Практика управления ДОУ :: Статья «5 плюс 5: модель раннего выявления и развития детской одаренности»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «5 плюс 5: модель раннего выявления и развития детской одаренности»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №6 2017 г.
Рубрика материала: Руководитель ДОУ
Авторы: Шевелёва Варвара Никовлаевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (105753 байт)
 doc  скачать → (23966 байт)


   

 

Первая, главная педагогическая позиция коллектива детского сада опирается на миф о шмеле. По всем законам аэродинамики шмель не может летать. Он имеет слишком маленькие крылья относительно размеров и массы собственного тела, но вопреки всему шмель летает, не зная о том, что это невозможно. Подобно этому ребенок не знает, что такое «невозможно», и он может и сможет все!

Вторая позиция — кредо: нет неодаренных детей! Есть две крайние точки зрения: первая — одаренные дети встречаются крайне редко; вторая — все дети одарены. Сторонники первой точки зрения полагают, что одаренность — уникальное явление, дарованное «свыше». Вторые считают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка, если создать благоприятные условия. Из многочисленных взглядов на проблему одаренности нам ближе концепция творческой одаренности профессора Н. И. Ильичевой, которая считает, что все дети одарены от природы и что на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. Наша приоритетная задача — выстроить свою уникальную образовательную модель раннего выявления и развития одаренности у каждого ребенка, которую нужно довести до совершенства, систематически шлифовать и огранить.

Основной базой выявления талантов детей с раннего возраста являются пять «китов» образования, которые обозначил первый президент Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев:

  1. Обучение классической музыке, которая развивает многоканальное мышление, интеллект.
  2. Развитие логического мышления, памяти, способности счета в уме через игру в шахматы.
  3. Физическая культура, формирование у ребенка здорового образа жизни, полезных привычек, формирование ответственности ребенка за свое здоровье.
  4. Обучение рисунку как развитие творческого видения мира, воображения, мелкой моторики детей.
  5. Развитие речи ребенка и освоение иностранных языков в дошкольном возрасте.

Механизмы внедрения образовательных «китов» реализуется через внедрение и реализацию пяти основных проектов детского сада.

1. «Сад — среда детства». Проект направлен на обновление содержания развивающей предметно-пространственной среды и инфраструктуры. Созданы центры одаренности. Особенностью центров является всеобщий охват детей, массовость, доступность.

  • Центр музыки реализует проект «Музыка для всех». Все дети поют в детском хоре, в каждой группе есть свой хор со своим репертуаром, также общедетсадовский хор с другим репертуаром. Все воспитанники играют на музыкальных инструментах, в каждой группе есть инструментальный ансамбль. 60 детей из 84 имеют свои индивидуальные блок-флейты. Создан ансамбль флейтистов. Каждый день в режимных моментах все прослушивают классическую музыку, во время занятий, дневного сна. Координатор — музыкальный руководитель.
  • Шахматный центр является опорной площадкой для реализации проекта Малой академии наук РС (Я) «Шахматы — детям».

     

    Все группы оснащены всем необходимым оборудованием. Шахматам обучаются с трех лет. Все шесть воспитателей прошли авторские курсы И. Г. Сухина «Шахматы — детям». 68 семей приобрели домой шахматы. Три раза в неделю (понедельник, вторник, четверг) проводятся занятия, турниры, олимпиады по шахматам. Координаторы — воспитатели.

  • Спортивный центр призван обеспечить физическую активность, формировать здоровый образ жизни, профилактику и оздоровление. Помимо трехчасовой недельной нагрузки по физическому воспитанию проводятся секции национальных игр и занятия по лыжному спорту. Координатор — инструктор по физической культуре.
  • Художественный центр реализует проект «Рисуем все». Проект внедряется в рамках образовательной области «Художественное творчество» и работы изостудии. Глобальная цель — развить воображение, творчество, раскрыть возможности творца. Особо способным детям даются основы академической живописи. Формы работы: выставки, коллективные художественные проекты, пленэр. Координатор — педагог дополнительного образования по изоискусству.
  • Языковой центр работает каждый вторник. В этот день все занятия, взаимодействия должны вестись на английском языке. Педагоги и родители стараются в этом направлении дойти до совершенства. Каждая группа имеет цель поставить инсценировку, выучить стихи и песни на русском и английском языке. Лучшие номера представляются на утренниках и главном гала-концерте.

Изучив методику, начали работу по раннему обучению чтению. К нашему удивлению, все дети подготовительной группы с легкостью стали читать. Координаторы — воспитатели, педагог дополнительного образования по английскому языку. В каждой группе функционируют центры развивающей активности, которые являются мощными опорными центрами для выявления способностей детей. Они предоставляют ребенку возможность самостоятельно делать выбор. В центрах имеется достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры: центр конструирования, центр науки, центр книги, центр природы, патриотический центр, центр театра и драматизации, центр сюжетно-ролевых игр, математический центр.

2. «Архитектор сада детства». Проект направлен на формирование воспитателя нового поколения и расширение его профессиональных ролей. Выявить в раннем возрасте скрытые задатки и способности могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки.

Задачи:

  • повышение уровня профессионализма через активное внедрение современных педагогических технологий в учебно-методическую деятельность воспитателя;
  • повышение проектной и исследовательской культуры воспитателей, направленной на организацию педагогических исследований и научно обоснованных обоб­щений собственного опыта.

Структура

Повышение профессионализма воспитателей предусматривает:

— курсовую подготовку и стажировку учителей в лучших ДОУ России и других стран (Казахстан, Китай, Корея, Финляндия) с целью изучения опыта и освоения новых технологий обучения и воспитания;

— обучение в аспирантуре и соискательство;

— повышение информационной культуры педагогов;

— овладение всеми педагогами технологией развития способности действовать в уме с использованием шахматного материала на основе авторской методики И. Г. Сухина;

— овладение иностранным языком как средством общения.

Организация научно-методической деятельности воспитателей через:

— обеспечение научного руководства отдела дошкольного образования Малой академии наук РС (Я);

— формирование у дошкольников и педагогов представления об исследовательском обу­чении как ведущем способе учебной деятельности;

— совершенствование образовательной программы д. п.н. А. И. Савенкова «Я — исследователь», ориентированной на содействие развитию у детей познавательных потребностей, способностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности;

— освоение образовательной технологии мониторинга диагностики одаренности О. Г. Волкова.

Распространение передового педагогического опыта на основе:

— проведения воспитателями авторских курсов повышения квалификации для педагогов ДОУ улуса и республики;

— участия воспитателей в республиканских, российских и международных конкурсах, олимпиадах, педагогических чтениях и конференциях;

— организации ежегодного конкурса дидактических разработок, методических пособий воспитателей с дальнейшим прохождением экспертного совета по авторству.

Реализация творческих способностей воспитателей (в рамках системы дополнительного образования).

3. «Сад талантов». Проект направлен на создание условий для раннего выявления задатков и способностей, таланта каждого ребенка и разработку системы индивидуального педагогического сопровождения.

Мы предоставляем для наших детей 10 студий:

  • «Лего-робототехника», где дети учатся конструировать механизмы и роботов, даются азы программирования;
  • «Занимательная логика» призвана углубленно развить математические способности, решать олимпиадные задачи;
  • «Моя первая научная лаборатория» выявляет исследовательские способности дошкольников через экспериментирование и опыты. Итогом работы данной студии должно быть «Шоу маленького профессора» в конце учебного года. Также дети работают над исследовательскими проектами и выступают на конкурсе «Я — исследователь»;
  • «Вокал», где любят заниматься дети с вокальными данными;
  • изостудию выбирают дети, которые имеют художественный вкус и талант к рисованию;
  • театральная студия развивает актерские задатки, творчество, художественное слово;
  • фольклорная студия «Дэгэрэн» способствует выявлению и развитию артистизма, речи детей посредством устного народного творчества;
  • студия «Мультяшки» направлена на развитие мелкой моторики через пластилинографию, творчество, речь;
  • «Волшебный квадрат» — студия оригами, которая развивает конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус, мелкую моторику;
  • секция «Национальные виды спорта», которая включает такие виды спорта, как национальные прыжки, перетягивание палки «мастардыhыы», способствующие развитию ловкости, выносливости, смекалки.

Студийный день — среда. Каждый ребенок в этот день выбирает две студии, которые проводятся после дневного сна. Студии разновозрастные и занятия в них проводятся в форме «вертушки» по помещениям здания. По итогам работы педагоги отмечают в своих дневниках явно выраженный интерес того или иного ребенка в его студии, какие способности он проявил. По итогам месяца проводятся заседания педагогов по дальнейшему индивидуальному развитию детей, содействию проявлениям таланта ребенка в конкурсах, олимпиадах. Даются рекомендации родителям по взаимодействию, развитию способностей ребенка. Некоторые дети каждый раз меняют выбор, другие остаются в выбранных студиях долго.

4. «Здоровый сад». Проект направлен на сохранение и развитие физического, психического и нравственного здоровья посредством соответствующей организации учебно-воспитательного процесса и использования здо­ровьеразвивающих технологий. Сбережение здоровья детей и всех сотрудников — основной принцип построения образовательной среды детского сада, который исходит из понимания того, что здоровье — это ценность в перспективе индивидуальных достижений личности. Формирование у детей культуры здорового образа жизни реализуется через решение следующих задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • организация полноценного питания;
  • комплексное использование технологий здоровьесбережения;
  • предупреждение травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к переутомлению.

Оздоровительное и профилактическое сопровождение состоит из:

  • диагностических мероприятий;
  • фитотерапии;
  • дыхательной гимнастики;
  • общеукрепляющих упражнений;
  • пальчиковой гимнастики;
  • бодрящей гимнастики после сна;
  • водной процедуры ног до сна;
  • физкультурных пауз (физкультминутки);
  • подвижной прогулки;
  • профилактики миопии (тренажеры в группах);
  • профилактики ОРЗ и гриппа;
  • реминерализации молочных зубов в сотрудничестве с детской стоматологической поликлиникой;
  • рационального питания.

5. «Открытый сад». Проект направлен на развитие партнерства с родителями, другими социумами. Никто не знает ребенка лучше, чем родители и члены его семьи. В раннем возрасте (до трех лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится в основном на них. Тесное сотрудничество с родителями по выявлению и развитию одаренности ведется через:

  • «Клуб будущей матери» — клуб матерей, которые состоят на учете по беременности. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в перинатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через девять месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию. Мы приглашаем будущих матерей и просвещаем, информируем, проводим беседы, презентации. Можно смело сказать, что мы занимаемся с нашими будущими потенциальными воспитанниками с перинатального возраста. Клуб работает один раз в месяц.
  • «Школу молодой матери» — это клуб родителей детей 0−3 лет, которые стоят в очереди в наш сад. Мы приглашаем их два раза в месяц и даем рекомендации, методики, советы по раннему развитию детей. Предлагаем всем родителям читать книгу М. Ибука «После трех уже поздно». Контролируем их деятельность через социальную сеть Instagram по хештегу #школамолодойматеричапаево. Один раз в два месяца приглашаем их с детьми. Воспитатели проводят занятия по музыке, рисованию, лепке.
  • Совет родителей, который является органом самоуправления в детском саду, с их помощью ведется совместная целенаправленная работа по выявлению и развитию одаренности детей.
  • Проект «Портфолио семьи», в котором семьи собирают достижения (грамоты, благодарности, статьи, фотографии, произведения и т. д.) всех представителей близкой родни ребенка. Это портфолио ценно тем, что помогает выявить те или иные способности, которые были у близких родственников ребенка.
  • Работу по образовательной технологии И. И. Комаровой, О. Г. Волкова и О. Н. Степановой «Журнал сопровождения детской одаренности».

На основании анализа обнаруженных задатков педагог совместно с родителями составляет с учетом мотивации и склонностей ребенка индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. По итогам полугодия детей, которые бы не проявили себя ни в каком из направлений одаренности, не бывает.

Для индивидуальных занятий с особо способными к музыке, математике, шахматам, языкам детьми привлекли специалистов внешних учреждений.

Например, по классу фортепиано, по классу скрипки в Детской школе искусств, с тренером по шахматам, с учителем.

Работая в таком режиме один год, мы добились ощутимых результатов на различных конкурсах.

Таким образом, главными факторами эффективной работы по раннему выявлению и развитию детской одаренности считаем: массовость, выборность, роль родителей, преемственность, только потом индивидуальный подход к ребенку. Работая с пониманием сути воспитания — «каждый ребенок одаренный», развивая потенциальный талант каждого ребенка с самого раннего возраста, мы получим через 10−20 лет высокоэффективных, успешных в жизни людей — будущее России!

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.