Практика управления ДОУ :: Статья «Стиль управления в образовательной организации»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Стиль управления в образовательной организации»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №5 2017 г.
Рубрика материала: Руководитель ДОУ
Авторы: Петрова Ирина Ивановна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (103175 байт)
 doc  скачать → (31516 байт)


   

 

Сущность работы руководителя состоит в ее эффективности. Чем бы ни занимался руководитель, от него требуется прежде всего правильное и качественное выполнение задач, которые зависят от его способностей. Но для того, чтобы стать эффективным руководителем, необходимо освоить новые правила игры. Рабочая обстановка сегодня меняется, причем с поистине беспрецедентной скоростью. Изменилась и работа руководителя. Времена, когда он выполнял роль диктатора и когда существовала четкая граница между руководителем и подчиненными, давно прошли. Командно-контрольный метод управления уже не вписывается в современную структуру. Современная схема взаимоотношений построена на партнерстве между руководителем и персоналом. Основная задача менеджмента состоит сегодня в том, чтобы брать на себя ответственность и принимать решения. Для этого руководителю необходимо прислушиваться к своей интуиции и правильно определить приоритеты, а затем активно действовать.

Успешный руководитель должен располагать полной информацией о своей организации, об услугах, людях, о конкурентах. Он должен владеть управленческими процессами и умело распоряжаться человеческими ресурсами. Быть мастером на все руки. Одинаково хорошо разбираться и в кадрах, и в бухгалтерии, и в маркетинге, и в рабочих процессах. Он должен все видеть и все слышать и постоянно совершенствоваться.

Трудно ждать высоких достижений от руководителя, если он не владеет искусством управленческого воздействия, высокой культурой делового общения. В повседневной жизни он может окружать себя теми людьми, которые ему приятны; в деловой — вынужден общаться с теми, кто ему нужен. Прекрасно, если эти два факта совпадают, но так бывает далеко не всегда. Если в личной жизни руководитель может прекратить общение с человеком, чем-то рассердившим его, то в деловом мире контакты не прерываются по принципу «не хочу — не буду». Хорошему работнику нередко прощают недостатки характера. Так почему же нужно выбрать правильный стиль управления и придерживаться его? Эта тема получила распространение уже давно, когда стала актуальной необходимость строить отношения с разными людьми, добиваясь максимальной эффективности труда.

Стиль управления, который применяет в своей работе руководитель, является составной частью, главной характеристикой эффективности руководства. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека.

Поиск собственного стиля управления

Чтобы выстроить собственный стиль управления в образовательной организации, которую возглавляю, пришлось многие годы самообразовываться. В результате я смогла определить для себя стиль, близкий мне и эффективный. Была изучена литература на тему самообразования.

Мы привыкли, что в любой организации есть руководитель. А для чего он, собственно, нужен достаточно большому количеству умных, целеустремленных, образованных людей? Да для того же, что и дирижер в оркестре:

взмахнет палочкой — все знают, когда, как и зачем играть. Есть дирижер, и зритель его не замечает. А вот его отсутствие чувствуется сразу. Хороший руководитель — тоже дирижер, который заставляет в унисон звучать коллектив совершенно разных по характеру, жизненным целям, уровню образования и культуры людей и ведет их к нужному результату.

Руководитель — это лидер, который концентрирует в своих руках власть для того, чтобы решить сложные задачи.

Управленец — это человек, который направляет работу других и при этом несет персональную ответственность за ее результаты.

Дошкольное образование можно сравнить с лестницей, на каждой ступени которой есть свой управленец. В дошкольном учреждении есть свои маленькие лестницы: разные уровни управления, разные профессиональные ниши. Воспитатель «управляет» детьми и отчасти родителями, старший воспитатель руководит воспитателями и специалистами. Но осуществлять «руководящие функции» в полном объеме воспитатель не может без помощи помощников воспитателей. В течение дня детей необходимо накормить, в помещениях должно быть чисто и тепло, а краны и трубы не должны течь. Все это обеспечивают технические работники. Так что дошкольное учреждение — это большой, сложный коллектив, который работает четко и отлаженно только при условии грамотного, профессионального руководства заведующей. Система же дошкольного образования в целом работает слаженно и эффективно только при конструктивных взаимоотношениях и взаимопонимании всех составляющих ее структур. Сегодня в связи с реформированием образования эта проблема становится особенно актуальной. Подчиненные, стоящие на нижних ступенях управленческой лестницы, с надеждой смотрят вверх в ожидании внятных ответов и решений.

Изучение коллектива

Чтобы лучше узнать своих сотрудников, в 2009 году было проведено диагностическое обследование педагогического коллектива.

Цель обследования: определение уровня социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

Количество обследуемых: 17 педагогов дошкольного учреждения.

Методы исследования:

  1. Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям.
  2. Методика изучения привлекательности работы как одного из показателей социально-психологической комфортности.
  3. Методика «Психологический портрет педагога».

В результате данного обследования был составлен психологический портрет на каждого педагога, который принял участие.

Были сделаны выводы по исследованию:

  1. Для коллектива ДОУ №?50 характерна средняя степень (ближе к высокой) благоприятности социально-психологического климата.
  2. Наиболее важными признаками привлекательности профессиональной деятельности являются профессиональный интерес к работе и взаимоотношения В коллективе.
  3. При составлении психологического портрета педагога часто встречающимися характеристиками стали следующие:
  •  близость интересов детей, их проблем;
  •  желание общаться с ребенком;
  •  признание коллег;
  •  сопереживание другим;
  •  эмоциональная стабильность;
  •  позитивное восприятие;
  •  психологическая поддержка ребенка;
  •  творческий подход в профессии;
  •  ребенок — равноправный партнер.

В результате проведенного исследования уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды можно определить как достаточно высокий.

Для диагностики корпоративной культуры в коллективе была применена методика, согласно которой можно было сделать выводы:

  1. В вашей организации все в порядке, остается только поддерживать сложившуюся корпоративную культуру и не сдавать позиций.
  2. Есть некоторые недоработки в этой области, но, скорее всего, педагоги смогут справиться своими силами.
  3. Лучше будет поручить создание корпоративной культуры в вашей организации внешним консультантам.

Итоги диагностики показали, что мнения разделились:

70% — отнеслись к первому пункту;

20% — ко второму;

10% — к третьему.

Таким образом, В результате проведенной диагностики стало возможным сделать оценку деятельности организации. На основании сбора необходимой информации об организованном функционировании, анализа этих данных и выводов для потенциальных изменений и улучшений была предусмотрена система мероприятий, удовлетворяющих необходимость организации В развитии.

Выводы как руководство к действию

  1. Воздействие руководителя на коллектив должно носить энергетически положительную окраску.
  2. Нужно все знать о сотрудниках, чтобы вовремя и точно найти самые главные слова, определяющие успех, достижения и радость, без которых жизнь сотрудников становится серой и печальной.
  3. При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы.
  4. Не создавайте себе врагов из добрых коллег, имеющих всего-навсего другую точку зрения по какому-либо вопросу.
  5. Даже если вам не по себе, делайте вид, что все хорошо. Вы поднимете настроение окружающим и улучшите свое самочувствие.
  6. В любой ситуации стремиться разрешать служебные конфликты миролюбиво.

Любой руководитель в процессе своей деятельности решает различные коммуникативные задачи: организует поиск сотрудников, разрешает многочисленные конфликтные ситуации. Он также должен уметь выслушать и понять собеседника, добиться взаимопонимания, настроить на безупречное выполнение служебных обязанностей. Задачи эти вполне выполнимы, если руководитель понимает, как необходимо совершенствовать собственные коммуникативные способности, повышать культуру общения, более эффективно взаимодействовать с людьми, формировать с ними особые взаимоотношения. Во многом они будут способствовать решению деловых вопросов, успешной работе возглавляемого им учреждения.

Хочется дополнить, что коллектив детского сада большой, все люди имеют разные манеры, психологические черты, характеры. Бывает сложно сразу понять человека, поэтому

необходимо время, чтобы к нему присмотреться. Есть люди, которые открываются сразу, некоторые требуют определенного подхода. Бывают ситуации, когда люди, работая в одном коллективе, не могут найти общий язык, не могут сработаться, и здесь помогают опыт и знания. Я стараюсь работать с людьми как индивидуально, так и группами, в которых не складываются отношения.

Так зачем руководителю необходимо найти свой стиль управления? Поведение руководства должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества управления. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия. В зависимости от специфики ситуации руководитель должен использовать преимущества того или иного стиля руководства и управления, а также уметь нейтрализовать его слабые стороны. Эффективность руководства зависит от комбинации стилей, что определяется конкретными целями, задачами и условиями профессиональной ситуации, не в последнюю очередь связана с успешной адаптацией руководителя к новым управленческим задачам и обусловлена его общими умственными способностями.

Правила внутри команды

Когда «единомыслие», или, говоря языком современного западного менеджмента, философия команды и предприятия, в целом сформировано, наступает время определить правила, по которым происходит взаимодействие внутри команды.

Это нормы принятия и реализации управленческих решений, а также принятые модели поведения. Среди них: авторитарное или коллегиальное принятие решений, постоянный контроль первого лица или делегирование полномочий, оплата труда, система вознаграждений и штрафов, принципы контроля по результатам. Часть этих правил носит официальный, декларируемый характер, другая не осознается теми, кто по ним «играет».

Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к управлению. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Но даже такая приятная и человечная теория не дает объективной оценки имеющимся фактам. Более того, даже хорошо представляя себе все вышесказанное, очень легко допустить ошибку в суждениях о людях. Поэтому руководитель должен всегда быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.

Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению по должности с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определенный стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации, на более высоком посту, где все его непосредственные подчиненные ориентированы на достижения.

Как стать успешным руководителем?

Некоторые руководители пытаются применить проверенные «добрые» приемы: подбор коллектива единомышленников или внедрение в организацию лидера-профессионала, зажигающего своим примером других. Однако «добрые» приемы на деле могут оказаться не такими уж и добрыми. Никакой лидер-профессионал не сможет подменить целую организацию, а самые преданные единомышленники всегда остаются отдельными, самостоятельно мыслящими людьми. И цели их в конечном итоге могут быть различны. Кроме того, для благополучного развития любого бизнеса необходим налаженный механизм, где каждая деталь выполняет определенную функцию. А в случае с единомышленниками распределить эти функции довольно непросто. Ведь каждый из них стремится выполнить именно ту работу, которую считает наиболее приемлемой для себя. Поневоле призадумаешься, как правильно управлять коллективом такого рода.

Иными словами, главное для начинающего руководителя — умение определить место каждого подчиненного в системе трудового механизма. Кто-то будет наиболее полезен как генератор идей, кто-то — как исполнитель рутинной работы, а кто-то — как вдохновитель, создающий в коллективе необходимую для продуктивной работы атмосферу. В целом именно в этом и заключается психология управления коллективом. Такая задача непроста, но вполне разрешима, если подбирать людей не субъективно, с позиции «нравится — не нравится», а в соответствии с поставленной задачей. Сосуществование в организации людей различных, со всевозможными вкусами и привычками — один из важнейших стимулов ее развития. Единство противоположностей всегда подразумевает прогресс.

Советов о том, как стать руководителем, достаточно много, но в основе их лежит один принцип: современному управленцу следует помнить, что организация — это объединение людей и цели ее достижимы только в случае успешного их сотрудничества. Плюс ко всему нужно научиться ценить сотрудника, даже если он тебе не нравится как человек. Сможете оставить за дверью кабинета личные предпочтения? Станете отличным руководителем. И учитесь сдерживать себя. Иногда нам очень хочется сорвать свой гнев на тех, кто от нас зависит. Накричать на одного работника, отругать другого подчиненного. Но, прежде чем это сделать, задумайтесь, что вами руководит. Недовольство выполненной работой или просто желание выпустить пар?

Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Если бы кого-то попросили назвать какой-то один — «лучший» стиль руководства, это был бы «адаптивный», или, как его еще можно назвать, стиль, ориентированный на реальность.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.