Практика управления ДОУ :: Статья «Кооперация семьи и социума»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Кооперация семьи и социума»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №4 2017 г.
Рубрика материала: Из опыта работы
Авторы: Гулида Марина Анатольевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (97585 байт)
 doc  скачать → (20296 байт)


   

 

Партнерство семьи и образовательного учреждения — перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Социально-коммуникативное развитие

Семья — надежная социальная система, придающая ребенку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. Для воспитателя равно важны тесное взаимодействие с родителями, уверенно справляющимися с воспитанием своих детей, и адекватная поддержка тех родителей, которые чувствуют себя недостаточно компетентными в вопросах воспитания. Взаимодействие строится на основе регулярного диалога относительно текущей ситуации и перспектив развития ребенка, что позволяет совместно направлять и контролировать изменения. Для родителей функционируют «Мамина школа» и клуб по интересам, где специалисты помогают найти выход из проблемной ситуации, делятся своей методической копилкой и проводят круглые столы по обмену опытом. Самой распространенной формой работы являются родительские собрания. Воспитатели центра стараются проводить их в нетрадиционной форме. Еще одно направление сотрудничества — вовлечение родителей как носителей широкого социокультурного опыта в образовательную работу ДОО. Члены семей воспитанников посещают группу для того, чтобы понаблюдать за своим ребенком среди сверстников и лучше понять особенности развития, поиграть в игры, инициированные детьми, или предложить им такие, в которые сами родители играли, будучи детьми, сделать что-либо вместе с ними, рассказать о чем-либо (событие, путешествие, профессия и пр.), пригласить в гости по договоренности с педагогами и другими родителями или сопроводить группу во время экскурсии. В ДОУ стало традицией проводить встречи с интересными людьми. А кто для ребенка является самым интересным человеком? Конечно же, родители. Они с увлечением рассказывают детям о работе и отдыхе, о своих достижениях и увлечениях. Практически любое конструктивное действие родителей не только повышает самооценку их ребенка и его авторитет среди сверстников, но и благотворно сказывается на упрочении родителей в собственной родительской компетентности.

Благодаря сетевому взаимодействию горизонты образовательных возможностей постоянно расширяются, появляются новые источники и способы получения знаний, растет объем информации. У детей, уверенных в своих возможностях, есть потребность в освоении пространства как в физическом, так и в социальном и образовательных планах. Ресурсы муниципалитета предоставляют для этого разнообразные возможности: для прогулок — парк культуры и отдыха; стадион, МБУК МКДЦ и МБОУ ДОД «ДООФСЦ» (детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр) — для расширения представлений о мире, межпоколенного взаимодействия, поддержки развития способностей, опробования своих сил и возможностей, предъявления миру своих талантов.

Физическое развитие. Здоровье

Родители несут большую ответственность за сохранение и укрепление здоровья ребенка. В их компетенции, например, сделать детям необходимые прививки, провести профилактические обследования для раннего распознавания заболеваний, следить за его питанием и достаточной подвижностью.

Детский сад в силу многих обстоятельств располагает разными возможностями для удовлетворения потребностей детей в активном движении. Это и наличие отдельного спортивного зала, гимнастической площадки, футбольного поля, беговой дорожки, сенсорной комнаты, экологической тропы. При соблюдении определенных правил эти ресурсы используются совместно с социумом.

Родители являются активными участниками всех спортивных развлечений в группах, но самыми популярными стали традиционные учрежденческие мероприятия: «День здоровья», «Масленица», «День защиты детей», олимпиады (спартакиады).

Физическое развитие и укрепление здоровья является обширной задачей, требующей взаимодействия многих профессиональных и общественных групп: педиатры и врачи узких специальностей, комитет молодежи и спорта, МБОУ ДОД «ДООФСЦ». Благодаря кооперации эти и другие профессиональные ресурсы сфокусированы на профилактику и охрану здоровья ребенка.

Познавательное развитие

Познавательные ресурсы семей намного разнообразнее и шире, чем ресурсы дошкольной организации. В то же время ресурсы дошкольной организации более упорядоченны, целенаправленны, педагогически обусловлены. Объединение возможностей семей и дошкольной организации открывает для детей широкие образовательные горизонты: родители могут подсказать детям темы новостей или проблемных ситуаций для обсуждения на групповом сборе; инициировать (через своих детей или непосредственно) тему проекта, принять участие в обсуждении и планировании образовательного события, обеспечить (пополнить) ресурсы для работы и многое другое.

Учитывая родительскую и детскую инициативу, в группах разрабатываются и реализуются разнообразные творческие, познавательно-исследовательские проекты, в которых дети и родители являются непосредственными активными участниками — от обсуждения и составления плана проекта до его реализации. Реализованные проекты — «Растут ли овощи на огороде», «Хлеб всему голова», «Будь вежлив, пассажир», «Слава армии родной», «Согрей своим теплом», «Образ настоящего мужчины и настоящей женщины в сказках», «Парк будущего», «Открытка ветерану», «Мы — журналисты», «Парад на Красной площади», «Архитектурное бюро», «Домашний логопед», «Мы одной семьей живем, среду вместе создаем», «8 дней вокруг света»…

Ведущая идея заключается в том, что практически все окружение ребенка может служить развитию познавательных способностей и расширению образовательных горизонтов. Важно то, насколько взрослые (воспитатели и родители) готовы открывать мир вместе с детьми (а не вместо них).

Лучше всего проявляется заинтересованность родителей в развитии творческих и познавательных способностей ребенка в подготовке и выступлении детей на научно-практической конференции НОУ «Поиск» («Тайны света», «Мыльные пузыри», «Почему кошка точит ногти?», «Братья моего дома», «Волшебные зеркала», «Такое обычное необычное яйцо», «Облако в банке»…), а также и в направлении литературного творчества.

Речевое развитие

Общение в семье является основой языкового развития ребенка. Для педагогов важно непрерывно информировать родителей о речевом развитии ребенка, поддерживать языковую культуру семьи; активно включать семьи в образовательную работу, связанную с речевым развитием и воспитанием грамотности (мы включаем членов семьи в подготовку и проведение детских спектаклей, праздников, привлекаем родителей к изготовлению книг с детскими рассказами, сочиненными в группе или дома). Приглашение членов семей в группу, свободное общение с детьми во время игр, занятий, участие в образовательных проектах является прекрасной основой для языкового развития и приобретения навыков сотрудничества. Родители принимают участие в «Маминой школе», в клубе «Домашний логопед» и по интересам. Всю полученную информацию родители применяют на практике дома.

Важными партнерами дошкольной организации являются МБУК ЦГДБ, которая предоставляет различные услуги (консультации, составление подборок книг по определенной тематике, проведение литературных викторин и конкурсов и громкие читки, реализация проектов).

Художественно-эстетическое развитие

Вовлечение родителей в совместное решение задач художественно-эстетического развития должно начинаться с согласования идей и подходов. Намного важнее, чтобы родители ценили активность ребенка, радовались удовольствию, которое получает ребенок в познании мира, стремились принять участие в творческих проектах, происходящих в его жизни в детском саду. Родители — дизайнеры, художники, музыканты, профессионально занимающиеся вопросами культуры и искусства или имеющие творческие увлечения, являются важными партнерами в художественно-эстетическом развитии детей. Поэтому встречи с творческими — интересными людьми проходят на более эмоциональном и высоком уровне.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников стимулируем экскурсиями, направленными на ознакомление с природными и архитектурными достопримечательностями, посещением музея, выставок. Важно понимание того, что достопримечательностью могут быть не только памятники истории и культуры, но и красивое дерево или большой камень, дом или ставни на окнах, свежеокрашенный мост через реку или сама река. Эстетической ценностью является все то, что сумеют представить детям взрослые. Общение с творческими людьми — профессиональными художниками, скульпторами и музыкантами или любителями этих видов искусства, с учениками художественной, музыкальной школы — еще одна возможность получить эстетический опыт. Особое значение принадлежит сотрудничеству с художественной и музыкальной школой и регулярные контакты с ними.

Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей и социальных партнеров.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.