Практика управления ДОУ :: Статья «Управленческие мысли»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Управленческие мысли»

 

Опубликовано: Практика управления ДОУ, №1 2018 г.
Рубрика материала: Школа управления
Авторы: Ушаков Константин Михайлович

Файлы материала:
 pdf  скачать → (91143 байт)


   

 

Мысль 1. Зачем нужны связи?

Мы уже довольно давно исследуем профессиональные связи, которые существуют (а большей частью отсутствуют) в образовательных организациях. Но мне кажется важным сделать одно уточнение.

Связи бывают сильными и слабыми. Сильные — это те, которые мы пытаемся обнаружить в наших организациях. Сильные, устойчивые профессиональные (а не личные) связи обеспечивают обмен информацией, реальный обмен опытом и знаниями, профессиональный рост. Они составляют социальный капитал организации.

А что такое слабые связи и какую роль они играют, если вообще играют? Это связи эпизодические, неустойчивые. Например, связи в социальных сетях. Хочу — участвую, хочу — нет, хочу часто, хочу редко. Что они дают? Как ни странно, они важны. Например, если вы ищете работу, то ее можно искать двумя путями: с помощью сильных связей, например с родственниками или близкими друзьями, или с помощью слабых, через случайные знакомства в тех же социальных сетях.

Какой способ эффективнее? Статистика говорит, что слабые связи работают лучше! Почему? Когда мы используем сильные связи, т. е. обращаемся к людям, которые хорошо нас знают, то они на основе этого знания включают подсознательно внутренний фильтр, отбрасывая те возможности, которые, как им кажется, мне заведомо не подходят, сужая для меня возможность выбора. Человек, который меня знает намного хуже (слабые связи), не ограничен этим знанием меня и просто вываливает на меня все возможности, предоставляя тем самым выбор мне. То есть слабые связи эффективны при поиске возможностей. Участие в какой-то конференции, короткое знакомство с новыми людьми может позволить мне найти новую идею, обнаружить новую возможность. Будет она реализована мной или нет — это уже другой разговор.

А вот для реализации идеи, обмена опытом, профессионального роста, предотвращения выгорания нужны устойчивые взаимные связи (которые мы и рассматриваем как основу социального капитала организации).

Со слабыми связями особых проблем нет, было бы просто желание и немного времени — интернет предоставляет для них широкие возможности, а вот со вторыми нужны серьезные усилия, потому что их, по нашим данным, маловато.

Мысль 2. Опасность успеха?

В одном крупном городе была очень успешная образовательная организация, долгое время находившаяся в топах всех рейтингов: отобранные дети, отборные педагоги. Но вдруг по болезни уходит ее руководитель. И естественно, назначается новый, причем варяг. Понятно, что ситуация для него крайне непростая. Однако новый взгляд на организацию обнаружил проблемы. В коллективе существует устойчивое нежелание что-либо менять. Зачем, если все давно и так хорошо, а мы лучшие? При этом руководителю было не совсем понятно, кому принадлежит больший вклад в высокие результаты — семье или организации, успехи за счет отбора детей и семей или за счет качества деятельности педагогов? Руководитель, однако, склонялся к мнению, что семьи играют большую роль. Он долго пытался что-то предпринять, но встречал жесткое сопротивление.

А в организации господствовало ощущение элитарности. Этот этап развития организации в терминологии И. Адизеса называется аристократизмом: все еще выглядит хорошо, но уже есть предвестники худших времен.

Ощущение руководителя полностью описывалось цитатой из Л. Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Какой там бег, не было ощущения даже легкого движения…

Руководитель определил ключевую проблему как завышенную самооценку маститых педагогов. И… попробовал ее расшатать. Не словами и убеждением, это было бесполезно и принималось в штыки. Он придумал отличный ход: стал возить группы педагогов по разным организациям за пределами своего региона (потому что в своем они не признавали никаких иных достижений, кроме собственных). И это оказалось весьма эффективным. Люди увидели, что кто-то работает не хуже, а даже лучше и совсем по-другому. Он посеял сомнение в своей исключительности. А кроме того, этими турами была нарушена изоляция, замкнутость (что гарантирует со временем ее де­градацию). Возникло беспокойство. Что дает, согласитесь, шансы.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.
 

Новостные рассылки

Актуальная информация для
руководителей образования

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.