Практика управления ДОУ :: Статья «Начинать с детства»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Начинать с детства»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №1 2018 г.
Рубрика материала: Методическая работа
Авторы: Кушкова Татьяна Владимировна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (231890 байт)

Дополнительные файлы:
На что обратить внимание?.pdf


   

 

«Творческая дорога» многих людей тянется с детства. У кого-то она прямая, у кого-то — тернистый путь. Причины могут быть разные, но вполне очевидно, что от нас, взрослых, зависит будущее детей: смогут ли они развивать свои интересы, способности, реализовывать собственный творческий потенциал. И прежде всего это касается педагогических работников, которые смогут создать необходимые условия для изучения, выявления, развития интересов, склонностей воспитанников и научить родителей организовать в семье деятельность по удовлетворению потребностей, совершенствованию способностей ребенка.

Заглянем в детство…

Представим: ребенок с радостью проходит период детства, где ему создаются благоприятные условия для формирования его как личности, а также для развития интереса, склонностей к какому-либо виду деятельности. Затем эта «эстафетная палочка» передается в школу, где он — обучающийся, осваивает образовательные программы и продолжает заниматься своим увлечением, реализуя собственные потребности. Благодаря этому, переходя из класса в класс, он постепенно осознает свой выбор в профессиональной деятельности и к концу обучения четко знает, какую профессию хочет освоить, т. е. кем хочет быть. После этого получает профессиональное образование и смело «отворяет двери» во взрослую жизнь, где трудится по призванию, самореализуется на жизненном пути.

Какая получилась воображаемая картинка? Светлая, радужная, благополучная, не правда ли? А если ее соотнести с реальной жизнью, совпадет ли она? Думаю, что далеко не всегда! Бывают случаи, когда обучающиеся перед окончанием школы не могут определиться с выбором профессии, хотя педагогами принимаются определенные меры для этого. Почему? Чтобы четко ответить на этот вопрос, нужен глубокий, всесторонний анализ всех факторов: психологических, педагогических, социальных, экономических и т. д. для конкретной личности. Его могут осуществить компетентные специалисты. Могу лишь предположить, высказать свое мнение, обратившись к важнейшему периоду — детству, который является сензитивным для развития дошкольника.

От того, как пройдет детство, какие условия будут созданы для развития ребенка, и будет зависеть его будущее! Навряд ли кто-то будет оспаривать утверждение Л. Н. Толстого «от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние».

Не буду повторять все возможности периода детства для развития ребенка, а остановлюсь лишь на одном из важнейших вопросов — это его интересы и склонности.

К одной из должностных обязанностей воспитателя относится: «Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации…» (Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», раздел «Должностные обязанности»). Кроме того, определена задача по ФГОС ДО: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). Отмечу, что задачи логично вытекают одна из другой: вначале изучают, затем создают условия. Поэтому, перед тем как выполнять задачу по ФГОС ДО, следует изучить личность ребенка, его интересы и склонности, тем более что это является должностной обязанностью воспитателя.

Как на практике выполняется эта должностная обязанность? Предполагаю, что не всегда качественно. Почему? Обозначу возможные причины: большая загруженность педагога, чрезмерная уверенность в своем профессиональном опыте, который, по его мнению, позволит выявить интересы, склонности воспитанника без каких-либо усилий, непонимание педагогическим работником значимости периода детства для развития личности на протяжении всей жизни и др.

А как в семье уделяется внимание выявлению и развитию интересов, склонностей ребенка? Предполагаю, что не в каждой семье уделяется должное внимание этому вопросу. Почему? Возможно, отсутствие знаний родителей о ценности раннего выявления и развития склонностей ребенка по причине их недостаточного психолого-педагогического просвещения, а также неполные семьи, и, как правило, большая загруженность мам или пап и т. д.

Приведу пример из реальной жизни. Как-то раз я ехала в поезде, и, как обычно бывает в дороге, завязался разговор с попутчиком, мужчиной средних лет. Поговорили о том о сем, и когда предметом обсуждения стала сельская местность, он как-то сразу оживился, глаза его радостно заблестели, и попутчик начал увлеченно рассказывать: «Мое детство и школьные годы прошли в деревне. Недалеко от нашего дома находилось небольшое озеро. Когда мне было три или четыре года (по словам мамы), я любил ходить на озеро и смотреть на лошадей, которых водили на водопой. Встав в сторонке, я с восторгом смотрел на лошадей: как они спускаются с угора к озеру, пьют воду, фыркают, на их поведение между собой. Когда слышался окрик конюхов с использованием ненормативной лексики, я ощущал дискомфорт, жалел их. Потом я стремглав бежал домой и с порога взахлеб говорил: „Мама, я видел, как лошади бегут с угора к воде, как пьют воду! Одну лошадку не пускают другие лошади к воде, толкают, мне жалко ее…“». Я тихо спросила: «Мама с вами беседовала о лошадях?»."Да не особо. Ей некогда было. Ведь я не один был в семье. Много у нее было домашней работы, — с небольшим огорчением продолжил он. — Даже когда стал взрослым, она вспоминала с улыбкой: «Как же ты часто рассказывал о лошадях, надоедал с вопросами». Кстати, некоторые подробности про лошадей, что я маме рассказывал, она сообщила, я не все помню, ведь маленький был", — добавил попутчик. — Еще мама говорила, что я научился самостоятельно читать в четыре года. Подходил к ней с буквами, спрашивал, какая буква, затем складывал их, постепенно научился читать и в шесть лет ночью читал «взрослые» книжки с фонариком под одеялом, чтобы она не ругалась. Потом пересказывал их младшей сестре. Это я помню", — улыбаясь дополнил мужчина. «Ну, а потом интересовались ли вы лошадями?» — осторожно спросила я. «В школьные годы летом был на сенокосе, метал сено, часто ездил верхом на лошадях. Мне это очень нравилось, — с теплой грустью сказал он. — А потом я стал жить в городе, трудился рабочим и забыл о них», — с легкой горечью закончил попутчик, взгляд его стал задумчивым; он как-то сразу замолчал и как будто ушел в себя, словно листая какие-то страницы своей «жизненной книги».

Безусловно, я не знаю подробностей этой ситуации: полная семья или нет, количество детей, профессию мамы, имелись ли у нее возможности для общения с детьми и т. д. Могу лишь только предположить, что мама была для сына тем взрослым, с которым ему хотелось беседовать: рассказывать о впечатлениях, спрашивать и получать ответы. По моему мнению, мальчик был очень способный и проявлял устойчивый интерес к познавательной деятельности. В 3−4 года он наблюдал уже за поведением, взаимодействием лошадей друг с другом, проявлял сострадание к ним и т. д. К тому же самостоятельно научился читать и пересказывать содержание книг. Мама, видимо, доверяла ребенку, отпускала его одного к озеру, так как он был самостоятельным. Поэтому у мальчика была возможность заниматься любимым делом: наблюдать за лошадьми, их поведением. Это можно отнести к позитивным моментам. Но, видимо, у мамы совсем не было свободного времени, да к тому же она и не знала, что возраст дошкольника от 3 до 5 лет является сензитивным периодом для развития его познавательной потребности. Поэтому необходимо удовлетворять потребности и развивать познавательную активность ребенка. По этой причине, вероятно, познавательная потребность мальчика удовлетворялась не в полной мере, интерес не перерос в склонность, а также впоследствии изменились социально-бытовые условия (переехал в город), и постепенно он исчез. Таких примеров может быть много.

Какие пожелания для родителей вытекают из этой ситуации?

Родителям следует удовлетворять познавательные потребности ребенка, развивать его активность, интересы, склонности. В случае если семья неполная и есть несколько детей, а у мамы нет свободного времени, может быть, ей попросить старшего ребенка заниматься с младшим его любимым делом: например, наблюдать, беседовать, создавать продукты детской деятельности и т. д.

Несомненно, педагогам в первую очередь необходимо быть внимательными к интересам, просьбам воспитанников: беседовать с ними, создавать условия для любимых занятий. Важно помнить: ни один детский вопрос не должен оставаться без внимания, нельзя игнорировать или пресекать желание ребенка заниматься каким-либо видом деятельности. Мы нечаянно можем «погасить» у воспитанника вспыхнувший интерес к чему-либо, а это значит, что лишаем его возможности перерасти в какую-либо склонность.

Педагогическим работникам следует научить родителей поддерживать познавательную активность ребенка, создавать условия для развития его интересов, склонностей.

Вспоминается еще ситуация, отличающаяся от предыдущей. Однажды летом я находилась в небольшой лесной деревеньке. Каждый день, проходя мимо одного дома, вокруг которого стояли различные постройки, я обратила внимание на пятерых детей разного возраста (на вид — от 3 до 7 лет), которые что-то дружно сооружали: мальчишки постарше увлеченно, держа в руках небольшие молотки, забивали гвозди в «доски» (бросовый материал), дошкольники помладше подносили их. Правда, гвозди не всегда попадали куда надо. Но это и неважно! Главное — как горели их глаза, чувствовалось, что им комфортно в своем разновозрастном сообществе и очень нравится «строить» задуманное.

В один из дней я подошла к ним и с улыбкой начала разговор: «Какие молодцы! Как у вас хорошо получается! А что вы строите?» Мальчики громко, наперебой отвечали: «Мы строим дом для всех»! «А когда вы построите, можно я зайду к вам в гости? — спросила я. — Мне очень интересно посмотреть, что у вас получится». «Да, да, приходите!» — оживленно отвечали они, и молотки их «заработали» еще быстрее. Взрослых рядом с ними я ни разу не видела. Может быть, они подходили когда-то, а может, и нет. Но это детей не огорчало. Напротив, они как будто наслаждались свободой и возможностью самостоятельно делать то, что задумали, поэтому и делали все уверенно и с большим желанием. Каково было мое удивление, когда как-то в магазине, где были все виды товаров, включая продовольственные, я увидела, что эти мальчишки покупали не сладости, не игрушки, как обычно дети выбирают, а гвозди! Когда они уже расплатились с продавцом, один мальчик, засунув руку в карман и важно достав оттуда монету, радостно воскликнул: «У меня вот еще два рубля, взвесьте еще гвоздей!» Потом, поспешно схватив «драгоценные» материалы, он с довольным видом посмотрел на своих друзей, и стремительно, с ликующим воплем мальчишки помчались к объекту своего «строительства».

И вот наконец, в один солнечный день, когда «дом был построен», я подошла к «строителям» и спросила: «Я могу зайти к вам в гости»? «Да, заходите!» — воскликнули дети (самых маленьких с ними не было) и устремились вовнутрь. Я зашла вслед за ними в небольшое детское сооружение, с четырех сторон обнесенное досками, где приколоченными, а где и приставленными друг к другу, и даже имеющее подобным образом «крышу». Мальчишки показали место, куда мне можно присесть, и наперебой, с увлечением начали рассказывать, что для кого предназначено. «Как уютно у вас, как хорошо здесь отдыхать», — сказала я. «Мы еще кошку приносили, но она убежала», — громко сообщил «строитель» помладше. В конце беседы самый старший из детей заявил: «Мы решили этот дом разобрать и построить новый, двухэтажный». Все с радостью подтвердили. «Где хотите построить?» — серьезно спросила я. «Через дорогу, около леса», — ответил он. «Хорошо — подумала я. — Там столько природного материала, его можно использовать творчески».

В процессе наблюдений я увидела все компоненты трудовой деятельности: мотив — возможно, дети видели, как взрослые сооружают постройки, и у них возникло желание потрудиться; цель — мальчики самостоятельно ее поставили (построить свой «дом»); средства — рабочие инструменты (молотки, гвозди, небольшие доски (бросовый материал)), навыки и умения (подносить материал, забивать гвозди — по возможностям), совместное планирование работы и распределение обязанностей, самоконтроль в процессе труда; результат — построенный «дом».

Какова роль взрослых? По моему мнению, они поступили мудро. Не стали подавлять интерес дошкольников, вмешиваться (там были не только малыши, но и дети постарше; возможно, когда возникали вопросы, дети подходили к родителям, спрашивали), а предоставили им все необходимое: инструменты, материал и, самое главное, свободу. Вот поэтому, на мой взгляд, достаточно длительно поддерживался интерес мальчишек к деятельности и достижению результата. Причем, когда он был достигнут, дети поставили более сложную задачу.

Не знаю, кем станут эти мальчишки, когда вырастут, но я уверена: благодаря тому, что их интерес был поддержан взрослыми, в дальнейшем они будут помогать родителям сооружать постройки, а сформированные навыки помогут им во взрослой жизни.

Из всего вышеизложенного вытекает утверждение, которое, на мой взгляд, можно считать постулатом: взрослым (педагогам, родителям) с самого детства необходимо изучать, выявлять и развивать интересы, склонности каждого ребенка с учетом его желания, сохранения здоровья.

Как помочь взрослым, чтобы были не хаотичные действия, а целенаправленная деятельность? Предлагается педагогу (воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, др.), заместителям руководителей, старшим воспитателям использовать журнал «Интересы и склонности воспитанников», применение которого позволит в системе осуществлять деятельность по изучению, выявлению, развитию способностей каждого ребенка.

Подробнее со структурой и формой журнала мы будем вас знакомить в последующих номерах журнала.

Взрослые! Обратите внимание!

  • Когда у дошкольников сформированы элементарные навыки, включая навыки по безопасности, то следует им предоставлять все необходимые инструменты для деятельности и — свободу. Если у них возникнет желание, то они сами пригласят взрослых, при необходимости зададут им вопросы, а также в ответ на их просьбу могут разрешить поприсутствовать в процессе деятельности и (или) при демонстрации результата своего труда.
  • Отмечая позитивное, следует коснуться и перегибов, которые могут встречаться у родителей из «благих побуждений». Когда они по своему усмотрению исходят из стремления сделать из своего чада великого спортсмена, музыканта и т. д., навязывают ребенку занятия какими-либо видами деятельности, несмотря на его желание. А если интереса нет к этому? Какие ужасные последствия могут быть? Это и нервные болезни, и психологические проблемы и т. д.
  • Ключевое требование к взрослым: создание условий для развития интереса, склонностей ребенка должно зависеть от его желания.
  • При этом важно соблюдать чувство меры. Не исключаются ситуации, когда у воспитанника есть какое-то увлечение и для удовлетворения потребностей, развития его склонностей в дошкольной организации создаются условия в образовательной и самостоятельной деятельности, а также он дополнительно посещает кружки. Но родители еще, проявляя «заботу», водят своего ребенка заниматься и в другие организации, что способствует чрезмерной нагрузке на него, которая может привести к переутомлению.

Важно педагогам проводить разъяснительную работу с родителями, и желательно, чтобы педагогические работники контролировали нагрузку каждого воспитанника.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.