Практика управления ДОУ :: Статья «Сенсорное воспитание»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Сенсорное воспитание»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №1 2018 г.
Рубрика материала: Уроки для сотрудников
Авторы: Денюкова Татьяна Борисова

Файлы материала:
 pdf  скачать → (94484 байт)


   

 

В настоящее время интерес к проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста вызван необходимостью предупреждения нарушений и коррекции их развития, определения путей ранней психолого-педагогической реабилитации, подготовки к дальнейшей социализации.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание — это последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Цель консультации для педагогов

Повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников.

Оборудование 

Маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы (манная, рисовая), вата, пенопласт, кусочки ткани, фольга, целлофановый пакет, бумага разных цветов, пластмассовые яйца — «киндер-сюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

Сенсорика — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка— это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают нам формировать целостные образы предметов.

Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме и размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре: гладкое / шершавое, твердое / мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь: плоское / объемное), температурные ощущения, барические ощущения — вес, тяжесть.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит от трех факторов.

Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т. п.

Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.

Что такое сенсорные эталоны?

Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют сенсорными эталонами.

Сенсорные эталоны представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлости и насыщенности.

Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов — главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать.

Значение воспитания

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство ребенка;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок: это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства: картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Задачи воспитания

В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).

В среднем дошкольном возрасте:

— формирование сенсорных эталонов;

— обучение детей способам обследования предметов;

— обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

— развитие у детей аналитического восприятия — умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты).

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.

Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

Знакомство с признаками

Лучше всего это делать по принципу трехступенчатого урока (Мария Монтессори).

  1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).
  2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»).
  3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).

Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное можно в игровой форме.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.