Практика управления ДОУ :: Статья «Тенденции в дошкольном образовании»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Тенденции в дошкольном образовании»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №1 2018 г.
Рубрика материала: Прообраз
Авторы: Шиян Ольга Александровна

Файлы материала:
 pdf  скачать → (93900 байт)


   

 

Интересно, что эти лучшие сады — они очень непохожие между собой, и это понятно: педагоги, которые работают в них, ориентируются на тех детей, с которыми работают, изменяют и придумывают новую среду для них. А вот те сады, которые боятся меняться, часто очень одинаковые, буквально на одно лицо.

Одна из причин того, что капиталовложений в дошкольное образование, в частности в строительство зданий нового типа, не так много, связана с тем, что есть иллюзия, будто для детей не так важно, в каких пространствах они проводят время. Но на самом деле сейчас в детских садах пространство устроено так, что оно предполагает очень мало свободы ребенка — и в передвижениях, и в выборе активности. Действительно нужны новые архитектурные решения, которые помогут сделать сад открытым пространством.

Открытое пространство помогает формировать другое детское сознание, но это требует и других компетенций от взрослых. Передвигаться с маленькими детьми по пространству, где группы открыты, гораз­до сложнее, чем там, где существуют ячейки и рамки, к которым привыкли дети.

Однако архитектура не единственное, на что нужны средства. Есть большие и болезненные вопросы о количестве детей в группах, о соотношении «взрослый — ребенок», распределении функционала, о грамотном оснащении детских садов не пластиковыми материалами, а действительно нужным для развития детской игры и мышления оборудованием. Все эти вопросы иногда требуют дополнительных капиталовложений, а иногда — рационального распределения имеющихся средств.

Существуют очень консервативные традиции. В самой традиционности ничего плохого нет. Плохо там, где традиция работает против детей. Например, в наших садах очень мало участия детей в планировании своей жизни, мало слышен «голос ребенка», мало произведений, в которых ребенок может себя выразить — очень часто дети воспроизводят образец. Часто недостаточно времени для свободной игры. Это большая проблема, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются основы умения выражать себя, свои чувства и мысли, быть в контакте с собой. Важно отметить, что эти проблемы являются обратной стороной благих намерений: ведь ни у кого нет идеи задушить детскую свободу, но взрослые ставят задачу помочь детям освоить культуру. Остается непонятным, как совместить освоение культуры и детское самовыражение, эмоциональный комфорт. И в этой ситуации часто кажется, что освоение норм — задача первоочередная, а возможность создать свой замысел — развернутой игры, проекта или произведения — второстепенная. Эта ситуация базируется на глубоко укорененных в обществе ценностях.

Например, интересные данные по этому вопросу есть в знаменитом социологическом исследовании «Всемирный обзор ценностей», которое идет с 1981 года (Россия в конце 1980-х присоединилась к этому исследованию). В частности, оно показывает, насколько у граждан разных стран представлена ценность самовыражения. Так вот, данные исследования показывают, что у российских респондентов ценность безопасности проявлена гораздо сильнее ценности самовыражения. Понятно, что есть исторические причины такого положения дел, но в настоящее время человек, не умеющий ставить цели и совершать осознанный выбор, никогда не станет ни счастливым, ни успешным.

Проблема состоит в том, как обустроить жизнь в саду, чтобы там было место для детской инициативы и целеполагания. И кстати, для инициативы и целеполагания педагогов, потому что часто они сами находятся в таких условиях, когда не могут ни выбирать программу, по которой работают, ни менять среду в группе с учетом детских интересов и смыслов и т. д. А если воспитатели не могут проявлять инициативу они, скорее всего, не смогут и создать условий для инициативы детей!

Если говорить о зарубежных практиках, то ярким примером является Reggio Emilia. Она появилась и как ответ Л. Малагуцци и его единомышленников на травматические события, связанные с тоталитарным режимом в итальянской культуре. Их задачей было создать сообщество, где дети и взрослые почувствуют себя свободными и будут открыты возможности создавать новое. Феномен Reggio состоит в том, что их идеи оказались не национальными, а универсальными и их подхватили во всем мире. Главное открытие Реджио-подхода — это идея, что ребенок, у которого, по выражению Л. Малагуцци, сто языков, в современном мире, требующем креативности, может стать ресурсом для взрослых. Взрослые могут учиться в некоторых отношениях у детей — их умению играть, свободе воображения и т. д.

В целом есть некоторые общие тенденции в развитии мирового дошкольного образования. По всему миру детские сады склоняются к партиципативной педагогике, когда дети участвуют как активные субъекты в течение дня в планировании исследований, проектов и событий.

В России есть несколько ярких образовательных подходов, которые при этом прак­тикуются в очень небольшом количестве садов. В частности, можно сказать о ровеснической педагогике Евгения Шулешко. Когда-то у нее было много последователей, а сейчас, после принятия стандарта, можно было бы ожидать всплеска интереса к ней, ведь это технология создания детского сообщества, развития у детей умений договариваться и работать в команде — что может быть более актуальным?! Но пока массовой практике «ровесничество» неизвестно.

Еще в 1980-х годах под руководством Леонида Абрамовича Венгера в рамках программы «Развитие» были разработаны очень интересные технологии формирования у детей способностей через освоение наглядного моделирования. Оказалось, что дети уже в дошкольном возрасте могут использовать наглядные модели для понимания и создания чертежей, моделирования историй, составления схем и так далее. К сожалению, эта программа совсем не часто используется в детских садах.

То же можно сказать о программе Е. Е. Кравцовой «Золотой ключик», где в центре стоит развитие детской игры.

Про все эти подходы можно сказать, что они представляют огромную ценность, буквально новое слово в дошкольном образовании в мировом масштабе, но при этом еще слишком мало востребованы в наших детских садах.

Проблема состоит в том, что сейчас лучшие, по экспертным оценкам, практики в широком профессиональном сообществе считаются скорее нарушителями традиций.

Вот когда произойдет переоценка ценностей и они будут признаны ориентиром для дошкольного образования, развитие качества образования в детских садах по всей стране будет идти более интенсивно. А для этого нужны грамотные управленческие шаги.

В будущем количество лучших практик, которые пока единичны, будет увеличиваться. В педагогическом сознании они должны быть признаны и взяты за ориентир в построении современной системы дошкольного образования. Если так, то вся система будет развиваться гораздо интенсивнее.

Материал предоставлен PR-департаментом Образовательного блока «Рыбаков Фонда»

 

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.