Практика управления ДОУ :: Статья «Пять типов мотивации, или Как поддержать интерес к обучению»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Пять типов мотивации, или Как поддержать интерес к обучению»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №6 2017 г.
Рубрика материала: Школа управления
Авторы: Витковский Анатолий Петрович

Файлы материала:
 pdf  скачать → (102505 байт)
 doc  скачать → (23632 байт)


   

 

А вы знаете проектировщиков в своей организации?

Начнем с того, что различие в источниках мотивации проявляется уже в детсадовском возрасте. Если понаблюдать за детьми, которые играют в кубики, можно увидеть, что разным ребятам в игре интересны разные вещи. Одному ребенку может быть интересно, что на кубиках есть разные буквы и цифры. И он не просто строит что-то из кубиков, а одновременно узнает новые знаки.

Другому интересно сделать сделать так, чтобы из рассыпавшихся кубиков вдруг появилась башенка и он увидел этот продукт собственный деятельности.

Третий играет в кубики, потому что ему интересно что-то делать в группе, а если бы он был один, просто отодвинул бы эти кубики.

Четвертому важно, что еще вчера он не мог собрать эту башню, а сегодня может.

Пятому нравится, что он составляет из кубиков такие вещи, которые никто из его товарищей по игре не способен соорудить…

Казалось бы, все дети заняты одним и тем же, а внутренние мотивы у них разные. Подобная картина наблюдается и в других видах дея­тельности, в том числе в процессе обучения.

Обобщив наблюдения за разными побудительными мотивами, психологи центра «Точка ПСИ» (Центр психологического сопровождения образования, г. Москва (http://tochkapsy.ru)) выделили пять основных типов мотивации.

1. Исследователь

Помните строчку из стихотворения: «Ужасно интересно все то, что неизвестно»? Это про исследователей. В основе их мотивации — желание понять, как устроен мир, — это и есть та самая пресловутая познавательная мотивация. Непознанные явления, белые пятна науки заставляют исследователей собирать новую информацию, думать, развиваться. Интерес исследователя может зажечь фраза учителя, что «этого никто еще не смог достичь» или «это так сложно, что об этом до сих пор еще спорят и нет однозначной точки зрения».

2. Проектировщик

Этими людьми движет интерес к практической реализации. Главный вопрос для них: как применить эти знания на практике? Если проектировщик не видит возможности практической реализации знаний, ему становится скучно. Проектировщик живет сегодняшним днем, ему важно сейчас знать, для чего нужно то или иное знание. Отнесение результата на дальнее будущее (мол, вырастешь — поймешь) — не проходит. Знание само по себе не имеет для проектировщика ценности. Обучаться впрок ему неинтересно. Знание становится важным, когда есть конкретная цель.

3. Призер

Для призера важно показать свои возможности, впечатлить других, быть первым и чтобы его первенство видели и признавали другие люди. Ведущая потребность призера — потребность в самоутверждении. Если в организации есть четкая система оценивания и призер может выстроить свою деятельность таким образом, чтобы повысить свой статус, ему будет интересно обучаться.

4. Активист

Это человек, который ориентирован на других. Ему становится интересно, когда он видит, что его деятельность делает лучше жизнь окружающих людей. Самое главное для него — взаимодействие с другими людьми, вклад в других людей. Активисту нравится что-то делать для кого-то сообща, увлекая других своим примером.

5. Испытатель

Для испытателя знания — инструмент проверки себя и изменения себя. Ему хочется испытать себя «на слабо»: а смогу ли я? Испытатель включается в процесс обучения, когда отношения педагога с ним выстраиваются по принципу проверки: «А сможешь ли ты за короткий срок выучить этот материал?», «А сможешь ли ты победить на олимпиаде?».

Ресурсы и риски

Предлагаем познакомиться с опросником, который помогает понять, какой тип мотивации преобладает у конкретного человека.

Предлагаемый опросник представляет собой набор вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

После ответов на вопросы производится подсчет баллов путем суммирования всех положительных ответов в строках, обозначенных определенным шифром. Так, строки, отмеченные буквой «А», символизируют проявленность мотивации активиста, буквы «Пр» — призера, «Ип» — испытателя, «П» — проектировщика, «Ил» — исследователя.

Вы просто подсчитываете соответствующие баллы и заносите в таблицу в нижней части анкеты. Та мотивация, которая наберет больше всего баллов, и является ведущей для конкретного человека. Но это необязательно один тип мотивации. Бывает и так, что у человека сильно выражены два и более доминирующих мотива.

Обратите внимание, что результаты анкетирования не следует воспринимать как диагностику в буквальном смысле. Это, скорее, информация для осмысления и корректировки своего взаимодействия с учеником.

При этом стоит подумать не только о том, что может усилить и снизить мотивацию, но и какие дефициты желательно компенсировать.

Например, у испытателей важно развивать ответственность за свою жизнь, прививать им уважение к правилам безопасности. А также учить доводить дело до конца, так как у людей с мотивацией такого типа это не всегда получается (после того как человек удостоверится в том, что «я это знаю, я это могу», ему становится неинтересно).

У призеров следует развивать интерес к другим людям, эмпатию, самокритику. Если не уделять внимания этим вещам, есть риск, что призер превратится в заядлого карьериста, для которого важен успех любой ценой.

И последний момент, на котором хотелось бы сделать акцент. В работе с мотивацией следует учитывать, что ребенок развивается и со временем мотивация может меняться.

Анкета

Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Каждый раз можно выбрать только один вариант ответа: «да» или «нет». Пожалуйста, не пропускайте вопросы. Работа займет 8−10 минут вашего времени. Спасибо!

Вопросы Вариант ответа Вариант ответа Шифр
1 Тебе нравится получать похвалу за хорошо сделанную работу? Да Нет А
2 Ты любишь бывать в большой, оживленной компании? Да Нет А
3 Ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе? Да Нет А
4 Часто бывает, что трудности в процессе работы выбивают тебя из колеи? Да Нет А
5 Часто случается, что из-за неудачи ты оставляешь работу незаконченной? Да Нет А, П
6 Тебе нравится выполнять разные сложные общественные поручения? Да Нет А
7 Ты стремишься быть в компании на первых ролях? Да Нет А
8 Можно ли сказать, что тебе легко общаться с людьми? Да Нет А, Ил
9 Тебе нравится быть лучше, чем другие, в какой-либо учебной ситуации? Да Нет Пр
10 Как ты считаешь, при желании ты всегда сможешь получить хорошую оценку? Да Нет Пр
11 Тебе важно, чтобы другие люди признавали твои успехи и способности? Да Нет Пр
12 Можно ли сказать, что трудности в работе тебя, как правило, не пугают? Да Нет Пр
13 Ты способен в случае неудачи быстро настроиться и продолжать работу? Да Нет Пр, Ил
14 Как ты считаешь, можно ли поручить тебе ответственное задание? Да Нет Пр
15 Ты переживаешь, когда учитель ставит тебе в дневник плохую отметку? Да Нет Пр
16 Можно ли про тебя сказать, что тебе больше нравится выполнять работу одному, чем вместе с другими? Да Нет Пр
17 Можешь ли ты взяться за трудное дело только для того, чтобы доказать, что справишься с ним? Да Нет Ил
18 Можно ли про тебя сказать, что ты стараешься как можно быстрее исправить то, что у тебя не получилось? Да Нет Ип
19 В случае неудачи тебе важно как можно быстрее разобраться в ее причинах? Да Нет Ип
20 Любишь ли ты делать что-то трудное на спор? Да Нет Ип
21 Тебе нравится браться за необычные, трудные задания? Да Нет Ип
22 Согласен ли ты с тем, что не ко всем порученным делам нужно относиться одинаково ответственно? Да Нет Ип
23 Для тебя важно, чтобы в споре победила твоя позиция, чтобы все получилось по-твоему? Да Нет Ип
24 Бывает, что тебе интересно попробовать себя в деятельности, с которой ты никогда не сталкивался раньше? Да Нет Ип
25 Считаешь ли ты, что самое важное в обучении — это понимать, как применить полученные знания на практике? Да Нет П
26 Можно ли сказать, что для тебя не имеет большого значения, как другие оценят твою работу? Да Нет П
27 Могут ли трудности в работе заставить тебя переживать, расстраиваться? Да Нет П
28 Можно ли про тебя сказать, что тебе не нравятся задания, в которых нет четкой логики, структуры? Да Нет П
29 Важно ли тебе, чтобы результат твоей работы был важен и полезен еще кому-то кроме тебя? Да Нет П
30 Можно ли про тебя сказать, что тебе не очень важно быть на виду, проявлять инициативу, влиять на мнение других людей? Да Нет П, Ил
31 Можно ли сказать, что, начиная работу, ты обычно имеешь четкое представление, какого результата хочешь достичь? Да Нет П
32 Стараешься ли ты всегда разобраться в причинах своих ошибок? Да Нет Ил
33 Можно ли про тебя сказать, что ты человек, которому очень важно докопаться до сути? Да Нет Ил
34 Можно ли сказать, что тебе несвойственно отступать и отказываться от работы только потому, что в ней возникли сложности? Да Нет Ил
35 Согласен ли ты, что самое интересное в учебе — это открытие новых знаний? Да Нет Ил
36 В ситуации, когда высказываются разные точки зрения, стараешься ли ты найти общее в них? Да Нет Ил

 

Подсчет баллов

Подсчитайте количество ответов «да» для каждой буквы. Обратите внимание на то, что некоторые вопросы относятся не к одному, а к двум шифрам.

А
(Активист)
Пр
(Призер)
Ип
(Испытатель)
П
(Проектировщик)
Ил
(Исследователь)
         

 

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.