Практика управления ДОУ :: Статья «Картина под названием «Человек»»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Картина под названием «Человек»»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №7 2017 г.
Рубрика материала: Зарубежная практика
Авторы: Никонов Владимир Дмитриевич

Файлы материала:
 pdf  скачать → (121160 байт)
 doc  скачать → (31912 байт)


   

 

Антон в возрасте шести с половиной лет поступил во второй класс английской спецшколы в сентябре, проучился полгода. В учении был довольно успешен. Научился понимать общественную значимость пятерок и четверок, а однажды на ухо деду поведал: «Получил двойку». За что? Забыл выполнить одно из домашних заданий.

В конце января вместе с родителями выехал в Германию. Срок командировки отца — два года. Как быть с учением Антона? Фирма, на которой предстояло работать отцу, успокоила: будет учиться в международной школе. Обучение на английском языке, так как русских школ нет. Представляете волнение любящего деда? Нет, меня не пугал уровень его развития. Беспокоило другое: новая школа — новая культура, все дети из разных стран, преподавание на английском языке, которым он, по сути, не владел, русский — он один.

Из коротких писем внука, полученных с оказией, узнаю: «Я учусь в международной школе, там почти нет письменных заданий, там почти только игра». «В школе был карнавал, я был в костюме шерифа. Было очень весело». «Школой очень доволен». Очевидно, для него это много, но как мало для меня!

И вот в конце марта получил аттестационный лист Антона за подписью двух учителей, видимо, классного воспитателя и основного учителя. Прочитал. И, может быть, впервые в жизни, за сорок с лишним лет работы в сис­теме образования я с ужасом подумал о том, что в наших школах существует один-единственный документ, определяющий лицо школьника, — дневник. Но какой же он, по сути, безликий и по-бюрократически бездушный. Классный руководитель железной рукой проставляет за своей подписью полученные за неделю оценки от 2 до 5. И все! А вот другой документ. Не сочтите за труд, внимательно прочитайте. Сравните.

Международная школа Франкфурта

Имя ученика: Антон

Класс: первый

Учитель:

Воспитатель:

Навыки Уровень развития
Навыки слушания  
Слушает внимательно Начальный
Следует за изложением Начальный
Проявляет интерес, когда ему читают вслух в группе Начальный
Навыки говорения  
С готовностью откликается Начальный
Старается повторять за учителем Начальный
Старается использовать английский словарный запас Начальный
Правильно использует артикли Навыка еще нет
Правильно использует предлоги Навыка еще нет
Общается Начальный
Произношение Начальный
Рабочие навыки  
Сосредоточен на задании Развивающийся
Выполняет задание Развивающийся
Не беспокоит других Развивающийся
Сотрудничает Развивающийся
Работает с уверенностью в собственных силах Развивающийся

Несмотря на то что Антон только начал посещать школу, он хорошо прогрессирует. Он очень старается сконцентрироваться и понять все, что ему говорят.

Говорение и слушание  
Говорит ясно Начальный
Говорит законченными предложениями Начальный
Говорит с выражением Начальный
Может рассказывать истории, в том числе из своего опыта, при этом последователен Начальный
Антон делает большие успехи в обучении разговорному английскому языку  
Чтение  
Демонстрирует интерес Развитый
Знает основные звуки Начинающий
Знает транскрипцию Начинающий

Антон в состоянии читать простые книги. Это помогает ему понимать английский язык и расширяет его словарный запас.

Почерк  
Держит карандаш правильно Развитый
Правильно пишет буквы Развитый
Делает пропуски Развитый
Правильно пишет большие и маленькие буквы Развивающийся
У Антона очень аккуратный почерк  
Творческое письмо  

Сочинения показывают наличие воображения и фантазии

Развивающийся
Может выстроить, организовать и описать события Развивающийся
Применяет фонетические знания Развивающийся
Использует свой словарь и внешний Развивающийся
Работает над правописанием Развивающийся

Может редактировать собственную работу

Развивающийся
Математика  
Понимает соотношения Развитый
Пишет цифры правильно Развитый
Понимает арифметические концепции Развитый
Понимает дроби Развитый
Хорошо ухватывает новые концепции Развитый
Решает качественные задачи Начальный
Работает с адекватной скоростью Развитый
Сортирует и классифицирует Развивающийся
Интерпретирует данные Развивающийся
Антон превосходно понимает математические концепции  
Социальное развитие  
Уверен в собственных силах Развивающийся
Сотрудничает Развивающийся
Работает независимо Развивающийся
Работает в парах Развивающийся
Демонстрирует игровое поведение Развивающийся
Признает школьные правила Развивающийся
Готов делиться Развивающийся
Уважает окружающих Развивающийся

Антон начинает приобретать друзей и получает удовольствие от компании товарищей по классу.

Рабочие навыки  
Может слушать других Развивающийся
Следует за содержанием Развивающийся
Сосредотачивается на задании Развивающийся
Выполняет задание Развитый
Уважает чужую собственность Развитый
Аккуратен с дидактическими материалами Развитый
Готов попробовать новое задание Развитый
Уверен в своих возможностях Развивающийся
Задает вопросы на прояснение Развивающийся
Не беспокоит окружающих Развивающийся
Организован Развитый
Гуманитарные и социальные предметы  
Есть интерес Развивающийся
Понимает идеи Развивающийся
Участвует в дискуссии Развивающийся

Применяет усвоенные идеи при выполнении работы

Развитый
Демонстрирует мыслительные навыки Развитый
Задает актуальные вопросы Развивающийся

Антон с удовольствием участвует в классных обсуждениях.

Общие комментарии

Антон удачно вошел в новую школу. Он быстро схватывает, и ему нравится участвовать в школьной деятельности. Сначала ему было трудно понять школьную рутину и правила, но он быстро адаптировался.

Искусство

Получает удовольствие и приобретает уверенность.

Музыка

С удовольствием участвует.

Физическое развитие

Получает удовольствие и приобретает уверенность.

* * *

Надеюсь, читатель поймет, почему мне захотелось предложить этот документ для пуб­ликации в журнале. Поверьте, никогда я еще не испытывал такого удовлетворения не от успехов внука, нет (он для меня всегда будет самым, самым…), а от деятельности педагогов, сумевших за полтора месяца с помощью, казалось бы, формальной бумаги нарисовать картину под названием «Человек». Как после этого я могу не верить этим людям?

А вот еще одно послание, полученное из школы во Франкфурте спустя несколько месяцев, летом, после окончания учебного года. Думается, и оно заслуживает внимания.

Общий отчет за учебный год

Уважаемые родители!

Настоящий документ является общим отчетом за учебный год. В нем отражаются итоги года в целом, а отчеты, полученные вами в ноябре и марте, носят лишь справочный характер. Каждому из предметов, изучавшихся вашим ребенком, посвящен отдельный раздел.

Не забывайте, пожалуйста, что наша учебная программа строится на основании самых современных идей и с учетом результатов самых последних исследований в области начального образования.

При составлении учебной программы мы исходили из необходимости поддерживать приемлемое соотношение между пониманием и поиском смысла, приобретением важнейших навыков и аккумуляцией знаний, утверждением правильных социальных ориентиров. Достижение подобной сбалансированности является задачей не только учителей, ведущих занятия в классах, но и всей команды школьных сотрудников — преподавателей и администраторов, совместно совершенствующих практику преподавания и стремящихся к единству взглядов на проблему обучения.

В нашей учебной программе мы выделяем пять главных элементов.

Концепции: общие, всеохватывающие идеи, значимость которых выходит далеко за рамки каких-то отдельных учебных дисциплин и к осмыслению которых учащимся придется возвращаться снова и снова.

Навыки: способность усвоить и применить на практике знания, иногда — в пределах одного учебного предмета, часто — безотносительно к дисциплине. Владение навыками придает учащимся уверенности и углубляет образование.

Знания: содержательные сведения, представляющие собой контекст, в котором осмысляются концепции и осваиваются навыки. Кроме всего прочего, для учащегося знания представляют самостоятельную ценность.

Мировоззрение: основополагающие ценности учащегося, убеждения и чувства, испытываемые им в отношении учебы, социальной среды, самого себя и окружающих людей.

Действия: более глубокое усвоение материала через большую ответственность в подходе к обучению, демонстрация на практике прочих важных элементов поведения.

Образование детей в нашей школе строится в соответствии с их возрастом, склонностями и способностями. Настоящий отчет составлен таким образом, чтобы продемонстрировать, насколько хорошо удается вашему ребенку реализовывать цели, которые ставит перед ним школа. Мы поощряем стремление каждого ребенка к индивидуальному успеху и уверены в том, что настоящий отчет позволит вам составить представление о его достижениях на этом поприще. Если у вас возникнут вопросы по содержанию отчета, пожалуйста, без всяких колебаний адресуйте их либо воспитателю, либо тому специалисту, чья подпись стоит под заинтересовавшим вас разделом отчета.

Искренне ваш ___________ (подпись)

Социальное становление и индивидуальные склонности к учебе

Наряду с осмыслением концепций, аккумулированием знаний и овладением навыками мы стремимся сформировать у учеников взгляды и представления, соответствующие идеалам нашей школы. К таковым следует отнести: целостность личности, уважение, стремление к совершенствованию, готовность идти на риск, терпимость, энтузиазм, заинтересованность, гибкость, любознательность, признательность.

Навыки. Социальное становление Уровень развития
Демонстрация самооценки Развивающийся
Сотрудничество Развивающийся
Независимость в работе Развивающийся
Работа в сотрудничестве со сверстниками Развивающийся
Адекватность поведения на игровой площадке Развивающийся
Адаптация к школе Развивающийся
Готовность идти на контакт Развивающийся
Уважение к окружающим Развивающийся

Антон очень хорошо перенес переход в новую школу, в среду нового языка и культурных традиций.

Индивидуальные склонности к учебе  
Умение слушать Развивающийся
Способность следить за развитием чужой мысли Развивающийся
Усидчивость Развитый
Способность доводить решение задачи до конца Развитый
Уважительное отношение к чужой собственности Развитый
Уважительное отношение к материальным ценностям Развитый
Стремление взяться за новые задачи Развитый
Уверенность в своих способностях Развивающийся
Умение задавать уточняющие вопросы Развивающийся
Умение не мешать окружающим Развивающийся
Организованность Развитый

Поставленные задачи Антон решает быстро и точно. Он становится увереннее в себе и привыкает просить о дополнительной помощи в тех случаях, когда чувствует, что его собственных сил для выполнения задания недостаточно. Ему труднее проявить усидчивость, если у него есть свобода выбора — чем заняться после того, как задание будет выполнено.

Моторные навыки и чистописание  
Правильно держит карандаш Развитый
Правильно выписывает буквы Развивающийся
Использует интервалы Развитый
Правильно применяет прописные и заглавные буквы Развивающийся

У Антона аккуратный, разборчивый почерк.

Владение иностранным языком

Изучение английского языка включает в себя развитие устной речи, восприятия на слух, чтения и письма. Под письмом понимается передача смысла с помощью символов, букв и слов.

Умение слушать и говорить  
Умение говорить разборчиво Развивающийся
Умение говорить законченными фразами Развивающийся
Умение связно и бегло излагать свои мысли Развивающийся
Умение пересказать услышанное Развивающийся

Речь Антона становится все более беглой. Это отчетливо заметно в ходе проведения внутриклассных диспутов и обсуждений новостей, в которых он принимает активное участие.

Чтение  
Заинтересованность Развитый
Понимание Развивающийся
Узнавание первых звуков Развивающийся
Умение составлять комбинации из произносимых букв Развивающийся
Умение понимать контекст Развивающийся
Умение распознавать гласные Развивающийся

Антон быстро пополняет свой словарный запас и все лучше понимает английскую речь.

Письменная речь  
Умение выразить чувства и проявить воображение Развивающийся
Умение систематизировать и изложить события в надлежащей последовательности Развивающийся
Знание фонетики Развивающийся
Использование собственного словарного запаса Развивающийся
Правописание Развивающийся
Готовность к редактированию собственных письменных работ Развивающийся

Антон способен эффективно использовать письменную речь. Он добился успехов в изучении временных конструкций, других грамматических структур.

Антон овладел английским языком в степени, достаточной для того, чтобы поддерживать общение с преподавателями и одноклассниками на простейшем уровне. Ему удалось достичь впечатляющего прогресса в изучении алфавита, чтении и правописании. Он бегло читает, даже если не совсем понимает прочитанное. Большинство из наиболее часто употребляемых в школьной среде слов он уже усвоил и пытается изъясняться законченными фразами. Оказание помощи в изучении языка будет продолжено и в следующем учебном году.

Гуманитарные науки и науки об обществе

В программу преподавания гуманитарных наук входят: география, история и обществоведение. В прошедшем учебному году мы изу­чали следующие темы: «Все обо мне, моей семье, моей школе, нашем коллективе», «Фестивали и День Объединенных Наций», «Глобус и географические карты». «Родина и дом (в прошлом и в настоящем)».

Заинтересованность Развитый
Понимание концепций Развивающийся
Участие в обсуждении Развивающийся
Умение оперировать собственными идеями Развитый
Способность рассуждать Развитый
Умение формулировать вопросы по существу Развивающийся

Антон принимал активное участие в клас­сной работе и на высоком уровне провел несколько презентаций с использованием графических образов.

Науки

В рамках этого раздела программы изу­чались: живая природа, материальный мир, планета Земля, строение человеческого тела. В прошедшем учебном году мы рассмотрели следующие темы: «Изменения» (времена года и погода), «Воспроизводство» (растения, семена, деревья, фрукты и овощи), «Биологические цепочки» (лягушки, цыплята, мелкие животные), а также «Хищные птицы», «Жизнь животных зимой», «Солнечная система» (Солнце, Земля и Луна).

Проявление любознательности в познании окружающего мира Развитый
Склонность к обмену впечатлениями Развивающийся
Формулирование вопросов по существу дела Развивающийся
Понимание концепции и ключевых положений Развивающийся
Умение рассуждать Развитый

Антон продемонстрировал в высшей степени конструктивный подход к изучению наук. Он очень наблюдателен. Наши внутриклас­сные обсуждения доставляли ему огромное удовольствие.

Математика

В программу по математике входило изучение чисел, измерений, формы и пространства, а также формирование навыков решения математических задач.

Понимание однозначного соответствия Развитый
Правильное написание цифр Развитый
Понимание числовых концепций Развитый
Понимание подобия Развитый
Усвоение новых концепций Развитый
Умение решать задачи, сформулированные на словах Развивающийся
Умение работать с адекватной быстротой Развитый
Сортировка и классификация Развитый
Интерпретация данных, представленных в графическом виде Развивающийся

Антон глубоко понимает математические концепции. Работает быстро и точно.

Изящные искусства и физическая подготовка

Изобразительное искусство

В программу преподавания изобразительных искусств входят: конструирование, рисование, изготовление коллажей, лепка из глины. Поощряется свобода самовыражения и критические суждения. Детей учат понимать «язык искусства».

Антону нравится посещать занятия по изо­бразительному искусству. С энтузиазмом он берется за работу в любой из учебных областей.

Музыкальное образование

Музыкальное образование состоит из следующих компонентов: постановка речи, развитие чувства ритма, движение, пение и игра на музыкальных инструментах. Ученики первых классов работают совместно над сочинением собственных музыкальных произведений и делают первые шаги в исследовании мира звуков. По мере прохождения учебного курса перед учениками могут открываться возможности участия в регулярных музыкальных концертах, проводимых по пятницам, а также в ежегодных зимней и весенней программах.

Антон добился впечатляющего прогресса в истекшем учебном году. Со скидкой на имевшиеся у него на начальном этапе трудности с английским языком можно сказать, что он очень активно включился в общую работу и в целом оказал благотворное влияние на весь класс. Следует отметить его развивающиеся вокальные данные и хорошее чувство ритма. Мне понравилось работать с Антоном.

Физкультурная подготовка

Обучение танцам, гимнастика и подвижные игры одновременно доставляют детям удовольствие, развивают творческое мышление и обеспечивают эффективное физическое развитие.

Антон преуспел в физкультурной подготовке. Он прилагал настойчивые усилия к овладению каждым из видов физических упражнений и проявил себя полным энтузиазма и открытым для сотрудничества членом коллектива. Отличные результаты он продемонстрировал в прошедшем у нас недавно танцевальном смот­ре. Отличная работа, Антон.

Навыки восприятия на слух  
Слушает внимательно и вдумчиво Уверенно
Следит за изложением Уверенно
Проявляет интерес к зачитываемому материалу Уверенно
Навыки устной речи  
Готовность отвечать Развивающийся
Попытки повторять за учителем Развивающийся
Попытки использовать словарный запас английского языка Развивающийся
Правильное использование артиклей Навыка еще нет
Правильное использование предлогов Навыка еще нет
Коммуникативные навыки Развивающийся
Произношение Начальный
Индивидуальные склонности к учебе  
Усидчивость Уверенно
Умение доводить дело до конца Уверенно
Умение не мешать окружающим Уверенно
Склонность к сотрудничеству Развивающийся
Уверенность в работе Развивающийся

Общие замечания

За короткое время, которое Антон провел среди нас, ему удалось добиться весьма ощутимого прогресса как в учебе, так и в социальной адаптации. Ему нравится находиться в компании других детей, и нам приятно наблюдать со стороны за тем, как он включается в общие игры на игровой площадке и принимает участие в проведении внутриклассных мероприятий, требующих совместной работы учеников.

(Подпись)

* * *

Вот такой педагогический документ. Судите сами, насколько он эффективен, да и сами решайте: возможно ли использовать что-либо подобное в вашей образовательной организации.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.