Практика управления ДОУ :: Статья «Управление слухами»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Управление слухами»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №7 2017 г.
Рубрика материала: Школа управления
Авторы: Акчурина Елена Владимировна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (277144 байт)
 doc  скачать → (162326 байт)


   

 

В современной науке механизмы зарождения и распространения слухов в жизни человека изучаются с точки зрения как психологии, так и социологии. Психологическую науку интересует место, которое занимают слухи в индивидуальных потребностях человека. А социология интересуется ролью слухов в больших и малых социальных группах.

Любой слух является динамическим явлением. При каждом его приеме-передаче он подвергается различным трансформациям и перестраивается в соответствии с потребностями, привычками, интересами и чувствами воспринимающего человека. При этом в слухе выделяется главная тема, а детали сглаживаются или, наоборот, заостряются в зависимости от необходимости.

Сглаживание деталей проявляется в том, что исходная информация слуха постепенно становится все короче при его передаче. В основном это происходит за счет постепенного исчезновения деталей, представляющихся несущественными для данной группы людей. Но особенно интересные для распространителя слуха сведения при этом остаются неизменными.

Заострение деталей заключается в увеличении и расширении масштабов именно тех деталей, которые, наоборот, представляются важными или весьма существенными для данной группы, а также для драматизации сопровождающих информацию эмоций. Различают две разновидности заострения:

  • отбор, связанный с исчезновением излишней информации;
  • усиление, т. е. преобладание необходимой информации для выражения сути слуха.

Передача слуха во многом отражает переживания и особенности мировоззрения его распространителей. Это может проявиться в переименовании персонажей и объектов слуха, их значительном изменении. Однако содержание слуха всегда приспосабливается к доминирующей в коллективе обстановке, ее особенностям и общему эмоциональному фону.

Помимо сглаживания и заострения трансформация слуха может иметь форму приспособления, при котором происходит приближение фабулы слуха к психологическим и культурным особенностям воспринимающей его аудитории. Кроме того, в преобразовании слуха могут иметь место и более сложные трансформации, связанные, например, с усложнением его структуры.

Таким образом, значительное изменение слуха может быть обусловлено:

  • основной темой, ведущей идеей повествования;
  • подходящим продолжением, заполнением речевых пробелов до связного повествования;
  • сгущением красок, т. е. комбинированием отдельных деталей для облегчения их запоминания и воспроизведения;
  • ожиданиями, привычными представлениями, сложившимися стереотипами восприятия действительности;
  • языковыми привычками, т. е. усвоенными выражениями-шаблонами, упрощающими описание события;
  • личными интересами и предпочтениями распространителей слухов;
  • предрассудками, эмоционально насыщенными «очевидными» мнениями и предвзятыми суждениями об объекте слуха.

Все это может привести к значительному отклонению содержания слуха от его исходного варианта или лежащего в его основе реального события. Более того, содержание слуха вообще может не иметь ничего общего с реальной действительностью.

Следовательно, чтобы проверить информацию, разные люди требуют разный объем доказательств и гарантий достоверности. И если вы смогли их предоставить, то запущенный слух будет увеличиваться как снежный ком, потому что вместе с сохранением и обострением его прежних деталей будет происходить постоянное возрастание всевозможных дополнений, обусловленных жизненным опытом «передатчиков».

В свою очередь, слух исчезнет, когда исчезнет причина его появления или когда он дойдет до тех, кто не считает его значимым или воспринимает его в качестве нелепых россказней. Психологи выяснили, что затухание слуха происходит через 10−15 дней.

Сопутствующими факторами распространения слухов являются факторы личностного статуса и эмоционального баланса.

Фактор личностного статуса выражается в том, что, сообщая интересную информацию, человек привлекает к себе внимание окружающих людей и демонстрирует им свою близость к предмету общего интереса. Таким образом, он, например, поддерживает свой статус неформального лидера, подтверждая и даже повышая свою значимость в группе.

Фактор эмоционального баланса выражается в том, что циркулирующий слух способен временно урегулировать (понизить или повысить) эмоциональное напряжение в группе.

Психологическими механизмами преобразования слухов являются: импликация, кредитация и драматизация (рис. 1).

Рисунок 1. Психологические механизмы преобразования слухов

Импликацией называют связывание двух событий друг с другом. При этом одно из событий обосновывает другое при помощи логической формулы: «Если… то…». То есть применительно к слухам импликация — это процесс внесения новых деталей с целью заполнения смысловых пустот, реконструкции причин, обстоятельств и последствий обсуждаемого события. Таким образом, выдвигаемые кем-либо предположения становятся не­обоснованными утверждениями, выдаваемыми распространителями слухов за факты.

Кредитацией называют изменения, уточнения и дополнения, обусловленные стремлением обосновать достоверность слуха. К ним относятся не только итоги проверки достоверности информации, но и попытки убедить в первую очередь себя, а затем и окружающих людей в правдивости преподносимой им информации без проведения критического анализа сведений, сопоставления различных мнений и обращения к обладающим реальной, правдивой информацией людям.

Способы кредитации:

— ссылки на официальные и достоверные источники;

— конкретизация подробностей, свидетельствующая о доскональном знании произошедшего события;

— персонификация виновных лиц, свидетельствующая о том, что приписываемое им деяние действительно произошло;

— «добрые» советы, повышающие правдоподобие сообщения с помощью усиления переживания личной вовлеченности в обсуждаемое событие.

Драматизацией считается повышение эмоциональной тревожности людей, обсуждающих данный слух. Прежде всего это происходит за счет всевозможных преувеличений передаваемых сведений и внесения таких эмоционально насыщенных подробностей событий, что человек никак не сможет остаться к ним равнодушным. А самое простое — вызвать у людей чувство тревоги за свое будущее.

Выделяют следующие факторы нарушения объективной достоверности слухов (рис. 2).

 

Рисунок 2. Факторы нарушения объективной достоверности слухов

Влияние эмоциональных переживаний (например, тревожность или страх) при попытке понять и интерпретировать происходящее событие может привести к существенным искажениям информации.

Проявление психологической защиты выражается в искажении реальности происходящего события и обеспечивает временное снятие тревоги.

К особенностям менталитета распространителей относится мировоззрение, сформированное принадлежностью к определенной социальной группе, а также наличие определенных культурных и религиозных представлений.

Упрощение информации происходит взамен детального анализа содержания слуха. Человек опирается на такие аргументы, как «я от многих это слышал»; «об этом рассказывал очевидец событий»; «об этом говорили по телеви­зору».

Недостаточная компетентность распространителей выражается не в уровне образованности человека и не в развитии интеллекта, а в отсутствии или недостаточности необходимых специальных знаний по данному вопросу.

Специфика мотивов передачи информации говорит о том, зачем конкретно этому человеку нужно распространение этого конкретного слуха, т. е. о мотивации.

Внутригрупповое влияние имеет место при рискованности принимаемых решений и эффекте взаимовнушаемости. В этом случае в группе увеличивается общая тревожность, что также способствует искажению слуха.

Нарушение коммуникации связано с вмеша­тельством внешних сил, которые целенаправленно используют ложные сведения и препятствуют работе коммуникативной сети.

Каким бы ни был канал распространения слухов — речевой или информационно-коммуникационный, выделяют следующие роли носителей слухов (рис. 3).

Рисунок 3. Роли носителей слухов

Основной задачей вестника является передача сообщения группе. Например, у некоторых руководителей есть свой слухмейкер. Его задачей является создание и распространение необходимых руководителю слухов.

Интерпретатор пытается поместить новость в социальный контекст, а также оценить ее в ракурсе прошлых событий и возможных последствий. Именно он снабжает слух деталями, обеспечивающими субъективную полноту воспринимаемой людьми информации.

Скептик постоянно сомневается в правдивости предоставленной информации. Однако при этом он, так же как и остальные, склонен опираться на искаженную информацию и делать необоснованные выводы.

Сторонник, напротив, убежден в достоверности информации. Его основная задача заключается в наполнении слуха деталями, способствующими восстановлению впечатления о соответствии слуха действительности.

Принимающий решение определяет возможность использования предоставленной информации в будущем.

Однако при распространении любого слуха кроме его явных приверженцев существуют еще и закулисные выгодоприобретатели, которые в силу каких-либо причин способствуют передаче информации, не будучи уверенными в ее правдивости. А еще существуют соглашатели, которые буквально озабочены влиянием на окружающих их людей, и развлекающиеся, которые считают обсуждение слухов легкомысленным развлечением. И конечно же, к этой «веселой компании» относятся пассивные передатчики.

Вам как руководителю образовательной организации, наверное, хорошо известно, что слухи являются источником информации об общественном мнении в педагогическом коллективе, настроении ваших педагогов и их отношении к администрации учреждения. Роль такого источника информации нельзя недооценивать, потому что анализ «гуляющих по умам» в педагогическом коллективе слухов существенно дополняет общую информационную картину, складывающуюся на основе традиционных методов получения информации. Ведь, согласитесь, ваши подчиненные далеко не всегда готовы откровенно делиться с вами собственным мнением и не так уж часто открыто выражают свое настроение и отношение к происходящим в педагогическом коллективе событиям.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, насколько разными по своему содержанию бывают слухи? Психологи выделяют следующие типы слухов: желание, пугало, агрессия, нелепость, сенсация.

Слух-желание отражает мечты и стремления человека или, наоборот, его разочарование из-за несбывшегося желания.

Слух-пугало используется для создания страха и тревоги людей. Он способствует возникновению неуверенности в социальной группе.

Слух-агрессия — это продолжение слуха-пугала. В его основе лежит сообщение, призывающее к активному сопротивлению и отмщению кому-то. Такой слух возникает в накале противоречий. Чаще всего он связан с социальным конфликтом.

Слух-нелепость может быть как желанным, так и пугающим. Главное в нем — это очевидная нелепость описываемого события.

Слух-сенсация вызывает всеобщий интерес своей необычностью. Он поражает воображение людей и пробуждает в них любопытство, не имеющее при этом личной значимости.

Но одно дело для руководителя организации управлять «своими» выстраданными и запущенными в коллектив слухами, и совсем другое — борьба со сторонними, во многом более вредными, чем полезными, слухами. А ведь приходится заниматься и этим! Так вот, усвойте главное: любой слух легче предупредить, чем пресечь! А для этого необходимо провести целый ряд профилактических мероприятий.

Алгоритм работы со слухами

Шаг 1. Необходимо провести прогнозирование потенциальных и изучение процессуальных и эмоциональных составляющих распространения слухов. Для этого постарайтесь как можно точнее ответить на следующие вопросы:

Среди каких групп распространяются слухи?

Каковы виды и содержание слухов?

Какие чувства людей отражают слухи?

Шаг 2. Необходимо сделать своему педагогическому коллективу «прививку от слухов». Для этого вычисляем наиболее вероятные объекты-мишени воздействия и предоставляем коллективу первоначальную малую порцию информации о событии. Наблюдаем «переваривание» ее людьми и способствуем выработке ими определенной позиции в принятии или непринятии предлагаемой информации с последующим предъявлением им основного массива.

Шаг 3. Постарайтесь как можно скорее завоевать и постоянно поддерживать доверие своего педагогического коллектива за счет использования психологических механизмов.

Шаг 4. Постоянно работайте над обеспечением доступности вашему педагогическому коллективу всей необходимой информации. При этом учтите, что в некоторых коллективах давно сложились и много лет существуют специальные «линии слухов».

Шаг 5. Постоянно работайте над поддержанием эффективного руководства своим педагогическим коллективом, повышением своего личного непререкаемого авторитета руководителя.

Для пресечения распространения слухов можно использовать специальные технологии, направленные на снижение заразительности, распространяемости и живучести слухов. К таким технологиям относятся: игнорирование, опровержение, частичное признание, косвенное воздействие, запрет.

Неправдоподобный слух можно просто проигнорировать. Такой способ базируется на том, что слухи иссякнут сами собой, если на них просто не обращать внимания.

Опровержение слуха связано с открытым отрицанием его содержания. Но здесь, как говорится, палка о двух концах. Ведь опровержение может дать обратный результат. Оно же само косвенно распространяет слух! Поэтому, прежде чем использовать этот способ, необходимо выяснить, сколько человек уже «в курсе событий», и узнать их мнение по этому поводу. И только затем принять решение, чего будет больше в опровержении: вреда или пользы.

Частичное признание слуха необходимо для пресечения его дальнейшего распространения и обрастания подробностями. С точки зрения управления слухами частичное признание позволяет придать слуху именно ту трактовку, которая удобна управленцу.

Косвенное воздействие, или так называемая фланговая атака, также связано с управлением слухами. Оно позволяет передавать противоположную значимую информацию под различными предлогами. При этом информация об источнике слуха, конечно же, не упоминается.

Запрет на распространение слухов также является одним из способов пресечения слухов. Руководитель может использовать этот авторитарный метод под угрозой наказания за распространение слухов.

В целом слухи являются хорошим индикатором социальных настроений и отношения людей к различным событиям. Их учет и анализ значительно помогут вам спрогнозировать процессы, происходящие в коллективе, и держать руку на пульсе настроений ваших подчиненных. И одновременно с этим гуляющие слухи являются для вас способом формирования настроений и мнений педагогов. Таким образом, оперирование слухами является для вас как руководителя дополнительным инструментом влияния на педагогический коллектив.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.