Практика управления ДОУ :: Статья «Технология «Дальтон-план» как средство реализации образовательной программы»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Технология «Дальтон-план» как средство реализации образовательной программы»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №6 2017 г.
Рубрика материала: Из опыта работы
Авторы: Кудрявцева Ольга Петровна, Одноконная Ирина Сергеевна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (107342 байт)
 doc  скачать → (24015 байт)


   

 

В 1920 г. в городе Дальтон (США) молодая учительница Хелен Паркхерст организовала школу на основе идей Монтессори. Она стала привлекать ребят к организации учения, собирать их в кружок и договариваться, что они будут делать в течение недели. Учебным пространством постепенно становился не только класс, в котором были уничтожены прежние стройные ряды парт. Теперь заниматься можно было и в коридоре, потому что туда перекочевала часть школьной библиотеки, или за общим столом, где умещались сразу несколько ребят, работающих над общей проблемой. Школа стала образом жизни, в котором и ребенок, и взрослый совместно выстраивали свои образы личности и мира.

«Ребенку, — пишет Паркхерст, — должна быть предоставлена полная свобода без перерывов заниматься каким бы то ни было предметом, который его захватил».

Педагогический коллектив детского сада адаптировал и внедрил в работу вариант использования данной технологии для детей дошкольного возраста в детском саду.

«Дальтон-план» основан на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом гуманизма. В этом суть философии дальтон-технологии.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: может охватывать ряд образовательных областей.

Философская основа: прагматическая.

Прагматичность — это умение планировать и реализовывать выбранную жизненную стратегию, умение абстрагироваться от ненужных мелочей и действовать по плану. Весьма полезное свойство для тех, кто привык добиваться поставленных целей.

Методологический подход: практико-ориентированный.

Практико-ориентированный подход — это вид познавательно-исследовательской деятельности, преимущественной целью которой является формирование у дошкольников умений и навыков практической работы, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике. Еще одно свойство практико-ориентированного подхода детско-взрослого взаимодействия связано с его формами и средствами осуществления. Дошкольники должны осваивать какую-то определенную деятельность не по рассказам педагога, а непосредственно включаясь в ее простейшие формы.

Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: деятельностная.

В дошкольных учреждениях следует использовать приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться.

Преобладающие методы: продуктивные.

Преобладающие средства: практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный, демократический.

Концептуальные положения

— Свобода, самостоятельность и сотрудничество.

— «Каждому ребенку дается та свобода, которая ему по плечу».

— Выбор темпа выполнения задания самим воспитанником.

— Индивидуальный план как форма самоуправления.

— Принцип самоконтроля, рефлексии.

Принцип свободы

Свобода — это право выбора ребенком задания из любой образовательной области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие), партнера, темпа, способа работы. Задания определяются содержанием образовательной программы детского сада с учетом тематического планирования (например, если тема недели «В мире цветов», то задания содержат данную тематику: рисуем цветы, считаем цветы и т. д.). При этом ребенок осуществляет самостоятельное выполнение заданий, самоконтроль, взаимоконтроль. После чего каждый воспитанник индивидуально представляет выполненное задание педагогу. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Принцип самостоятельности

Самостоятельность — это выбор воспитанником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития (самостоятельность выполнения действий, принятия решения и ответственности за этот выбор).

Принцип сотрудничества

Сотрудничество — это выбор формы образовательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Каждый ребенок имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к сверстникам, родителям, воспитателю, младшему воспитателю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность детям учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам (ответственность).

На наш взгляд, данная технология не противоречит требованиям ФГОС ДО, а принципы способствуют достижению следующих целевых ориентиров.

 

Принципы технологии «Дальтон-план» Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
1 Принцип свободы Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены
2 Принцип самостоятельности Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
3 Принцип сотрудничества Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

Особенности организации образовательного процесса

В понедельник и вторник задается тема недели, в рамках которой проводится организованная образовательная деятельность по познавательному и речевому развитию (дети получают новые знания).

Занятия физической культурой, плаванием и музыкой проходят в соответствии с расписанием. На выполнение заданий с использованием дальтон-технологии в первой половине дня (в среду, четверг и пятницу) отводится специальное время, а остальное время предоставляется детям для самостоятельной игровой деятельности. При желании в любое время ребенок может продолжить выполнение обязательных заданий.

В среду утром с воспитанниками, начиная с младшей группы, занятия начинаются с общего собрания (круга), где обсуждаются вопросы организации деятельности воспитанников. Воспитатель представляет детям задания, которые им предстоит выполнить самостоятельно до конца недели (Приложение 1).

Задания направлены на развитие и закрепление полученных навыков по разделам: «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с предметным окружением, с социальным миром, с миром природы», «Развитие речи», «Лепка, аппликация, рисование». Воспитанникам дается возможность познакомиться с поставленной перед ними задачей во всем объеме.

На магнитной доске детьми самостоятельно ведется учет, они самостоятельно планируют, совершают выбор и осуществляют образовательную деятельность, выбирая одно из предложенных заданий. Свой выбор каждый ребенок обозначает цветным магнитом. После выполнения выбранного задания ребенок показывает его воспитателю и красным магнитом обозначает его выполнение. Далее совмест­но со взрослым обсуждает и вырабатывает дальнейшую стратегию своих действий. Продолжит ли он выбор и выполнение оставшихся заданий или до конца дня займется игровой деятельностью, ребенок решает сам. Педагоги ведут карты учета продвижения воспитанников в овладении материалом (Приложение 2).

Таким образом, решение образовательных задач осуществляется посредством организации самостоятельной деятельности воспитанников, при этом дети могут свободно сотрудничать друг с другом, обращаться за помощью к взрослым (включая родителей).

Воспитатель позволяет погружаться в тему так глубоко, как этого хочет ребенок. Ребенок учится ставить цели, выступать с инициативой, творчески мыслить и действовать, распределять обязанности и работать в группе. Научение разным способам ее поиска — одна из важных частей дальтон-технологии.

Объем материала варьируется воспитателями в зависимости от способностей и возможностей ребенка. Более сильные дошкольники успевают проработать дополнительный материал.

«Темп, собственный темп работы, — утверждает Паркхерст, — важнейший компонент ее успешности. Пока ребенку не предоставляется возможность воспринимать знания его собственным темпом, он никогда ничего не изучит основательно».

Воспитатель стимулирует познавательный интерес детей, помогает им и организует процесс познания, формирует социальные навыки (к примеру, способность разрешать конфликтные ситуации), создавая в группе атмосферу доверия, доброжелательности и активности. Дошкольники учатся планировать свою деятельность на более длительный срок, определять темпы своей работы и формы необходимой помощи со стороны взрослого или более опытных товарищей.

При реализации образовательного процесса, основанного на «Дальтон-плане», воспитатель становится для ребенка партнером, помощником, консультантом, осуществляя личностно ориентированный подход к каждому воспитаннику группы, осуществляет педагогическое наблюдение.

Использование данной технологии является актуальным и современным средством реализации образовательной программы детского сада. Позволяет по-новому планировать и организовывать образовательный процесс. Является хорошим способом поддержки детской инициативы и самостоятельности, установления партнерских взаимоотношений с родителями.

Приложение 1

Планирование образовательного процесса

 

(с использованием элементов педагогической технологии «Дальтон-план» в 1-й подготовительной к школе группе)

Воспитатели:

Тема недели: «Осенняя пора» (с 1 по 8 сентября)
Разделы образовательных областей Задание Необходимые инструменты, материалы, пособия
Развитие речи Придумывание загадки Игрушки, предметные картинки
Развитие речи Составление рассказа об осени по графическому плану.
«Подбери слова-действия» (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц). «Близкие слова» (закреплять умение детей подбирать синонимы к словам)
Графический план.
Различные картинки с изображением осени
Развитие речи

Звуковой анализ слов: осень, ветер, дождь.

Подбери слова к схемам

Картинки с изображением осени, ветра и дождя.
Карточки со схемами звукового анализа слова, фишки (красные, синие, зеленые), карандаши цветные, фломастеры
Формирование элементарных математических представлений Решение примеров, задачи.
Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур
Простые карандаши, карточки с задачами и примерами. Счетные палочки
Ознакомление с окружающим миром «Что бывает осенью?» — выбери правильный ответ. Найди и подчеркни правильный ответ Листы с картинками «Верно — неверно»
Рисование «Осенние мотивы» Листы для рисования (А4, А3, А1), гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, ластики, восковые мелки
Лепка «Осеннее дерево» Пластилин, глина, стеки, дощечки, салфетки
Аппликация «Осенние картины» Цветная бумага, самоклеящаяся бумага, цветной и белый картон, пластилин, ножницы, кисти, клей, клей-карандаш

 

Приложение 2

Учетная карта (продвижения воспитанника в овладении материалом).

 

Тема «Осенняя пора» (с 1 по 8 сентября)

Ф.И. ребенка Развитие речи ФЭМП Ознакомление с окружающим Лепка Аппликация Рисование Примечания
Аня Б. + + - + + + Задание по «Ознакомлению с окружающим» выполнила частично, забрала доделывать домой (до понедельника)
Индивидуальная работа Закреплять умение подбирать синонимы к словам - - Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями - - -

 

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.