ѕрактика управлени€ ƒќ” :: —тать€ Ђ»нтерактивное развитие речиї
 

Ћогин или email

ѕароль

 
 
 

–егистраци€   Ќапомнить пароль

 

 

 

 

Ќачало / јрхив номеров

ћатериал Ђ»нтерактивное развитие речиї

 

ќпубликовано: ѕрактика управлени€ ƒќ”, є1 2018 г.
–убрика материала: »з опыта работы
јвторы: ћаракаева —ветлана ≈вгеньевна

‘айлы материала:
 pdf  скачать → (227807 байт)

ƒополнительные файлы:
¬ чем отличие традиционной формы от интерактивной?.jpg


   

 

¬ чем смысл и значение интерактива?

‘едеральные государственные образовательные стандарты и система российского образовани€ на современном этапе развити€ общества став€т перед педагогом р€д новых задач: не только воспитать физически и психологически здоровую личность, но и сформировать личность думающую, интеллектуально развитую, имеющую способность решать сложнейшие жизненно важные задачи. ¬оспитать грамотную, образованную личность компетентного профессионала, мастера своего дела — вот к чему должен стремитьс€ педагог.

ѕедагогическа€ действительность еже­дневно доказывает, что процесс обучени€ проходит эффективнее, если ученик про€вл€ет познавательную активность, то есть положительно относитс€ к учебе, самосто€тельно стремитс€ к познанию, достигает значимого результата. ѕедагогическа€ практика исследует разные пути активизации познавательной де€тельности: разнообразие форм, методов, средств обучени€. ќдним из таких методов в последнее врем€ прин€то считать интерактивный.

—амо пон€тие интерактивного обучени€ в образовании не €вл€етс€ новым дл€ теории и практики обучени€, но целостна€ теори€ интерактивного обучени€, тем более в отношении высшего профессионального педагогического образовани€, до сих пор не выстроена.

ќтвеча€ на вопрос, что представл€ет собой интерактивное обучение, мы можем сказать, что интерактивность означает способность взаимодействовать или находитьс€ в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). —ледовательно, интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществл€етс€ взаимодействие, это один из вариантов коммуникативных технологий, обучение с хорошо организованной обратной св€зью субъектов и объектов, с двусторонним обменом информацией между ними, это специальна€ форма организации познавательной де€тельности, котора€ имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. —уть интерактивного обучени€ состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиес€ оказываютс€ вовлеченными в процесс познани€, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

ѕо определению педагогического энциклопедического словар€ под редакцией Ѕ. ћ. Ѕим-Ѕада, интерактивное обучение — это обучение, построенное на взаимодействии учащегос€ с учебным окружением, учебной средой, котора€ служит областью осваиваемого опыта. ”чащийс€ становитс€ полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познани€. ѕедагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самосто€тельному поиску.

 аковы цели?

— активизаци€ индивидуальных умственных процессов обучающихс€;

— возбуждение внутреннего диалога у обучающихс€;

— обеспечение понимани€ информации, €вл€ющейс€ предметом обмена;

— индивидуализаци€ педагогического воздействи€;

— вывод обучающегос€ на позицию субъекта обучени€;

— достижение двусторонней св€зи (обмена информацией) обучающего и обучающегос€.

¬ дошкольном образовательном учреждении внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействи€ с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые став€т современные ‘√ќ— ƒќ.

“аким образом, интерактивные педагогические технологии можно уже использовать с дошкольного возраста, так как суть такой работы, ее задачи и целевые ориентиры остаютс€ теми же, что и в школе, в профессиональном образовании:

— способствовать формированию индивидуальной интеллектуальной активности каждого ребенка;

— развивать межличностные отношени€;

— формировать комфортные услови€ дл€ самообразовани€, саморазвити€ личности каждого воспитанника.

 акие необходимы услови€?

»нтерактивный метод обучени€ помогает:

  • развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ребенка;
  • учить детей самосто€тельно добывать знани€;
  • развивать интерес к предмету, активизировать процесс развити€ у воспитанников;
  • формировать коммуникативные навыки, учебно-информационные и учебно-организационные умени€.

»нтерактивное обучение — это специальна€ форма организации познавательной де€тельности. ÷ель такой де€тельности — создание комфортных условий обучени€, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состо€тельность, что делает продуктивным сам процесс обучени€.

»нтерактивное обучение относ€т к активным методам обучени€, при которых по€вл€етс€ возможность подчинить процесс обучени€ управл€ющему воздействию педагога, обеспечить включение в активную учебную работу учеников, установить непрерывный контроль над процессом усвоени€ учебного материала, а также реализовать учебные, производственные и исследовательские функции.

“акой подход к обучению способствует успешному формированию у обучающихс€ комплекса положительных деловых качеств (способность быстро адаптироватьс€ в группе, умение устанавливать личные контакты, обмениватьс€ информацией и формировать необходимые точки зрени€, работать и самосто€тельно, и в команде, умение анализировать и оценивать свои действи€, способность выдвигать и формулировать идеи, предложени€ и проекты; способность €сно и убедительно излагать мысли и др.), вли€ет на развитие у учащихс€ потребности в самообучении, самоусовершенствовании, то есть в научно организованной самосто€тельной работе, котора€ помогает управл€ть ситуацией, исключать возникновение неуправл€емых €влений, рисковых ситуаций.

ћетоды позвол€ют также эффективно в процессе обучени€ осуществл€ть воспитательный процесс: формировать качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры, обеспечивать развитие у обучающихс€ так называемых м€гких или универсальных навыков.

¬ дошкольном образовательном учреждении така€ технологи€ обучени€ решает те же задачи, что и в школе. ¬оспитанников так же объедин€ют в пары или группы, так же став€т перед реб€тами задачу (например, составить сказку по-новому, обсудить ее, внести идеи и предложени€), так же помогают решить проблему, высказать собственное мнение, выслушать собеседника и прин€ть правильное решение.

¬ чем отличие от традиций?

ѕроблемы современного образовани€ способствуют все большему противопоставлению интерактивного обучени€ традиционному. —равнива€ традиционные и интерактивные формы обучени€, можно выделить основное отличие: первые обращаютс€ только к интеллекту ученика, а вторые затрагивают личность обучаемого целиком — его мысли, чувства, знани€, интерес и стремление к игре. ќбучение с помощью интерактивных форм сопровождаетс€ «присвоением знаний».

»нтерактивное обучение основано на пр€мом взаимодействии обучаемых с учебным окружением, на собственном опыте участников. “радиционное обучение основано на положении педагога в качестве субъекта, а учащегос€ — объекта педагогического процесса. ¬ концепции интерактивного обучени€ это положение замен€етс€ представлением об учащемс€ как о субъекте своей учебной де€тельности. √овор€ другими словами, по сравнению с традиционным в интерактивном обучении мен€етс€ взаимодействие педагога и учащегос€: активность педагога уступает место активности учащегос€, а задачей педагога становитс€ создание условий дл€ их инициативы. ѕедагог отказываетс€ от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себ€ учебную информацию, и выполн€ет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

«адача педагога в интерактивном обучении заключаетс€ в направлении де€тельности обучающихс€. ќн разрабатывает план зан€ти€ как совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми обучающийс€ изучает материал. ѕринципиальное отличие интерактивных заданий от обычных в том, что в ходе их выполнени€ обучающийс€ получает стимул к внутреннему переживанию. ƒруга€ отличительна€ особенность интерактивного обучени€ состоит в том, что в ходе него не только и не столько закрепл€етс€ уже изученный материал, сколько изучаетс€ новый.

¬ чем противоречие традици€м?

— ћежду мотивацией и стимул€цией учени€: стимул€ци€ в традиционном обучении превосходит мотивацию, преподаватели жалуютс€, что обучающиес€ не хот€т учитьс€, а обучающиес€ — на скуку, однообразие, непосильность учебы;

— между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательным видами учебной де€тельности: пассивна€ созерцательность в традиционном обучении занимает большую часть зан€ти€, например когда преподаватель объ€сн€ет новый материал, а остальные слушают или не слушают;

— между психологическим комфортом и дискомфортом: на традиционном уроке редко создаютс€ услови€ дл€ живого, непринужденного общени€;

— между воспитанием и обучением: на обычном зан€тии воспитательное взаимо­вли€ние обучающихс€ пресекаетс€ преподавателем, у них нет возможности беседовать, поправл€ть, оценивать друг друга;

— между индивидуальным развитием и стандартами обучени€: в традиционном обучении редко осуществл€етс€ индивидуальный подход к каждому обучающемус€;

— между субъект-субъектными и субъект-объектными отношени€ми: на классическом зан€тии всегда действует принцип взаимоотношений «субъект-объект».

»нтерактивное обучение помогает преодолеть эти противоречи€. ¬ ходе интерактивного взаимодействи€ происходит активизаци€ познавательной де€тельности обучающихс€, повышение их самосто€тельности и инициативности.

Ёти две формы обучени€ могут и должны дополн€ть друг друга. ќбъедин€ет их степень активности обучающихс€ и воспитанников на зан€тии.

≈сли детский сад ставит перед собой задачу воспитать грамотного, способного к обучению, к решению жизненно важных задач ребенка, то инновационные методы, формы, средства сегодн€ должны быть более интенсивными и активными, чем традиционные.

Ёлементы интерактивного обучени€ можно использовать с детьми дошкольного возраста, но не напр€мую. Ќеобходимо учитывать специфику возраста и начинать с элементов мозгового штурма, эвристической беседы, развивающих большинство психических процессов дошкольника. ќ полномерном интерактивном обучении можно говорить начина€ со старшего дошкольного возраста.

¬иды интерактивных методов в развитии речи

ћ» –ќ‘ќЌ — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передава€ друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Ќапример, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложени€х о себе и передает микрофон другому ребенку. ¬се высказывани€ детей принимаютс€, одобр€ютс€, однако не обсуждаютс€.

ƒ≈Ѕј“џ — метод работы, в ходе которого дети сто€т в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передава€ микрофон друг другу, но высказывани€ обсуждаютс€: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решени€ проблемы. (Ќапример, у —ережи плохое настроение, поэтому дети предлагают способы, как подн€ть настроение или устранить проблему, котора€ повли€ла на настроение мальчика.)

¬ƒ¬ќ≈ћ — метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие пары и выполн€ют предложенное задание, например по очереди описывают картину.

÷≈ѕќ„ ј — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задани€ и внос€т свои предложени€ в имитированную цепочку. Ќапример, составл€ют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках. ƒругой вариант использовани€ данного метода: первый ребенок называет объект, второй — его свойство, третий — объект с теми же свойствами. Ќапример, морковь — морковь сладка€ — сладким бывает сахар — сахар белый и т. д.

—Ќ≈∆Ќџ…  ќћ — метод работы, в ходе которого дети объедин€ютс€ в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполн€ют общее задание, договорившись о четкой последовательности действий каждого члена группы. Ќапример, стро€т дом, где заранее договариваютс€ об очередности действий каждого члена команды и цвете, с которым будет работать ребенок.

—»Ќ“≈« ћџ—Ћ≈… — метод работы, в ходе которого дети объедин€ютс€ в малые группы, выполн€€ определенное задание, например, рисунок на листе бумаги.  огда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. ѕо завершении работы составл€ют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

 –”√ »ƒ≈… — интерактивные методы обучени€, когда каждый ребенок или кажда€ группа выполн€ют одно задание, например составл€ют сказку по-новому, обсуждают ее, затем внос€т предложени€ или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы  олобок осталс€ живым; как помочь  олобку обхитрить лисичку и тому подобное).

ќЅў»… ѕ–ќ≈ “ — метод работы, в ходе которого дети объедин€ютс€ в несколько групп (3−4). √руппы получают разные задани€, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например нарисовать свои любимые зимние развлечени€ и рассказать о них.  ажда€ группа представл€ет свой проект — коллективную работу ««имние развлечени€», и его совместно обсуждают.

ј——ќ÷»ј“»¬Ќџ… ÷¬≈“ќ  — метод работы, в ходе которого дети объедин€ютс€ в несколько групп дл€ решени€ общей задачи: на доске закрепл€етс€ «середина» цветка с изображением определенного пон€ти€, например, «игрушки», «цветы», «фрукты», «животные».  ажда€ группа подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого пон€ти€. ѕобеждает команда, котора€ создаст наибольший цветок (с наибольшим количеством подобранных картинок-ассоциаций или слов-ассоциаций).

«ƒ≈–≈¬ќ –≈Ў≈Ќ»…» — метод работы, который включает несколько этапов. ¬ыбор проблемы, не имеющей однозначного решени€, например: «„то нужно дереву дл€ счасть€?». –ассматривание схемы, в которой пр€мо­угольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), пр€мые линии — «ветки» (пути ее решени€), а кружочки — «листочки» (решение проблемы). –ешение проблемы: дети подгруппами договариваютс€, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и т. п., размеща€ их на «дереве решений» и объ€сн€€ свой выбор.

ћЌќ√ќ јЌјЋ№Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№ — метод работы с детьми, в ходе которого об€зательно задействуютс€ различные анализаторы: зрение, слух, ос€зание, вкус, обон€ние. Ќапример, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через воспри€тие различными анализаторами. ѕосле рассмотрени€ всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить дет€м творческие задани€: «прослушать» звуки картины через «наушники»; вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей; почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине; «выйти за пределы изображенного»; мысленно коснутьс€ картины, определить, какова ее поверхность (тепла€, холодна€), кака€ погода (ветрена€, дождлива€, солнечна€, жарка€, морозна€) и тому подобное. Ќапример, при рассмотрении картины «ѕрогулка в лесу» стоит задать следующие вопросы: « ак вы думаете, о чем говор€т девочки? –ассмотрите кору деревьев, кака€ она?» ѕослушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т. д.

ƒ»— ”——»я — это метод коллективного обсуждени€ какого-то сложного вопроса.   дискуссии готов€тс€ все участники образовательного процесса, активно привлекаютс€ все дети. «ƒискусси€» с английского — это то, что подлежит обсуждению, спору. ¬ конце дискуссии формулируетс€ единое коллективное решение задачи, проблемы. ¬опросов (задач) необходимо предлагать не более п€ти. ‘ормулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгл€ды относительно выдвинутой проблемы. ƒети учатс€ высказывать собственное мнение: «я думаю…», «я считаю…», «ѕо моему мнению…», «я согласен, но…», «я не согласен, потому что…».

ћќ«√ќ¬јя ј“ј ј (мозговой штурм) — один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Ётот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов. ƒаетс€ врем€ дл€ индивидуального размышлени€ над проблемой (до 10 мин.), а через некоторое врем€ собираетс€ дополнительна€ информаци€ по поводу прин€ти€ решени€. ƒети — участники мозговой атаки должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решени€ проблемы, которые нужно выслушать, и прин€ть единственное правильное ре­шение.

¬» “ќ–»Ќј — познавательна€ игра, котора€ состоит из речевых задач и ответов на темы из различных отраслей знаний. ќна расшир€ет общепознавательное и речевое развитие детей. ¬опросы отбираютс€ с учетом возраста, программных требований и уровн€ знаний детей.

Ѕ≈—≈ƒј-ƒ»јЋќ√ — метод взаимодействи€, направленный на соучастие детей с тем, кто выступает. ¬ ходе зан€ти€ с подачи знаний, закреплени€ материала воспитатель задает сопровождающие вопросы дет€м чтобы проверить, как они понимают представленную информацию.

ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»≈ ѕ–ќЅЋ≈ћЌџ’ —»“”ј÷»… — метод взаимодействи€ взрослого и детей дл€ решени€ поставленной проблемы. —итуаци€ моделируетс€ воспитателем специально.

«„“ќ? √ƒ≈?  ќ√ƒј?» — активный метод, в ходе использовани€ которого преобладает сотрудничество, творческое решение проблем, взаимный обмен мнени€ми, собственными знани€ми и умени€ми и т. п.

««ј » ѕ–ќ“»¬» — метод работы с детьми, в ходе которого дет€м предлагаетс€ решить проблему с двух сторон: за и против. Ќапример, ставитс€ задача рассказать, почему нравитс€ зима (аргумент — «за») и почему не нравитс€ зима (аргумент — «против»).

ѕ–≈ƒ¬»ƒ≈Ќ»≈ — метод работы с детьми, в ходе которого предлагаетс€ «предсказать» возможные варианты решени€ проблемы. Ќапример, предложить дет€м назвать все осенние мес€цы, рассказать о том, что они ожидают от каждого мес€ца. ѕредставить себ€ на месте одного из мес€цев и рассказать о своих предсказани€х: «я первый мес€ц осени — сент€брь».

ѕќ ј«”’ј — метод работы, в ходе которого дет€м предлагаетс€ поделитьс€ на коман­ды, кажда€ из которых загадывает слово и, использу€ невербальные средства, представл€ет это слово другой команде, котора€ должна его отгадать.

«ј „“ќ ЅџЋќ Ѕџ, ≈—Ћ»…» — метод работы, в ходе которого дет€м предлагаетс€ подумать и высказать свои предположени€, например: «ј что было бы, если бы исчезли все деревь€ на «емле?», «ј что было бы, если бы хищные животные в сказках стали вегетарианцами?» и т. п.

¬ќќЅ–ј∆ј≈ћјя  ј–“»Ќј — метод работы, в ходе которого дет€м предлагаетс€ встать в круг и каждому по очереди описывать воображаемую картину (первому ребенку дают чистый лист бумаги с будто нарисованной картиной, затем он передает лист с мысленной картиной другому участнику игры, и тот продолжает мысленное описание).

«„“ќ ћќ∆Ќќ ƒ≈Ћј“№?» — метод работы, в ходе которого дети учатс€ осознавать полифункциональные свойства предметов. Ќапример: «ѕредставьте, как еще можно использовать карандаш (как указку, дирижерскую палочку, термометр, жезл и т. п.)».

ѕ≈–≈¬ќѕЋќў≈Ќ»≈ — интерактивные методы обучени€, когда дет€м предлагаетс€ поделитьс€ на команды и представить себ€ на месте какого-то предмета (книги, ручки, стола, куклы) и презентовать себ€ с точки зрени€ выбранной роли.

— ј« ј ЌјќЅќ–ќ“ — метод работы, в ходе которого дет€м предлагаетс€ поделитьс€ на две команды и составить свою сказку по-другому, замен€€ основные пон€ти€ на противоположные.  ажда€ команда получает задание — сочин€ет свою сказку. ѕример: «∆или себе дед и баба. » была у них собака ∆ук. » принес им ∆ук косточку, не простую, а сахарную. Ѕаба варила ее, варила и не сварила. ƒед варил-варил и не сварил.  ошка прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. ƒед смеетс€, баба смеетс€…»

 ќЋЋј∆ — метод работы, в ходе которого дет€м предлагаетс€ поделитьс€ на две команды и дорисовать на листе бумаги свою картину (например, фигуру неправильной формы) всеми подручными материалами и рассказать о ней 2−3 предложени€ми.

–≈ Ћјћј — метод работы, в ходе которого дет€м предлагаетс€ поделитьс€ на две команды, кажда€ из которых выбирает любой предмет и пытаетс€ назвать все его положительные качества и функции, которые помогут привлечь к нему внимание других.

 роме вышеназванных интерактивных методов обучени€ дошкольников, в практике работы активно используютс€ следующие: творческие задани€, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревновани€ (старший дошкольный возраст)), интеллектуальные разминки, работа с нагл€дными видео- и аудио­материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и т. п.

“аким образом, интерактивное обучение на зан€ти€х (в том числе и интегрированных) происходит:

— в парах (2 ребенка);

— в микрогруппах (3−4 ребенка);

— в малых группах (5−6 детей) вместе с воспитателем.

ѕри оценивании высказываний детей не стоит употребл€ть слово «правильно», надо говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказывани€м.

 огда ребенок дошкольного возраста вежливенько сидит на стульчике, смотрит на теб€ и просто слушает — он не учитс€.

ѕочему интерактивные методы редко примен€ют?

  • ѕривычка многих воспитателей использовать в работе объ€снительно-иллюстративные, монологические методы, про€вл€ть конформизм, беспрекословно подчин€тьс€ требовани€м и принципам других.
  • Ќедоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам; дефицит опыта их эффективного применени€, активного самоопределени€, прин€ти€ ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то).
  • ќпасение выгл€деть в глазах других белой вороной, смешной, беспомощной, неумелой.
  • «аниженна€ самооценка, чрезмерна€ тревожность педагогов.
  • —клонность к чрезмерной критике.
  • Ќеумение быстро переключатьс€, приспосабливатьс€ к новым услови€м и требовани€м.
  • Ќесформированность педагогической рефлексии, способности объективно себ€ оценивать, соотносить свои возможности, желани€ с требовани€ми вре­мени.

Ќеобходимость внедрени€ в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку сегодн€, как никогда ранее, повышаютс€ требовани€ к обновлению дошкольного образовани€ воспитанников; происходит дифференциаци€ и индивидуализаци€ образовани€; измен€ютс€ требовани€ к качеству дошкольного образовани€.

 

 омментарии:

 

ƒл€ того, чтобы оставл€ть комментарии, вам нужно авторизоватьс€ на сайте.

≈сли вы еще не €вл€етесь пользователем этого сайта Ч самое врем€ зарегистрироватьс€.

 

 
 
  »здательска€ фирма Ђ—ент€брьї  
 

∆урналы

∆урнал руководител€ управлени€ образованием

ƒиректор школы

ѕрактика административной работы в школе

ёридический журнал директора школы

ѕрактика управлени€ ƒќ”

 ниги

Ѕиблиотека журнала Ђƒиректор школыї

Ёлектронные книги

 омпакт-диски

”правленческий опыт

Ќормотворческа€ де€тельность

ћетодическа€ поддержка

ѕедагогика и психологи€

»нтернет-проекты

Direktoria.Org

    

»нтернет-магазин

ѕервый в –оссии специализированный интернет-магазин дл€ школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


ƒиректору
«авучу
ѕедагогу
¬оспитателю

 

«аказ товаров через интернет и по телефону. ƒоставка почтой по –оссии. Ћюбые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Ќовостные рассылки

јктуальна€ информаци€ дл€
руководителей образовани€

    

 онтакты

“елефон: (495) 710-30-01

‘акс: (495) 710-30-02

Ёлектронна€ почта: info@direktor.ru

јдрес и схема проезда

 

јвторам

–екламодател€м

–аспространител€м

ѕодписным агентствам

 

 

 

¬ социальных сет€х:

Ѕлог Ђƒиректора школыї на pedsovet.org —ообщество Ђƒиректор школыї в ∆ивом ∆урнале “виттер Ђƒиректора школыї √руппа Ђƒиректор школыї ¬контакте —ообщество дл€ руководителей сферы образовани€ в ‘ейсбуке √руппа Ђƒиректор школыї на ѕрофессионалы.ru —ообщество Ђƒиректор школыї в ћойћир
 

 

 
 



© ќќќ Ђ»здательска€ фирма Ђ—ент€брьї.
 оммерческое использование материалов сайта запрещено. Ќекоммерческое использование допускаетс€ только при наличии ссылки на сайт.