Практика управления ДОУ :: Статья «Реформаторская «истерия» в образовании»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Реформаторская «истерия» в образовании»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №7 2017 г.
Рубрика материала: Образовательная политика
Авторы: Косарева Алина Вадимовна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (93687 байт)
 doc  скачать → (18794 байт)


   

 

В XXI веке резко возросла скорость изменений, что требует совершенно других качеств от образования. Сегодня происходит отход от условий, при которых были разработаны нынешние системы образования — формируется новая образовательная среда. В эту среду не всегда легко встраиваются предшествующие материалы и методики, и, напротив, в ней появляются другие потенциалы.

Однако успех образования зависит от правильно поставленных целей не только со стороны общества, но и государства.

Недавно наше внимание привлекла статья писателя, просветителя, основателя университета Serendipity Alex Krol о трендах в образовании, которые должны обеспечить будущее.

Основными трендами, которые должны обеспечить прорыв в образовании, по мнению автора, являются:

  • обучение — главная повседневная активность в будущем;
  • становление пожизненного обучения;
  • преобладание проектного обучения над традиционным;
  • изменение моделей масштабирования образования (замена массового «коробочного» обучения индивидуальным);
  • смена технологий.

Материал достаточно интересный, но каким образом данные тренды соотносятся с современными целями образования?

Статья стала обсуждаемой среди пользователей социальных сетей. Например, Татьяна Самарская считает, что обучение не может стать главной повседневной активностью. Если все, включая педагогов, будут тратить основное время на обучение, то кто тогда будет учить?

Под данной статьей оставил справедливый комментарий пользователь Dima Malenko. Он считает, что это интересный прогноз, но «любопытно было бы взглянуть на эти тренды с точки зрения выдвигаемых требований к сис­теме образования». Каждое развитие, по мнению пользователя, должно обеспечиваться решением конкретных задач.

А профессор Забайкальского университета Владислав Екинцев отмечает, что все идет к воплощению данных трендов в образовании. Однако беда в том, что нет адекватных оценок и альтернатив данным направлениям.

Таким образом, современные методы и цели образования, несмотря на массу инновационных технологий, не решают основной задачи — качественного обучения.

Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования, не является новой. Об этом говорит в своей авторской колонке «Как развалить сис­тему образования: диверсионная программа» кандидат биологических наук Дмитрий Борисович Сандаков. Он обозначил семь основных пунктов, которые могут способствовать разрушению образования:

  • снижение творческой мотивации педагогов (заниженная заработная плата педагога подрывает престиж данной профессии в обществе);
  • подрыв авторитета педагога;
  • бюрократизация учебного процесса;
  • либерализация учебного процесса (свободное посещение, процедура оставления на второй год и др.);
  • разрушение интеллектуальной атмосферы (процесс поступления в образовательные учреждения);
  • подбор руководящих кадров (несоответствие занимаемой должности);
  • маскировка (создание в СМИ «шума» касательно модернизации и инновации системы образования).

Как мы видим, многие из пунктов применимы и к нашей системе образования. Глядя на некоторые результаты, можно заметить, что слово «реформируют» очень подозрительно похоже на слово «деформируют».

Долгое время советская система образования считалась одной из самых лучших в мире. Но после целого ряда проведенных реформ ситуация существенно поменялась.

Государство пытается связать дошкольное образование с начальным, а занятия в выпускных классах школы приблизить к университетскому образованию. Насколько же действенны такие меры? Вопрос открытый…

Но вот директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что «многие трансформации не находят общественной поддержки из-за того, что новшества внедряются в неподготовленную среду, инновации не всегда созвучны представлениям и ожиданиям людей».

Эксперт отмечает и положительные сдвиги в системе образования. По мнению Ирины Всеволодовны, происходит улучшение сис­темы вознаграждения кадров в большинстве российских образовательных учреждений, а также обеспечивается прозрачность при распределении средств в образовательных организациях.

В чем же теперь цель образования? Какие знания она может дать, когда от информации уже труднее защититься, чем ее получить?

Волнующим остается социальный и материальный статус педагога.

Например, историк Юрий Степанов пишет, что «нищета и бесправие — понятия, точнее всего определяющие положение преподавателя в современной России». Юрий говорит об излишней бюрократизации образования (бумажная волокита, казенщина, отчеты и пр.).

Таким образом, главным условием для функционирования системы образования является лишь содержание в порядке отчетной документации, а не обучение детей.

Чтобы достичь хоть каких-то эффективных изменений, следует снизить бюрократический контроль, включающий в себя огромную нагрузку на педагогов в виде отчетов и других документов.

Можно заметить, что в системе образования наметился огромный разрыв между теорией и практикой. Образовательные учреждения практически никак не связаны с рынком труда. Поэтому наиболее эффективным способом решения данной проблемы может послужить сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. Но такое слияние возможно исключительно при поддержке государства.

В последнее время Россия находится в поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствуют многочисленные реформы. Но все попытки внести изменения пока тщетны. Они не решают проблемы современного образования, а лишь меняют их характер.

Как видно из нашего обзора, тема является актуальной. Реформирование образования — наиболее острая проблема сегодня, так как в ней участвуют практически все слои общества.

Так нужны ли нам реформы?

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.