Практика управления ДОУ :: Статья «Театр дома»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Театр дома»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №1 2018 г.
Рубрика материала: Родительский совет
Авторы: Чемоданова Татьяна Викторовна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (92430 байт)


   

 

Какими же должны быть театрализованные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»?

Потребность в игре у детей велика. Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыплят, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котят и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и ситуационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и поэтому несут в себе большой положительный заряд.

Совсем маленькие дети — благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если папы и мамы понимают, куда и зачем можно приводить малыша.

В настоящий театр, например, двух-трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль-игру и даже привлечь к нему своего малыша, наверное, можно.

Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно постепенно:

«Посмотри малышка, что я тебе принесла», — говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его… Перед глазами малыша предстает забавная, пушистая мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе и весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук и, наконец, ложится с ней спать. Так продолжается несколько дней, потом девочка привыкает, и симпатичная собачка несколько помятая валяется в углу…

Что же произошло? Ушла новизна восприятия, появились новые впечатления, которые погасили в ребенке непосредственность тех первые чувств, который вызвал образ собачки, ее привлекательный внешний вид. Но вот неожиданно все меняется. Снова на собачку направлен восторженный взгляд. Знакомая собачка вдруг заговорила, ожила…

На пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая собачка:

— Гав, гав… — как-то по-щенячьи повизгивает собачка и затем уже совсем по человечьи:

— Нет, не надо сюда, я не хочу…

— Почему? — спрашивает мама

— Меня здесь не любят, — снова говорит собачка (говорит за нее мама)

— Ну не обижайся на Машу, — теперь уже опять говорит мама. — Вы снова подружитесь, и она будет любить тебя еще больше. А потом, и ты тоже виновата, почему все время молчала, почему не сказала, как тебя зовут, где жила раньше, почему не договорились с Машей, как будете жить вместе?

Было много еще маминых «почему», а Маша, изумленная, смотрела и слушала, а потом и сама заговорила:

— Собачка, скажи мне, как тебя зовут?

Мама заставила поверить Машу в реальность собачки. Это, конечно, не театр, но здесь присутствуют все его элементы: попытка драматизации действия, исполнение по ролям импровизированного диалога, выявление некоторых черт характера персонажа (обидчивость), и, конечно, сверхзадачей мамы было заставить Машу включиться в диалог, развернуть совместное с персонажем действие. Мама без дидактического нажима обучила девочку игровым приемам, будила ее воображение и фантазию, вела к элементарным творческим проявлениям.

Инсценировками, драматизациями, т. е. театральными играми, дошкольников всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре — они что-то говорят, двигаются.

При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от того, что они исполняют ту роль, которая им нравится.

Вряд ли стоит говорить о том, что в теат­рализованных играх создают законченные художественные образы, но в их сценических эпизодах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живая реалистическая радость как участникам игры, так и зрителям. Дети слушают, смотрят, запоминают, а потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.

Не всем детям удается принять участие в таком спектакле, хотя он является притягательным для всех без исключения. Но одних сковывает робость, стеснительность, других подводит нечистая речь, плохая память, несобранность, рассеянность. С такими детьми лучше работать малыми группами или специально предусматривать для них несильные роли.

К подбору исполнителей нужно подходить осторожно, чтобы впоследствии не травмировать детей неудачами, не подрывать у них веру в свои возможности.

В детском саду несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье один, два, даже три ребенка? Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и их часто бывает недостаточно для театра. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и цель у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы.

Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт. Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить их, поддержать творческие проявления.

Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие скоро принесет первые положительные результаты. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему чувствовать себя уверенно среди сверстников.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.