолжает сегодня этот ряд навыков. Как писал Джейсон Буг в книге «Рожденный читать», «если гаджет занимает важное место в вашей жизни, будьте уверены: дети тоже захотят им пользоваться». Формирование устойчивых навыков осуществляется исключительно в деятельности, игре, имитации тех или иных процессов. Результат — в достижении ребенком контроля за своим поведением в соответствии с поставленными им же самим целями. Хорошо работает многократность повторения ребенком тех или иных действий, ритуальность осуществления которых позволяет закрепить приобретенный навык. В дошкольных группах используются для этих целей настольные игры с картинками, занимательные и мотивирующие, одновременно содержательные по своей сути банки квестов-заданий, составленные педагогами.

Устная речь

Создание условий для развития устной речи, фантазии и сочинительства самого ребенка определяет следующее направление совместных усилий педагогов и родителей. К первому классу ребенок должен освоить минимум 5000 слов, хорошо, если этот показатель составляет 6000−7000. Достижение этой задачи связано в первую очередь с чтением и наполнением эфира, в котором пребывает ребенок, выразительными, яркими, богатыми текстами. Известно, что на голос родителей дети реагируют с рождения. Этот ресурс необходимо использовать и в семье, и в дошкольной группе. Ведь чтение — это великолепная возможность общения, и дети всегда ему рады. Важно не количество прочитанного, а выразительность и эмоциональный отклик на прочитанное со стороны ребенка. Для этого привычные для ребенка игрушки называются именами сказочных героев. И дома, и в группе ребята создают мини-театр, работают с иллюстрациями, движениями, поясняя смысл прочитанного, изображая, к примеру, морские волны или ураган. Использование аудиокниг превращает процесс чтения для ребенка в захватывающее фантазийное приключение, которое постепенно становится естественной потребностью малыша.

С созданием образовательного комплекса с богатой школьной библиотекой появился дополнительный ценный источник развития маленького читателя, который можно использовать в любое удобное время. Для ребенка 4−5 лет важно потрогать книгу, изучить ее форму, разглядеть яркие картинки, а потом и самому создать свои мини-книжки. Так обеспечивается мотивация к чтению и развитие креативного потенциала. При этом обязательно устройте в школе выставку этих замечательных работ, разместите их в социальных сетях, чтобы каждый ребенок мог сказать своей маме или папе: «Вот это мое!» — и получить заслуженную похвалу.

Важно заметить, что воображение и сочинительство ребенка не сразу опираются на слово, но на конкретные предметы или действия. «Воображение как создание нового образа формируется и максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре дошкольника, когда необходимо принять «мнимую ситуацию», образ своей роли и роли сверстника, символическое значение предметов и действий». Вот почему взрослым нужно на первых порах поддерживать слово картинкой, игрушкой или инсценировкой сюжета и, наоборот, картинка или какая-либо иная иллюстрация должна быть привязана к тексту. В связи с этим в наших дошкольных группах наложено табу на мультфильмы без текстов.

Не менее важно включение уже в дошкольных группах в программу изучения иностранного языка. Эта возможность существует сегодня в системе дополнительного образования. Ребенок обогащает свою устную речь, многократно приращивая новые слова, обогащая интонации вместе с их эмоциональным содержанием. Кроме того, современные исследователи неоднократно подчеркивают тот факт, что двуязычные дети имеют ряд пре­имуществ перед сверстниками: «лучший когнитивный контроль», большую гибкость в разрешении конфликтов личностного характера и адаптивность.

Творчество

«Окна разума» — так в когнитивной психологии называют пять органов чувств, пять рецепторов восприятия окружающего мира, с помощью которых мы получаем и осваиваем информацию. Развитие этих «окон разума», сенсорной системы малышей является еще одной приоритетной задачей педагогов и родителей.

Важно при этом поддерживать первые успехи ребенка, регулярно афишируя продукты творческой деятельности детей, устраивая в группах выставки рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, творческих фантазий из лего и т. п. Постоянной практикой дошкольных групп гимназии стала организация мини-музеев детских работ со сменной экспозицией, взаимное посещение дошкольниками разных групп, во время которого сами ребята рассказывают о своем творчестве. К концу пребывания ребенка в дошкольной группе формируется солидное портфолио индивидуальных достижений малыша. Творчество включает личность воспитанника в разнообразные коммуникативные связи: с другими ребятами, с воспитателями, с родителями, с самим собой. Желание рассказать о своей работе, о своей творческой активности естественно для малыша. Важно при этом услышать каждого, а дома, в семье рассмотреть все трудности и успехи ребенка на пути к созданию творческого произведения.

Разобравшись в содержании образовательной деятельности в дошкольных группах, административная команда вместе с педагогами направляет все свои усилия на совместную работу с родителями, ведь закон «Об образовании в РФ» наделил родителя статусом участника образовательного процесса. На деле это означает, что родители делают ровно то же, что и воспитатели: читают вместе с детьми, участвуют в детских играх, сочиняют, инсценируют, рисуют, погружаются в творческий процесс.

На сегодняшний день из 178 семей наших дошкольных групп системной совместной работой охвачено 152 семьи (это 85%), остальные же семьи всячески находят различные предлоги не заниматься вместе с воспитателями развитием ребенка (загруженность на работе, восприятие педагогов дошкольных групп как единственных воспитателей и др.). Последние требуют от административных и педагогических команд дальнейших усилий по привлечению их к участию в развитии детей.

Синхронизация деятельности педагогов и родителей осуществляется в различных формах. Наиболее действенная из них — это еженедельный родительский клуб, где воспитатели и родители:

  1. Знакомятся со специальной литературой по воспитанию детей, «примеряя» лучшие практики.
  2. Совместно в дошкольных группах и дома читают рекомендуемые литературные произведения, проходя в индивидуальном порядке читательский маршрут.
  3. Вместе продумывают, какие игры, в том числе компьютерные, можно использовать для развития ребенка, какие мультфильмы с текстами смотреть, чтобы обогащать словарный запас ребят.

В каждой группе, у каждой семьи есть свой творческий маршрут, состоящий из обязательных книг для прочтения, аудиокниг, мультфильмов для просмотра, игр для погружения. В системе дополнительного образования перечень возможностей развития ребенка дополнен студиями английского языка, квилинга, ритмопластики и фитнес-аэробики.

Дети, родители и воспитатели дошкольных групп получили возможность участвовать в большинстве практик начальной школы образовательной организации: концертах, киноклубах, спортивных праздниках, фестивалях, ярмарках. Этот факт рассматривается и как дополнительные возможности самопрезентации ребенка, расширения его коммуникативных связей, и как площадка для сотворчества дошкольников и школьников. Кроме того, как инструмент саморазвития здесь работает сам факт смены социальной среды.

Тренинги, деловые игры по лего-конструированию, арт-терапии и множеству других практик, развивающих все анализаторы восприятия и ощущения ребенка, могут проводить сегодня не только воспитатели для родителей и детей, но и педагоги школы, старшеклассники, активисты команд ученического самоуправления, что значительно обогащает развивающую среду дошкольных групп. В гимназии есть и опыт проведения занятий для малышей учениками 1−2-х классов. Это развивающие занятия по математике и грамматике. В игре ребята разных возрастов общаются и взаимодействуют, одни — счастливые от самого факта доверия провести занятие для младших ребят, а другие — мотивированные к скорейшему овладению, например, счетом, чтобы преуспевать как старшие дети.

Кроме того, как инструмент внутрикорпоративного повышения квалификации используются возможности проведения урочных и внеурочных занятий для учащихся воспитателями, переноса ряда педагогических технологий, эффективно используемых до этого только в детских садах, на школьную ступень образования. И, наоборот, появилась возможность транслировать практику использования действенных педагогических технологий, например проектной или творческих мастерских, ранее широко не представленных в детском саду, но успешно применяемых в начальных классах, на работу дошкольных групп. Значительно были расширены возможности дополнительного образования, привлечения для работы в дошкольных группах квалифицированных педагогов-психологов, специалистов художественно-эстетического цикла, физического развития. Наконец, сегодня возможности вузов, в основном используемые ранее в школах, с созданием образовательных комплексов стали доступными в дошкольных группах. Так, в сетевом сообществе школ Некрасовки и Университетско-школьном кластере НИУ ВШЭ проводится 5−10 ежемесячных совместных встреч педагогов, воспитанников и родителей (это до 80 встреч в год), включая сетевые конкурсы, мастер-классы, конференции, творческие мастерские.

Таким образом, ответ на вопрос «Чему и как мы учим наших детей в дошкольных группах?» является результатом совместной деятельности воспитателей, школьных педагогов и родителей, имеющих сегодня по-настоящему широчайшие возможности и условия для реализации эффективных педагогических прак­тик.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.